Порядок работы цилиндров — см. Спецификации к Главе Системы электрооборудования двигателя.
Двигатель M51
|
Тип |
Дизельный, 6-цилиндровый, рядный, OHC |
Кодовое обозначение двигателя |
25 6T 1 |
Торговое обозначение модели, года выпуска |
725 tds, с 1996 по 2002 |
Диаметр цилиндра//ход поршня, мм |
80//82.8 |
Объем цилиндров, см3 |
2499 |
Степень сжатия |
22:1 |
Мощность, кВт@об/мин |
105@4600 |
Обороты Х/Х, об/мин ± 50 |
- Без дополнительных потребителей
|
770 |
- С включенной передачей и К/В
|
750 |
Максимальная частота вращения коленчатого вала, об/мин |
5250 ± 50 |
Максимальный крутящий момент, Нм@об/мин |
280@2200 |
Значение компрессии, атм. |
более 20 |
Двигатели M52 B 28, M52TU B 28
|
Тип |
Бензиновый, 6-цилиндровый, рядный, DOHC |
Кодовое обозначение двигателя |
28 6S 1 |
Торговое обозначение модели, года выпуска |
728i (728iL), с 1994 по 2001 |
Диаметр цилиндра//ход поршня, мм |
84//84 |
Объем цилиндров, см3 |
2793 |
Степень сжатия |
10.2:1 |
Мощность, кВт@об/мин |
142@5300* |
Обороты Х/Х, об/мин ± 50 |
- Без дополнительных потребителей
|
750 |
|
780 |
- С включенной передачей и К/В
|
720 |
Максимальная частота вращения коленчатого вала, об/мин |
6500 ± 50 |
Максимальный крутящий момент, Нм@об/мин |
280@3950 |
Значение компрессии, атм. |
10 ÷ 11 |
Двигатель M57 (D 30)
|
Тип |
Дизельный, 6-цилиндровый, рядный, DOHC, с топливной распределительной магистралью (Common Rail) |
Торговое обозначение модели, года выпуска |
730d, с 1998 по 2001 |
Диаметр цилиндра//ход поршня, мм |
84//88 |
Объем цилиндров, см3 |
2926 |
Степень сжатия |
18:01 |
Мощность, кВт@об/мин |
135@4000 |
Обороты Х/Х (при любых условиях), об/мин |
750 ± 50 |
Максимальная частота вращения коленчатого вала, об/мин |
- При неподвижном автомобиле
|
4600 ± 100 |
|
4800 ± 100 |
Максимальный крутящий момент, Нм@об/мин |
410@2000 ÷ 3000 |
Двигатели M60/1 (B 30) и M60/2 (B 40)
|
Тип |
Бензиновый, V-образный, 8-цилиндровый, DOHC |
Кодовое обозначение двигателя |
30 8 S1*, 40 8 S1** |
Торговое обозначение модели, года выпуска |
|
730i (730iL), с 1994 по 1996 |
|
740i (730iL), с 1994 по 1996 |
Угол между блоками цилиндров, град. |
90 |
Диаметр цилиндра//ход поршня, мм |
|
84//67.6 |
|
89//80 |
Объем цилиндров, см3 |
|
2997 |
|
3982 |
Степень сжатия |
|
10.5:1 |
|
10:1 |
Мощность, кВт @ об/мин |
125@5500* |
Обороты Х/Х, об/мин |
- Без дополнительных потребителей
|
600 ± 50 |
|
750 ± 50 |
- С включенным К/В и передачей
|
750 ± 50 |
Максимальная частота вращения коленчатого вала, об/мин |
6500 ± 50 |
Значение компрессии, атм. |
12 ÷ 14 |
Двигатели M62 (B 35, B 44)
|
Тип |
Бензиновый, V-образный, 8-цилиндровый, DOHC |
Кодовое обозначение (B 35, B 44) |
