Новые и модернизированные компоненты, описанные в этом разделе, обеспечивают практически бесперебойную работу всех систем автомобиля в цикле «Стоп/Старт».
Блок контроля качества напряжения
Содержание
Во время цикла «Стоп/Старт» модуль VQM (модуль качества напряжения) поддерживает работу электросистем автомобиля, подавая вспомогательное напряжение к электронным компонентам во время перезапуска двигателя. Это позволяет важнейшим системам автомобиля продолжать бесперебойную работу при внезапных резких увеличениях потребления тока от аккумуляторной батареи.
Стартер автомобиля потребляет 2 кВт электроэнергии и может потреблять несколько сот ампер тока от батареи во время запуска двигателя. Внезапное увеличение потребления тока вызывает моментальное падение напряжения во всех цепях автомобиля. Многие электронные системы автомобиля рассчитаны на работу при номинальном напряжении 12 В, поэтому внезапное падение напряжения аккумуляторной батареи без установленного модуля VQM временно прервет работу следующих функций:
- аудиосистема
- сотовый телефон
- навигационная система
- информационная панель
Когда двигатель работает, сигнал ECM активирует реле VQM для обхода конвертера, и управление напряжением возвращается к нормальной системе зарядки. VQM усиливает напряжение на одну секунду, хотя во многих случаях он может делать это до 5 секунд.
VQM представляет собой преобразователь DC (постоянный ток), который преобразует меняющееся входное напряжение постоянного тока от 6 В до стабильного выходного напряжения 12 ± 0,5 В постоянного тока.
При номинале 180 Вт он может подавать нагрузку до 15 ампер при 12 В. VQM способен переносить мгновенные скачки до 300 Вт, что достаточно для поддержания бесперебойного питания систем автомобиля во время запуска двигателя.
Неисправности VQM передаются по диагностическому каналу в CJB, где они регистрируются; коды неисправностей можно диагностировать с помощью рекомендованного Land Rover диагностического оборудования.
Система контроля аккумуляторной батареи
Модуль BMS (системы контроля аккумуляторной батареи) установлен на отрицательной клемме аккумуляторной батареи и является частью отрицательного провода батареи.
Состояние аккумуляторной батареи — это фундаментальный фактор правильной работы системы «Стоп/Старт». Расчет состояния батареи выполняется модулем BMS и инициирует цикл «Блокировка останова» или «Активатор пуска» в цикле «Стоп/Старт», если батарея не удовлетворяет требованиям. Дополнительные сведения см. в разделе «Блокировки останова, активаторы пуска и блокировки пуска» ниже.
Информация о состоянии аккумуляторной батареи передается из модуля BMS по шине LIN (протокол передачи данных LIN) в CJB, где имеется двусторонний канал обмена данными с модулем BMS. Управляющая логика блокировки выключения двигателя и инициации раннего перезапуска во время цикла «Старт/Стоп» расположена в CJB. CJB также играет роль шлюза, передающего эту информацию в ECM по высокоскоростной шине CAN.
Информация о статусе аккумуляторной батареи передается также из CJB по среднескоростной шине CAN на панель приборов. На панели приборов отображаются предупреждающие сообщения о необходимости зарядки аккумуляторной батареи, указывающие на неисправности генератора или системы контроля аккумуляторной батареи.
Модуль BMS постоянно рассчитывает состояние электросистемы на основе следующих данных:
- старение аккумуляторной батареи
- степень зарядки аккумуляторной батареи
- потребность в питании от аккумуляторной батареи
Если какой-либо из этих параметров демонстрирует недостаточную величину, ECM приостанавливает функцию «Стоп/Старт» до увеличения доступного заряда аккумуляторной батареи. Эти параметры перечислены ниже:
Старение аккумуляторной батареи
Несмотря на то, что на автомобиле установлена высокоэффективная аккумуляторная батарея, изготовленная по технологии AGM (стеклянных абсорбирующих перегородок), способность батареи удерживать заряд по-прежнему будет снижаться, хотя и гораздо медленнее по сравнению с обычными батареями. Это старение выражается в объеме заряда, который способна удерживать аккумуляторная батарея до момента, когда потребуется ее замена.
Система контроля аккумуляторной батареи рассчитывает состояние батареи на основе мониторинга ряда параметров:
- температуре воздуха
- процедуры заряда и разряда
- напряжение
- внутреннее сопротивление
Последний параметр АКБ хранится в выделенном разделе памяти BMS, чтобы обеспечить максимально точное прогнозирование состояния батареи.
Состояние заряда
BMS анализирует объем потребленного или пополненного заряда, чтобы определить текущий заряд батареи.
