Снятие и установка ремня ГРМ. 1 — шкив коленчатого вала, 2 — болт крепления шкива коленчатого вала (М3=118 Нм), 3 — клиновой ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости, 4 — защитная крышка №1 ремня ГРМ, 5 — защитная крышка №2 ремня ГРМ, 6 — защитная крышка №3 ремня ГРМ, 7 — ремень привода ГРМ, 8 — направляющая ремня привода ГРМ, 9 — электропроводка двигателя, 10 — защита электропроводки двигателя, 11 — шланги системы принудительной вентиляции картера, 12 — провода высокого напряжения, 13 — свеча зажигания, 14 — крышка головки блока цилиндров, 15 — прокладка, 16 — зубчатый шкив распределительного вала, 17 — болт крепления зубчатого шкива распределительного вала (М3=59 Нм), 18 — шкив насоса охлаждающей жидкости, 19 — натяжной ролик ремня привода ГРМ, 20 — болт крепления натяжного ролика ремня ГРМ (М3 = 37 Н м), 21 — зубчатый шкив коленчатого вала для ремня ГРМ, 22 — пружина натяжного ролика.
Снятие ремня ГРМ
Содержание
1. Снимите ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости.
- а) Отпустите 4 болта крепления шкива насоса охлаждающей жидкости.
- б) Отпустите болт крепления генератора и регулировочный болт-фиксатор.
- в) Освободите регулировочный болт и снимите ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости.
- г) Выверните 4 болта крепления и снимите шкив насоса охлаждающей жидкости.
2. Выверните свечи зажигания, предварительно сняв провода высокого напряжения, удерживая их только за резиновые чехлы.
3. Снимите крышку головки блока цилиндров.
- а) Отсоедините:
- (1) разъем генератора.
- (2) провод генератора.
- (3) разъем датчика аварийного давления масла.
- (4) два хомута электропроводки.
- б) Отверните 2 болта, крепления и снимите защитный чехол электропроводки.
- в) Отсоедините 2 шланга системы принудительной вентиляции картера от крышки головки блока цилиндров,
- г) Отверните 4 колпачковые гайки и снимите уплотнительные шайбы, крышку и прокладку крышки.
4. Установите поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия.
- а) Проверните шкив коленчатого вала и совместите канавку на шкиве с меткой «О» на защитной крышке №1 ремня привода ГРМ.
- б) Убедитесь, что отверстие в шкиве привода распределительного вала совместилось с меткой на крышке его подшипника.
В противном случае проверните коленчатый вап на один оборот (360°).
5. Снимите шкив коленчатого вала.
- а) Используя подходящее приспособление, отверните фиксирующий болт шкива.
- б) С помощью съемника снимите (спрессуйте) шкив коленчатого вала.
6. Снимите защитные крышки ремня привода ГРМ.
7. Снимите направляющую ремня привода ГРМ.
8. Снимите ремень привода ГРМ.
Примечание: в случае повторного использования ремня нарисуйте стрелку направления движения ремня (в сторону вращения коленчатого вала двигателя) и сделайте метки на ремне и шкивах, как показано на рисунках.
- а) Отпустите болт крепления натяжного ролика, переместите его до упора влево и затем временно зафиксируйте его в этом положении тем же болтом крепления.
- б) Снимите ремень привода ГРМ.
9. Снимите натяжной ролик и натяжную пружину, вывернув полностью болт крепления натяжного ролика.
10 При необходимости снимите зубчатый шкив коленчатого вала. В случае затруднений используйте 2 отвертки.
Примечание: для предотвращения повреждения элементов блока цилиндров подложите ветошь, как показано на рисунке.
11. При необходимости снимите зубчатый шкив привода распределительного вала.
Удерживая распределительный вал от проворачивания, установив разводной ключ на шестигранную его часть, отверните фиксирующий болт и снимите шкив.
Примечание: при выполнении этой операции не повредите разводным ключом головку блока.
Установка ремня ГРМ
Примечание: не допускайте попадания воды или масла на зубчатые шкивы распределительного и коленчатого валов и держите их в чистоте.
1. Установите зубчатый шкив привода распределительного вала (если был снят).
- а) Совместите установочный штифт на носке распределительного вала с канавкой зубчатого шкива и насадите шкив на распределительный вал.
- б) Временно установите болт крепления шкива.
