Сцепление в автомобиле выполняет 2 задачи: при включении передачи размыкает силовую цепь межу двигателем и коробкой передач, а при трогании с места обеспечивает благодаря трению плавное замыкание силовой цепи.
Сцепление состоит из нажимного диска, ведомого диска сцепления и подшипника выключения сцепления.
Нажимной диск жестко связан с маховиком, который прифланцован к коленчатому валу двигателя. Между нажимным диском и маховиком находится ведомый диск сцепления, который прижимается нажимным диском к маховику. Ведомый диск центрируется на шлицах ведущего вала коробки передач.
При нажатии педали сцепления (выключении сцепления) благодаря гидравлическому приводу и рычагу выключения сцепления подшипник выключения сцепления прижимается к диафрагменной пружине нажимного диска и несколько отодвигает его от маховика. Благодаря этому ведомый диск сцепления отходит от маховика, и силовое зацепление между двигателем и коробкой передач разрывается.
Все модели автомобилей имеют гидравлический привод сцепления. В гидравлической системе используется тормозная жидкость, поступающая из общего компенсационного бачка для тормозной жидкости.
При каждом включении и выключении сцепления происходи, незначительный износ фрикционных накладок ведомого диска. Таким образом, ведомый диск является изнашиваемой деталью: тем не менее, его средний ресурс превышает 100 000 километров. Износ зависит преимущественно от нагрузки (например, эксплуатация автомобиля с прицепом) и манеры вождения. Сцепление не требует обслуживания, так как регулируется автоматически.
1 — ведомый диск сцепления
2 — нажимной диск
3 — подшипник выключения сцепления
4 — рычаг выключения сцепления
5 — болт с шестигранной головкой
6 — палец с шаровой головкой
7 — пружинная скоба