Потребность в питании
Во время цикла «Стоп/Старт», когда велики потребности автомобильных систем, например, когда одновременно работают:
- фары
- система управления микроклиматом
- аудиосистема
Батарея разряжается быстрее из-за высокого потребления тока.
В этом случае BMS рассчитывает различные факторы, чтобы определить, как долго батарея сможет обеспечивать питание при текущем уровне потребления. Этот расчет используется CJB для определения необходимости одного из следующих действий в цикле «Стоп/Старт»:
- блокировать выключение двигателя
- активировать перезапуск двигателя
Чтобы передать эти данные в CJB, модуль BMS рассчитывает целый ряд переменных параметров батареи, в том числе:
- состояние заряда
- температуру поверхности батареи для расчета внутренней температуры
- внутреннее сопротивление
- напряжение
- электрический ток, поступающий и исходящий из батареи
Система контроля аккумуляторной батареи вычисляет эти переменные по запрограммированным моделям поведения аккумуляторной батареи для определения того, как долго может поддерживаться текущий ток.
Режимы работы системы контроля аккумуляторной батареи
Система контроля аккумуляторной батареи имеет три основных режима:
- Активный режим: в ходе нормальной эксплуатации автомобиля данные об аккумуляторной батарее загружаются и обрабатываются каждую секунду.
- Ждущий режим: при выключенном зажигании данные об аккумуляторной батарее загружаются раз в две секунды и рассчитываются каждый час, чтобы уменьшить утечки тока в неактивном состоянии.
- Режим транспортировки: интервалы мониторинга батареи минимальны.
Замена аккумуляторной батареи
Если на автомобиле установлена новая батарея, блок BMS (контроля аккумуляторной батареи) требует повторной калибровки с учетом увеличенной емкости батареи; это выполняется с помощью одобренного компанией Land Rover диагностического оборудования. Если диагностическая система отсутствует, модуль BMS автоматически выполнит повторную калибровку, однако она может занять до 48 часов в зависимости от характера использования автомобиля. Система «Стоп/Старт» будет работать неправильно до повторной калибровки модуля BMS.
В случае замены модуля BMS его калибровка выполняется автоматически.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: Во избежание повреждения/неисправности модуля BMS обязательно используйте подходящую точку заземления на кузове, а не отрицательную клемму аккумуляторной батареи.
За дополнительной информацией обратитесь к главе: Аккумуляторная батарея (414-01 Аккумулятор, крепление и провода аккумулятора, Диагностика и проверки).
Датчик нейтральной передачи
PLCD-датчик (бесконтактный датчик линейного перемещения на постоянном магните) расположен на наружной поверхности корпуса коробки передач и жестко подключен к ECM. Датчик предназначен для определения включения нейтральной передачи в рамках калиброванного окна.
При замене датчика нейтральной передачи калибровка не требуется, однако он подвергается мониторингу, и в случае неисправности будет зарегистрирован код DTC. Коды неисправностей можно диагностировать с помощью рекомендованного Land Rover диагностического оборудования.
Линейный датчик сцепления
Чтобы обеспечить своевременный перезапуск двигателя в цикле «Стоп/Старт» в переменчивых условиях вождения в городе, двигатель запускается в течение примерно 800 миллисекунд. Это достигается с помощью линейного датчика сцепления, инициирующего перезапуск двигателя, когда педаль сцепления находится в начальной точке движения вниз. Поэтому, пока педаль сцепления перемещается вниз, уже происходит процедура перезапуска двигателя.
Линейный датчик сцепления относится к типу PLCD-датчиков (бесконтактные датчики линейного перемещения на постоянном магните) и расположен на главном цилиндре сцепления и соединен проводным соединением с CJB. Датчик постоянно передает сигнал в CJB о положении педали сцепления; эта информация передается в ECM по высокоскоростной шине CAN. Сигнал начальной точки перемещения используется для разрешения автоматического перезапуска двигателя в случае выполнения всех остальных необходимых условий.
Линейный датчик сцепления также подает сигнал конечной (нижней) точки перемещения, когда педаль сцепления находится вблизи крайней нижней точки. Этот сигнал используется в том случае, если двигатель глохнет и необходимо разрешение на запуск. Это уникальная функция, обеспечивающая автоматический перезапуск двигателя при выполнении остальных необходимых условий. Подробнее см. раздел «Перезапуск заглохшего двигателя» ниже.
Информацию о положении педали сцепления линейный датчик сцепления получает от магнита в главном цилиндре сцепления. Поэтому в случае замены главного цилиндра его необходимо правильно подобрать и установить.
Два имеющихся датчика положения педали сцепления, расположенные на педали сцепления и передающие сигналы в различные системы автомобиля, используются также системой «Стоп/Старт» для проверки достоверности сигналов.
В случае неисправности линейного датчика сцепления в CJB регистрируется код DTC.