35 8 S1//44 8 S1 |
Торговое обозначение модели, года выпуска |
|
735i, с 1996 |
|
740i, с 1996 |
Диаметр цилиндра//ход поршня, мм |
|
84//78.9 |
|
92//82.7 |
Объем цилиндров (B 35//B 44), см3 |
3498//4398 |
Степень сжатия |
10 : 1 |
Обороты Х/Х, об/мин |
- Без дополнительных потребителей
|
580 ± 50 |
|
700 ± 50 |
- С включенным К/В и передачей
|
700 ± 50 |
Максимальная частота вращения коленчатого вала (B 35//B 44), об/мин |
6200//6100 ( ± 50) |
Значение компрессии, атм. |
12 ÷ 14 |
Двигатель M67
|
|
Тип |
Дизельный, V-образный, 8-цилиндровый, DOHC, с топливной распределительной магистралью (Common Rail) |
Торговое обозначение модели, года выпуска |
740d (740dL), с 1999 |
Диаметр цилиндра//ход поршня, мм |
84//88 |
Объем цилиндров, см3 |
3901 |
Степень сжатия |
18:1 |
Мощность, кВт@об/мин |
180@4000 |
Обороты Х/Х (с включенным К/В и (или) передачей), об/мин |
750 ± 50 |
Максимальная частота вращения коленчатого вала, об/мин |
- При неподвижном автомобиле
|
4600 ± 100 |
|
4800 ± 100 |
Максимальный крутящий момент, Нм@об/мин |
560@1750 ÷ 2500 |
Двигатель M73 (B 54)
|
Тип |
Бензиновый, V-образный, 12-цилиндровый, OHC |
Кодовое обозначение двигателя |
56 12 1 |
Торговое обозначение модели, года выпуска |
750i (750iL), с 1994 |
Угол между блоками цилиндров, град. |
60 |
Диаметр цилиндра//ход поршня, мм |
85//79 |
Объем цилиндров, см3 |
5379 |
Степень сжатия |
10.0:1 |
Мощность, кВт@об/мин |
240@5000 |
Обороты Х/Х, об/мин |
- Без дополнительных потребителей
|
600 ± 50 |
|
700 ± 50 |
Максимальная частота вращения коленчатого вала, об/мин |
6000 ± 50 |
Максимальный крутящий момент, Нм@об/мин |
490@3900 |
Значение компрессии, атм. |
10 ÷ 12 |
Двигатели M51 (DTS), M57 (D25)
|
Диаметр цилиндра, мм |
Новый//допустимый износ |
80.000+0.018//80.000+0.040 |
Промежуточный размер (новый//допустимый износ) |
80.080+0.018//80.080+0.040 |
1-й ремонтный размер (новый//допустимый износ) |
80.250+0.018//80.250+0.040 |
Овальность и конусность цилиндра (новый//допустимый износ), мм |
0.01//0.04 |
Двигатели M52 B 20, M52 B 25 |
Диаметр цилиндра (B 20//B 25)1), мм |
80.000+0.010//84.000+0.010 |
Допустимые овальность//конусность цилиндра1), мм |
0.005//0.010 |
Масляный зазор клапана в направляющей втулке, мм
|
0.5 |
Номинальный внутренний диаметр установленной втулки клапана., мм |
Двигатели M51, M52, M52TU, M60/1, M60/2, M62 (допуск H7)
|
|
6.0 |
|
6.1//6.2 |
Двигатели M57, M67
|
6 +0.015/ +0.03 |
Двигатель M73 (допуск H7)
|
|
7.0 |
|
7.1//7.2 |
Ширина упорного подшипника распределительного вала, мм |
|
21.85-0.08 |
|
20, допуск d8 |
|
18.85-0.08 |
Ширина направляющей подшипника распределительного вала, мм |
