Если двигатель находится в автомобиле, сначала необходимо выполнить следующие действия:
1. Отсоединить провод на массу аккумулятора.
2. Снять клиновой ремень генератора.
3. Отвернуть и снять шкив водяного насоса (фото 1.138).
4. Отвернуть и снять верхнюю крышку ремня распределения.
5. Отвернуть гайки и болты крышки клапанов и снять крышку вместе с прокладкой и усиливающими ремнями. Отсоединить патрубок отвода воздуха картера.
6. Обозначить расположение шкива коленвала относительно зубчатой шестерни коленвала, затем отвернуть четыре болта с гнездовыми головками и снять шкив (фото 1.119).
7. Отвернуть и снять нижнюю крышку распределения.
8. Ослабить крепящие болты шестерни распределения на вале распределения, на промежуточном вале и на коленвале Каждая из шестерен распределения прикручена болтом с шайбой. Чтобы сделать неподвижным коленвал во время отворачивания крепящего болта, необходимо вставить полосовое извлечение стартера.
Сейчас необходимо проверить установку распределения двигателя Надеть на время шкив коленвала. На шестерне промежуточного вала один из зубьев имеет набитую точку. Вращать коленвал до тех пор, пока эта точка не совпадет с зарубкой на шкиве коленвала.
Внимание: Легче вращать коленвал после выкручивания свечей зажигания.
Когда эти обозначения сравняются, посмотреть на зубчатую шестерню распределительного вала Точка, набитая на одном из зубьев этой шестерни, должна совпасть с верхней гранью крышки головки (рис. 1.13А). Если после вращения коленвала обозначения находятся в описанных положениях, посмотреть на кулачки цилиндра 1 или цилиндра, находящегося ближе всех к ремню распределения. Оба кулачка должны быть в позиции закрытых клапанов Затем посмотреть через отверстие, находящееся в корпусе сцепления над маховиком. Знак «0» на маховике должен находится напротив знака в отверстии корпуса сцепления. Это означает, что поршень первого цилиндра находится в положении ВМТ
9. Ослабить натяжитель, затем снять ремень распределения с вала распределения, промежуточной шестерни и зубчатой шестерни коленвала.
10. Вывернуть и вынуть крепящие болты и шестерни распределения, затем снять шестери, подбивая их молотком, если необходимо. Проверить подгонку шпунтов в пазах и, если имеется зазор, заменить. Если они нормальные, необходимо их сохранить вместе с соответствующими им зубчатыми шестернями.
Установка
1. Вставить шпунт в паз на промежуточном вале, затем закрепить зубчатую шестерню на вале. Разместить дистанционную шайбу на болту, затем вставить и завернуть болт с определенным моментом. Сделать неподвижной зубчатую шестерню во время дожатия болта (фоте 1.149).
2. Разместить (поместить) шпунт в пазу передней части коленвала, надеть зубчатую шестерню ремня распределения на вал.
Смазать крепящий болт, надеть на него дистанционную шайбу, вставить болт и завернуть с соответствующим моментом. Во время заворачивания болта не допустить проворачивания коленвала, используя тот же метод, что и при его выворачивании.
3. Вставить шпунт в паз в передней части вала распределения и надеть зубчатую шестерню вала распределения. Вставить крепящий болт вместе с дистанционной шайбой и завернуть соответствующим моментом.
4. Во время заворачивания болта сделать неподвижной зубчатую шестерню, вставляя отвертку в одно из отверстий и блокируя блок двигателя или головку.
5. Если она снята, надеть на зубчатую шестерню (устанавливая на одной линии сделанные перед этим обозначения) и завернуть на время один болт.
6. Провернуть зубчатую шестерню вала распределения так, чтобы оба кулачка цилиндра №1 были в позиции закрытых клапанов, а знак на зубчатой шестерне распределительного вала должен совпасть с верхней гранью крышки головки.
7. Вращать зубчатую шестерню коленвала и зубчатую шестерню промежуточного вала до тех пор. пока знак на зубчатой шестерне промежуточного вала не совпадет с обозначением на шкиве коленвала. Надеть натяжитель ремня распределения и надеть ремень распределения. Проверить, не сдвинулись ли обозначения, надеть ключ на натяжитель и натянуть ремень, чтобы можно было его повернуть большим и указательным пальцем не более, чем на 90°, взявшись за него посередине между распределительным валом и зубчатой шестерней промежуточного вала. Дожать гайку эксцентренного натяжителя с соответствующим моментом.
8. Отвернуть и снять шкив коленвала.
9. Надеть нижнюю крышку распределения, затем надеть обратно шкив коленвала и закрутить крепящие болты.
10. Надеть новую прокладку крышки клапанов на головку двигателя, уплотнитель крышки вкладыша №1 распределительного вала (фото 1.140) и полукруглое уплотнительное кольцо в задней части головки двигателя (фото 1.141).
11. Надеть крышку клапанов, усиливающие ремни, затем надеть и равномерно зажать крепящие гайки.
12. Надеть верхнюю крышку ремня распределения.