ПРИМЕЧАНИЕ: Система «Стоп/Старт» будет работать неправильно, если водитель во время движения постоянно держит ногу на педали сцепления.
Датчик вакуума усилителя тормозов
Чтобы обеспечить постоянную работоспособность тормозной системы, на автомобилях с системой «Стоп/Старт» устанавливается датчик вакуума усилителя тормозов, контролирующий наличие разрежения в сервоприводе тормозов. Датчик вакуума установлен в вакуумной трубке и соединен по проводам с ECM. Если разрежение в тормозной системе в цикле «Стоп/Старт» падает ниже заданного порога, ECM подает один из следующих сигналов:
- Перезапустить двигатель и постоянно поддерживать состояние вакуума.
- Заблокировать выключение двигателя, если уровень разрежения недостаточный.
Примером снижения вакуума может служить ситуация, когда водитель периодически нажимает на педаль тормоза при выключенном в цикле «Стоп/Старт» двигателе. Это действие инициирует перезапуск двигателя, если уровень вакуума опускается ниже заданного порога.
В случае неисправности датчика вакуума усилителя тормозов в CJB регистрируется код DTC.
Вспомогательный насос охлаждающей жидкости
Во время цикла «Стоп/Старт», когда двигатель выключен и поэтому насос охлаждающей жидкости не действует, невозможно долгое время поддерживать заданную температуру в салоне, особенно при низких температурах окружающей среды. Для решения этой проблемы в систему охлаждения добавлен вспомогательный электрический насос охлаждающей жидкости, который обеспечивает прохождение жидкости через радиатор отопителя салона. Такая вспомогательная циркуляция позволяет продлить поддержание заданной температуры в салоне и предотвращает преждевременный перезапуск двигателя.
В зависимости от класса автомобиля вспомогательный насос охлаждающей жидкости может быть:
- Соединен по проводам с ECM.
- Или если автомобиль оснащен FFBH (дополнительным обогревателем, работающим на топливе), может быть использован насос охлаждающей жидкости FFBH, активируемый через FFBH.
Функции обоих типов вспомогательных насосов охлаждающей жидкости одинаковы в том, что касается системы «Стоп/Старт».
Чтобы заглушить звук включения вспомогательного насоса, он активируется одновременно с выключением двигателя.
Пульт дистанционного управления
Для удобства водителя разработана новая система извлечения пульта дистанционного управления. Это позволяет водителю мгновенно извлекать пульт дистанционного управления из блока управления запуском, когда двигатель выключен в цикле «Стоп/Старт».
Если система «Стоп/Старт» выключена, начинает действовать стандартная процедура извлечения пульта дистанционного управления: нажатием кнопки включения/выключения зажигания перед извлечением пульта.
Запуск двигателя после того, как он заглох/заглушен
Если двигатель заглох, система «Стоп/Старт» переходит в уникальный режим перезапуска. Эта функция автоматически пытается перезапустить двигатель, когда водитель полностью выжимает педаль сцепления — естественная реакция водителя при глохнущем двигателе.
Когда датчик положения педали сцепления определяет порог нижней точки хода педали (см. «Линейный датчик сцепления»), стартер активируется для запуска двигателя. Сигнализаторы панели приборов, обычно связанные с выключением двигателя (например, индикаторы зажигания и низкого давления масла), в этом случае блокируются и не включаются. Индикатор Eco при этом остается включенным.
Событие «перезапуск заглохшего двигателя» – это единственное состояние, когда система «Стоп/Старт» разрешает запуск двигателя при включенной передаче; отсюда требование полного нажатия на педаль сцепления. Если перезапуск не удался и двигатель не запускается, на информационную панель выводится сообщение «включите нейтраль» для повтора попытки перезапуска.
Если перезапустить заглохший двигатель после этого запроса не удалось, произойдет таймаут этого режима перезапуска, и он выключится. При этом значок «Eco» на панели приборов погаснет, и включатся сигнализаторы, обычно указывающие на заглохший двигатель. В результате водитель должен выполнить стандартную процедуру перезапуска двигателя.
Хотя перезапуск двигателя является функцией автоматической системы «Стоп/Старт», ее можно активировать независимо от параметров «Стоп/Старт». Например:
- Если автоматическая система «Стоп/Старт» была выключена водителем, функция перезапуска по-прежнему будет действовать.
- Функция перезапуска активируется при температурах окружающего воздуха до -2°C, тогда как порог рабочей температуры системы «Стоп/Старт» — выше 4°C.
- В отличие от автоматической системы «Стоп/Старт» функция перезапуска сохранит работоспособность при буксировке; см. раздел «Буксировка прицепа».