|
18.85-0.08 |
|
21.90-0.06 |
|
21.85-0.08 |
Номинальная высота головки цилиндров (кроме двигателей M51, M57 и M67), мм |
140 |
Допуск на обработку головки цилиндров, мм |
- Двигатели M52, M52TU, M60/1, M60/2, M62
|
139.7 |
|
139.8 |
Диаметр подшипников распределительного вала двигателей M57, M67, мм |
23, допуск G7 |
Углы седла клапана (рабочий//внешний//внутренний), град. |
|
45//15//60 |
Ширина рабочей фаски седла клапана (впускного//выпускного), мм |
|
2.00 ± 0.25//2.75 ± 0.15 |
|
1.65 ± 0.25//1.65 ± 0.25 |
|
1.45 ± 0.25//1.45 ± 0.25 |
- Двигатели M60/1, M60/2, M62 (B 35, B 44)
|
1.25 ± 0.25//1.65 ± 0.35 |
|
0.95 ± 0.30//1.50 ± 0.35 |
|
1.20 ± 0.25//1.43 ± 0.25 |
|
1.65 ± 0.25//2.00 ± 0.25 |
Внешний диаметр седла клапана (впускного//выпускного), мм |
|
35.5//30.6 |
|
29.4//26.4 |
- Двигатели M52 B 25 и B 28
|
32.4//29.4 |
|
29.4//26.5 |
- Двигатели M52TU B 25 и B 28
|
32.4//30.0 |
- Двигатели M60/1, M62 (B 35)
|
31.5//28.0 |
- Двигатели M60/2, M62 (B 44, B 46)
|
34.5//30.0 |
|
41.5//35.6 |
Номинальный диаметр коренных шеек (желтая // зеленая // белая), мм
|
- Двигатели M51, M52, M52TU
|
59.987 ± 3//59.980 ± 3//59.973 ± 2 |
|
59.980 ± 3//59.973 ± 3//59.966 ± 2 |
- Двигатели M60/1, M60/2, M62, M67, M73
|
69.984+0.006//69.977+0.006//69.971+0.005 |
|
74.984+0.006//74.977+0.006//74.971+0.005 |
Диаметр коренных шеек (класс 1 // 2 // 3), мм |
см. номинальный диаметр -0.25//-0.50//-0.75 мм |
Радиальный зазор подшипников коленчатого вала, мм |
- Двигатели M51, M52, M52TU
|
0.020 ÷ 0.058 |
|
0.019 ÷ 0.052 |
- Двигатели M60/1, M60/2, M62
|
0.020 ÷ 0.050 |
|
0.028 ÷ 0.056 |
Двигатель M73 |
0.026 ÷ 0.052 |
Осевой зазор коленчатого вала, мм |
- Двигатели M51, M52, M52TU
|
0.080 ÷ 0.163 |
|
0.080 ÷ 0.234 |
- Двигатели M60/1, M60/2, M62, M67, M73
|
0.085 ÷ 0.257 |
Размеры шеек упорного подшипника коленчатого вала, мм (допуск F8) |
Двигатели M51, M52, M52TU, M57
|
|
25.0 |
|
25.2//25.4 |
Двигатели M60/1, M60/2, M62, M67
|
|
32.0 |
|
32.2//32.4//32.6 |
Двигатель M73
|
|
31.0 |
|
31.2//31.4//31.6 |
Маркировка шатунных подшипников коленчатого вала, мм |
Двигатели M51, M52, M52TU, M57, M73
|
|
|
|
44.75
|
-0.009
|
// |
44.50 |
-0.009 |
-0.025
|
-0.025 |
|
Двигатели M60/1, M60/2, M62
|
|
|
|
47.75
|
-0.009
|
// |
47.50 |
-0.009 |
// |
47.25 |
+0.016 |
-0.025
|
-0.025 |
+0 |
|
Двигатели M67 (номинальная)
|
53.975 |
Радиальный зазор между вкладышами и шейкой коленчатого вала, мм |
- Двигатели M51, M52, M52TU, M57, M67
|
0.020 ÷ 0.055 |
- Двигатели M60/1, M60/2, M62
|
0.016 ÷ 0.055 |
|
0.016 ÷ 0.058 |
Допустимое радиальное биение на средних шейках коренных подшипников (вал опирается на внешние шейки коренных подшипников), мм |
