Вторичный вал коробки передач: 1 – вторичный вал; 2 – шестерня IV передачи; 3 – шестерня III передачи; 4 – шестерня II передачи; 5 – шестерня I передачи; 6 – ведущая шестерня главной передачи; 7 – внутреннее кольцо переднего подшипника вала; 8 – синхронизатор I и II передач с зубчатым венцом передачи заднего хода; 9 – синхронизатор III и IV передач; 10 – задний подшипник вала
1. C небольшим усилием зажмите вал в тиски с накладками на губках из мягкого металла.
Предупреждение! Вторичный вал нужно зажимать в тисках c мягкими накладками на губках за внутреннее кольцо переднего подшипника. Затягивайте тиски так, чтобы вал можно было наклонять усилием руки, иначе можно повредить поверхность беговой дорожки подшипника.
2. С помощью двух монтажных лопаток спрессуйте задний подшипник вторичного вала.
3. Снимите упорную шайбу…
4. …ведомую шестерню IV передачи…
5. …игольчатый подшипник шестерни IV передачи и промаркируйте его.
Предупреждение! Обязательно маркируйте игольчатые подшипники и втулки в соответствии с номером передачи. При сборке их надо установить на те же места. Удобнее всего вставить в шестерню соответствующий игольчатый подшипник и (где она есть) втулку…
…и связать их веревкой или проволокой.
6. Снимите дистанционное кольцо.
7. С помощью двух монтажных лопаток через шестерню III передачи сдвиньте синхронизатор III и IV передач со шлицев вала.
8. Снимите втулку игольчатого подшипника IV передачи.
9. Снимите синхронизатор III и IV передач с блокирующим кольцом IV передачи.
10. Промаркируйте блокирующее кольцо относительно муфты синхронизатора.
Предупреждения!
Обязательно маркируйте блокирующие кольца относительно муфты. При эксплуатации зубья колец прирабатываются к зубьям муфты, поэтому при сборке надо установить кольца в том же положении.
Если вы не предполагаете разбирать синхронизатор, свяжите его веревкой или проволокой, чтобы он не рассыпался.
11. Снимите блокирующее кольцо шестерни III передачи и промаркируйте его относительно муфты синхронизатора.
12. Снимите шестерню III передачи.
13. Снимите игольчатый подшипник шестерни III передачи и промаркируйте его.
14. Снимите стопорное кольцо упорных полуколец…
15. …и два упорных полукольца.
16. Выньте фиксирующий шарик из отверстия на валу.
17. Снимите шестерню II передачи.
18. Снимите игольчатый подшипник шестерни II передачи и промаркируйте его.
19. Снимите пружинное стопорное кольцо.
20. Установите вал шестерни I передачи на губки тисков и ударами деревянной киянки по торцу вала спрессуйте синхронизатор I и II передач со шлицев вала.
21. Снимите синхронизатор I и II передач с блокирующим кольцом II передачи.
Примечание.
На синхронизаторе I и II передач выполнен зубчатый венец передачи заднего хода.
22. Снимите блокирующее кольцо I передачи и промаркируйте его относительно муфты синхронизатора.
23. Снимите шестерню I передачи.
24. Снимите стопорное кольцо.
25. Слегка разожмите замок игольчатого подшипника I передачи и снимите подшипник, продвинув его вдоль вала. Промаркируйте подшипник.
26. Переверните вал и с помощью двух больших отверток спрессуйте внутреннее кольцо переднего подшипника вала. Затем снимите упорную шайбу.
27. Тщательно очистите, промойте и высушите детали вторичного вала. Внимательно осмотрите их.
28. Проверьте состояние валов. При наличии питтинга (раковин) на шейках подшипников или следов износа валы необходимо заменить. Шлицы валов не должны быть с вмятинами, задирами и следами износа. Замените валы с дефектными шлицами.
29. Проверьте состояние шестерен коробки передач. При наличии сколов, выкрашивания зубьев, задиров во внутренних отверстиях и других повреждений шестерни необходимо заменить.
30. Проверьте состояние подшипников. При наличии питтинга (раковин) на беговых дорожках и телах качения, следов вдавливания тел качения на беговых дорожках, повреждения сепараторов замените подшипники.
31. Радиальный зазор шариковых и роликовых подшипников не должен превышать 0,05 мм. Это можно проверить индикатором. Установите подшипник на вал, а ножку индикатора на верхнюю точку наружного кольца подшипника. Слегка нажмите на подшипник снизу вверх. Разница показаний индикатора между исходным положением и при нажатии на подшипник и будет радиальным зазором.
32. Проверьте состояние блокирующих колец синхронизаторов. При наличии забоин и сколов на зубчатых венцах или значительной выработки на конусах замените блокирующие кольца.
33. Проверьте зазор между шестернями и соответствующими им блокирующими кольцами. Минимально допустимый зазор составляет 0,6 мм. Если он меньше, блокирующее кольцо нужно заменить.
Примечание. При замене блокирующего кольца проверьте зазор между новым кольцом и шестерней. Проверьте правильность конусной поверхности кольца, надев его на конус шестерни и покачав рукой; люфт недопустим.
34. При обнаружении задиров и деформации на упорных шайбах и стопорных кольцах, при потере упругости стопорных колец замените их.
35. Соберите вторичный вал в порядке, обратном разборке. Старые блокирующие кольца установите в соответствии с ранее сделанными метками. Новые кольца установите так, чтобы малые выступы на кольце (отсутствуют зубья) совпали с пазами ступицы синхронизатора, где установлены фиксаторы.
36. Задний подшипник вала запрессовывайте с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие только к внутреннему кольцу подшипника.
37. После сборки проверьте работу синхронизаторов. Для этого вручную переместите муфты синхронизаторов в положение включения соответствующих передач.