- в) Удерживая распределительный вал за его шестигранную часть разводным ключом, затяните болт крепления шкива распределительного вала (М3=59 Нм).
2. Установите зубчатый шкив коленчатого вала (если был снят).
- а) Совместите шпонку на коленчатом валу со шпоночной канавкой зубчатого шкива.
- б) Насадите шкив на носок коленчатого вала до упора отбортовкой вовнутрь.
3. Временно установите натяжной ролик и натяжную пружину.
- а) Закрепите ролик болтом, не затягивая последний.
- б) Установите натяжную пружину.
- в) Оттяните ролик влево до упора и затяните болт.
4. Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ в конце такта сжатия.
- а) Установив разводной ключ на шестигранный участок распределительного вала, поверните его и со-вместите метку на крышке подшипника распределительного вала с центром малого отверстия на шкиве распределительного вала.
- б) Используя болт крепления зубчатого шкива коленчатого вала, поверните коленчатый вал и совместите синхронизирующие метки на зубчатом шкиве и на корпусе масляного насоса.
5. Установите зубчатый ремень ГРМ.
Предупреждение: двигатель должен быть холодным.
Примечание: в случае повторного использования ремня совместите нанесенные ранее метки на шкивах и ремне и учитывайте направление вращения ремня.
Установите зубчатый ремень ГРМ, соблюдая метки и обеспечивая необходимое натяжение на участке между зубчатыми шкивами коленчатого и распределительного валов.
6. Проверьте правильность установки ремня (фазы газораспределения)
- а) Медленно отпустите болт крепления натяжного ролика.
- б) Медленно по часовой стрелке по- верните коленчатый вал на 2 оборота от ВМТ до ВМТ, предварительно установив болт крепления зубчатого шкива.
- в) Убедитесь, что синхронизирующие метки на каждом шкиве совпадают с соответствующими метками на корпусе масляного насоса (для шкива коленчатого вала) и на крышке подшипника распределительного вала, как показано на рисунке.
- г) Затяните болт крепления натяжного ролика (М3=37 Нм).
- д) Временно отверните болт крепления зубчатого шкива коленчатого вала
7. Проверьте натяжение зубчатого ремня.
- Прогиб ремня ГРМ под действием усилия 20 Н в точке, указанной на рисунке — 5-6 мм
Если прогиб не соответствует техническим условиям, переставьте натяжной ролик.
8. Установите направляющую зубчатого ремня отбортовкой наружу, как показано на рисунке.
9. Установите защитные крышки №1, NB2 и №3 ремня ГРМ.
- Момент затяжки болтов — 7,4 Нм
10. Установите шкив коленчатого вала (для привода генератора и насоса охлаждающей жидкости).
- а) Совместите шпонку на коленчатом валу с пазом шкива и насадите шкив на вал.
- б) Используя подходящее приспособление заверните и затяните крепежный болт шкива коленчатого вала (М3=118 Нм).
11. Установите крышку головки блока цилиндров (крышку механизма газораспределения).
- а) Удалите с поверхностей старый герметик.
- б) Нанесите свежий герметик на места, показанные на рисунке.
Примечание: при использовании старой прокладки нанесите герметик на всю контактную поверхность.
- в) Установите прокладку на крышку механизма газораспределения.
- г) Установите крышку на место и за-крепите ее через уплотнения 4-мя колпачковыми гайками (М3=6 Нм).
- д) Присоедините 2 шланга системы принудительной вентиляции картера к крышке головки блока цилиндров
- е) Закрепите защиту электропроводки 2-мя болтами.
- ж) Присоедините: разъем генератора (1), провод генератора (2), разъем датчика аварийного давления масла (3), два хомута электропроводки (4).
12. Установите свечи зажигания и подсоедините провода высокого напряжения.
13. Установите ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости.
- а) Временно закрепите шкив насоса охлаждающей жидкости 4-мя болтами.
- б) Наденьте ремень привода и закрепите регулировочный болт и болт крепления генератора. Стопорный болт регулировочного болта следует затягивать только после регулировки натяжения ремня привода генератора и насоса охлаждающей жидкости.
- в) Затяните 4 болта шкива насоса.
14. Отрегулируйте натяжение ремня привода генератора и насоса охлаждающей жидкости (см. главу «Общие процедуры проверки и регулировки»).