- Двигатели M51, M57, M60/1, M60/2, M62, M67, M73
|
0.15 |
|
0.20 |
Максимальное допустимое биение на наружном диаметре маховика, мм |
|
0.6 |
|
0.3 |
|
0.4 |
|
0.3 |
Максимально допустимое радиальное//осевое биение демпфера крутильных колебаний, мм |
|
0.2//0.4 |
- Двигатели M61/1, M61/2, M62, M73
|
0.2//0.3 |
Диаметр нижней неразъемной головки шатуна (без подшипника), мм
|
- Двигатели M51, M52, M52TU, M57, M67
|
48.000 ÷ 48.016 |
|
|
- Двигатели M60/1, M60/2, M62
|
52.000 ÷ 52.013 |
Отверстие в шатуне для втулки головки шатуна, мм |
|
|
|
|
Внутренний диаметр втулки нижней головки шатуна, мм |
|
|
- Двигатели M52, M52TU, M60/1, M60/2
|
|
|
|
- Двигатели M60/1, M60/2, M62
|
|
|
22.005+0.005 |
Допустимая разница в весе шатунов (без вкладышей подшипников), г |
- Двигатели M51, M52, M52TU, M57, M67, M73
|
± 4 |
- Двигатели M60/1, M60/2, M62
|
± 3 |
Расстояние между центрами головок шатуна, мм |
- Двигатели M57 (D 25//D 30)
|
137.6//135 |
|
155 |
Точка замера «A» (положение), мм
|
|
12 |
|
7 |
- Двигатели M52 (B 20//B 25//B 28)
|
8//10//14 |
- Двигатели M52TU (B 20//B 25, B 28)
|
6.5//5.5 |
- Двигатели M60/1, M60/2, M73
|
14 |
- Двигатели M62 (B 35//B 44//46)
|
22//12//21.5 |
Диаметр поршня (в точке замера «А»), мм |
Номинальный
|
|
83.950 ± 0.009 |
|
83.955 ± 0.009 |
|
79.960 ± 0.009 |
- Двигатели M52 и M52TU (B 20 // B 25, B 28)
|
79.985+0.009//83.980+0.009 |
- Двигатели M60/1, M62 B 35
|
83.976 ÷ 83.994 |
|
88.976 ÷ 88.994 |
|
91.976 ÷ 91.994 |
|
92.980 ÷ 92.000 |
Промежуточный
|
|
84.030 ± 0.009 |
|
80.040 ± 0.009 |
1-й ремонтный размер
|
|
84.200 ± 0.009 |
|
80.210 ± 0.009 |
|
84.230+0.009 |
- Двигатели M52TU (B 20//B 25)
|
80.235+0.009//84.230+0.009 |
2-й ремонтный размер
|
- Двигатель M52 B 28 с чугунным блоком цилиндров
|
84.230+0.009 |
Двигатель M73 |
|
84.976+0.014//84.991+0.013 |
|
85.056+0.014//85.071+0.013 |
|
85.226+0.014//85.241+0.013 |
|
85.476+0.014//85.491+0.013 |
Зазор между поршнем и расточкой в блоке цилиндров, мм |
|
0.041 ÷ 0.077 |
|
0.036 ÷ 0.059 |
|
0.031 ± 0.063 |
|
0.01 ÷ 0.04 |
- Двигатели M60/1, M60/2, M62 (B 35, B 44)
|
0.006 ÷ 0.038 |
|
0.006 ÷ 0.034 |
|
0.010+0.024 |
Зазор в замке поршневых колец (верхнее//среднее//нижнее), мм |
|
0.2 ÷ 0.4 |
- Двигатели M52 B 20, M52TU B 20
|
0.1 ÷ 0.3//0.2 ÷ 0.4//0.2 ÷ 0.4 |
- Двигатели M52 и M52TU (B 25, B 28), M62 B 46
|
0.1 ÷ 0.3//0.2 ÷ 0.4//0.25 ÷ 0.50 |
|
0.20 ÷ 0.35//0.30 ÷ 0.45//0.2 ÷ 0.4 |
|
0.1 ÷ 0.3//0.2 ÷ 0.4//0.4 ÷ 1.4 |
- Двигатели M62 (B 35, B 44)
|
0.1 ÷ 0.3//0.2 ÷ 0.4//0.2 ÷ 0.9 |
|
0.15 ÷ 0.35//0.2 ÷ 0.4//0.4 ÷ 1.4 |
Люфт посадки поршневых колец (верхнее//среднее//нижнее), мм |
|
измерение не требуется//0.040 ÷ 0.072//0.030 ÷ 0.065 |
|
измерение не требуется//0.05 ÷ 0.09//0.03 ÷ 0.07 |
- Двигатели M52 B 20, M52TU B 20
|
0.020 ÷ 0.055 |
- Двигатели M52 и M52TU (B 25, B 28)
|
0.02 ÷ 0.06//0.030 ÷ 0.065//0.02 ÷ 0.06 |
- Двигатели M60/1, M62 B 35, M73
|
0.020 ÷ 0.055 // 0.020 ÷ 0.055 // измерение не требуется |
|
0.030 ÷ 0.065//0.060 ÷ 0.065/ измерение не требуется |
|
0.02 ÷ 0.06//0.02 ÷ 0.06//измерение не требуется |
|
0.02 ÷ 0.07//0.02 ÷ 0.06//0.02 ÷ 0.06 |
Ширина упорного подшипника (впускной//выпускной вал), мм
|
|
22.0+0.1 |
|
20, допуск H8//H9 |
|
19.0+0.1 |
|
28.95+0.10 |
|
21.10+0.10 |
|
16.0+0.1 |
Люфт распределительного вала (радиальный//осевой), мм |
|
0.040 ÷ 0.081//0.15 ÷ 0.33 |
|
0.020 ÷ 0.054//0.15 ÷ 0.33 |
|
0.047 ÷ 0.088//0.15 ÷ 0.33 |
|
0.040 ÷ 0.074//0.10 ÷ 0.28 |
|
0.040 ÷ 0.074//0.20 ÷ 0.36 |
Номинальный диаметр тарелки клапана (впускной//выпускной), мм |
|
36//31 |
- Двигатели M52 и M52TU (B 20)
|
30//27 |
- Двигатели M52 и M52TU (B 25, B 28)
|
33//30.5 |
|
25.9 |
- Двигатели M60/1, M62 B 35
|
32.0//28.5 |
- Двигатели M60/2, M62 (B 44, B 46)
|
35.0//30.5 |
|
42 // 36 |
Ремонтные размеры тарелки клапана (R1//R2), мм |
0.2//0.4 |
Диаметр стержня клапана (впускной//выпускной), мм |
Двигатель M51
|
|
6.97/5.97-0.015//6.95/5.96-0.015 |
|
6.07/7.07-0.015//6.17/7.17-0.015 |
|
6.06/7.06-0.015//6.16/7.16-0.015 |
Двигатели M52, M52TU, M60/1, M60/2, М62 |
|
6.0 |
-0.025 |
// |
6.0 |
-0.040 |
-0.040 |
-0.055 |
|
|
6.1 |
-0.025 |
// |
6.1 |
-0.040 |
-0.040 |
-0.055 |
|
|
6.2 |
-0.025 |
// |
6.2 |
-0.040 |
-0.040 |
-0.055 |
|
Двигатели M57, M67 |
5.970.01 |
Двигатель M73 |
|
7.0 |
-0.025 |
// |
7.0 |
-0.040 |
-0.040 |
-0.055 |
|
|
7.1 |
-0.025 |
// |
7.1 |
-0.040 |
-0.040 |
-0.055 |
|
|
7.2 |
-0.025 |
// |
7.2 |
-0.040 |
-0.040 |
-0.055 |
|
Болты крепления крышки головки цилиндров (резьба М6//М7)
|
10//15 |
Крепеж корпуса распределителя к головке цилиндров (резьба М6//М7) |
15//20 |
Резьбовая пробка смазочного канала головки цилиндров (двигатель M57) |
20 |
Пробки в головке цилиндров для прокачки системы охлаждения (двигатель M67) |
2 |
Болты крепления головки цилиндров двигателя M51 |
|
80 |
|
Отдать на пол-оборота |
|
50 |
|
Дотянуть на угол 90 град |
|
Дотянуть на угол 90 град |
|
Прогреть двигатель в течение 25 мин и дотянуть на угол 90 град |
Болты крепления головки цилиндров двигателя M52 с чугунным//алюминиевым блоком цилиндров |
|
30//40 |
|
Дотянуть на угол 90 град |
|
Дотянуть на угол 90 град |
Болты крепления головки цилиндров двигателя M73//M60 и M62 |
30, затем дважды дотянуть на угол 60°//80° |
Болт крепления звездочки к фланцу распределительного вала |
|
15 |
|
5, затем 20 |
- Другие двигатели c болтом M6//M7
|
10//15 |
Болт* крепления звездочки к распределительному валу |
|
20+35° |
|
20+90° |
Крепеж крышки подшипника распределительного вала (резьба М6//М7//М8) |
10//14//20 |
Крепеж шлицевого вала к распределительному валу впускных клапанов (двигатель M52) |
40 + 60° |
Гайки крепления турбокомпрессора к выпускному трубопроводу |
|
50 |
Полый болт линии подвода масла к турбокомпрессору и блоку (головке) цилиндров |
25 |
Хомуты крепления шлангов турбонаддува (двигатели M57, M67) |
6 |
Пробка маслосливного отверстия двигательного масла (резьба M12//M18//M22) |
25//35//60 |
Болты крепления верхней секции поддона картера двигателя к блоку цилиндров |
|
10 |
|
12 |
|
22 |
Болты крепления поддона картера к верхней секции поддона картера |
|
10 |
|
12 |
|
22 |
Полый болт крепления канала отвода масла к масляному фильтру и верхней секции поддона картера (двигатели M60, M62, M73) |
30 |
Полый болт крепления маслопровода для смазки постелей подшипников и кулачков распредвала |
10 |
Болт крепления маслопровода смазки кулачков распредвала к головке блока цилиндров |
|
10 |
|
5 |
Полый болт крепления канала отвода масла от маслоотделителя системы вентиляции картера к верхней части масляного картера (двигатель M62) |
25 |
Болты (M6//M7//M8//M10) крепления крышек цепи ГРМ |
10//15//22//47 |
Колпачковая гайка натяжителя цепи ГРМ |
40 |
Крепеж цилиндра плунжера натяжителя цепи ГРМ |
|
45 |
|
70 |
|
50 |
Болты крепления направляющей и натяжной планок цепи ГРМ (двигатель M57//M67) |
20//26 |
Болты крепления маховика |
- Модели с РКПП и двигателем M60, M62
|
105 |
- Модели с РКПП и двигателем M73
|
120 |
|
120 |
Болты крепления демпфера крутильных колебаний |
22 |
Гайка* крепления шкива приводного ремня к коленчатому валу |
190 |
Болты* крепления ступицы демпфера крутильных колебаний к коленчатому валу |
Двигатели M52
|
410 |
Двигатели M51, M60, M62
|
|
100 |
|
дотянуть на угол 60° |
|
дотянуть на угол 60° |
|
дотянуть на угол 30° |
Двигатель M73
|
100, затем дважды дотянуть на угол 60° |
Двигатели M57, M67
|
40, затем дважды дотянуть на угол 60° |
Болты крепления масляного насоса |
23 |
Болты крепления крышки масляного насоса |
10 |
Гайка крепления звездочки масляного насоса (резьба М6//М10) |
10//35 |
Крепеж впускного коллектора к головке блока цилиндров (резьба М6 // M7 // М8) |
10 // 15 // 22 |
Крепеж звукопоглощающего кожуха к кронштейну (двигатели M60, M62) |
8 |
Гайки* крепления выпускного коллектора |
|
10 |
- Крепеж M7 (двигатели M50 и M52)
|
20 |
- Крепеж M7 (двигатели кроме M50 и M52)
|
15 |
- Крепеж M8 (двигатели M51 и M57)
|
20 |
- Крепеж M8 (двигатели кроме M51 и M57)
|
23 |