ПРИМЕЧАНИЕ: Поскольку необходимые критерии не выполняются на момент начала движения автомобиля, функция перезапуска не работает. Например, если автомобиль глохнет на выезде из гаража или подъездной дорожки, потребуется перезапустить двигатель обычным способом.
Буксировка прицепа
Система «Стоп/Старт» автоматически выключается, если CJB обнаруживает освещение прицепа по сигналам, поступающим от модуля прицепа; затем эта информация передается в ECM. Система не способна определить момент подключения кабеля электропитания прицепа к автомобильному разъему, поэтому она использует в качестве индикатора работу освещения прицепа.
Система буксировки прицепа блокирует автоматическую систему «Стоп/Старт», поскольку не исключено, что электропотребление прицепа может помешать работе системы контроля аккумуляторной батареи. В частности, аккумулятор прицепа может создать обратный ток во время запуска двигателя. Это чревато следующими последствиями:
- ввести в заблуждение систему контроля аккумуляторной батареи, которая обнаружит неправдоподобно малый ток при запуске двигателя
- вывести из строя предохранитель модуля прицепа
Система управления микроклиматом
ПРИМЕЧАНИЕ: Кнопка «ECON» была переименована в «A/C», чтобы исключить возможность спутать ее с кнопкой «Eco» системы «Стоп/Старт».
Был также внесен ряд исправлений в логику и действие системы управления микроклиматом в цикле «Стоп/Старт»:
- поддержание комфорта водителя и пассажиров
- предотвращение запотевания ветрового стекла
- экономия заряда аккумуляторной батареи
Это достигается средствами контроля блока ATC (автоматический климат-контроль) и, при необходимости, изменением различных функций климат-контроля в цикле Стоп/Старт.
В некоторых случаях ATC может блокировать выключение двигателя или инициировать его перезапуск в цикле «Стоп/Старт». Это достигается за счет обмена данными между модулем ATC и CJB по среднескоростной шине CAN. Ниже приведено описание различных функций блокировки в ATC для цикла «Стоп/Старт»:
Температура охлаждающей жидкости
Модуль ATC блокирует выключение двигателя или инициирует перезапуск двигателя в цикле «Стоп/Старт», если температура охлаждающей жидкости падает ниже расчетного порога, чтобы обеспечить поддержание заданной температуры в салоне.
Устранение запотевания ветрового стекла
Модификация системы управления микроклиматом определяет изменения, внесенные в программное управление. Например, базовый вариант системы управления микроклиматом не оснащен датчиком влажности, который инициирует обдув ветрового стекла в системах высокого уровня. Поэтому расчет удаления запотевания ветрового стекла осуществляется по сигналам от датчика дождя и датчика температуры окружающего воздуха. Учитывая возможность запотевания ветрового стекла во время дождя и при низкой температуре окружающей среды, ATC предполагает необходимость удаления запотевания стекла и запускает двигатель в цикле «Стоп/Старт».
Контролируется также температура в испарителе — основная причина запотевания ветрового стекла — и система управления микроклиматом высокого уровня при необходимости периодически охлаждает испаритель для снижения запотевания в цикле «Стоп/Старт». Система приводит в движение заслонку отпотевания ветрового стекла, и если в испарителе высокая влажность, заслонка остается закрытой в течение нескольких секунд после перезапуска двигателя, до удаления испарений.
Если водитель выбирает режим «programmed defrost» (программируемое оттаивание) или «windshield heater» (обогреватель ветрового стекла), предполагается, что требуется быстрая очистка ветрового стекла. В этом случае ATC выполнит через CJB одно из следующих действий: блокирует выключение двигателя или инициирует его запуск.
Скорость вентилятора отопителя
При выключенном двигателе ATC контролирует температуру в салоне и поддерживает скорость вентилятора на уровне, требуемом для максимально долгого сохранения тепла в радиаторе отопителя салона. Если водитель включит повышенную скорость вентилятора и сохранить тепло в радиаторе отопителя не удастся, двигатель будет перезапущен.
Обогрев заднего стекла и подогрев сидений
Если включен обогрев заднего стекла или подогрев сидений, либо если они активируются во время выключения двигателя, подача питания к соответствующей системе будет прекращена до перезапуска двигателя. На соответствующем выключателе загорится индикатор, указывающий на активное состояние системы, даже если она не будет получать питание. Эта функция используется для сохранения заряда аккумуляторной батареи.
Отопитель, работающий на топливе
FFBH (дополнительный обогреватель, работающий на топливе) и система «Стоп/Старт» не могут работать одновременно, поскольку низкая температура окружающего воздуха – это фактор, учитывающийся в обеих системах.
Выключатель предупреждения о незакрытом капоте
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Чтобы не допустить травмирования при ремонте автомобилей, обязательно отключайте автоматическую систему «Стоп/Старт» нажатием кнопки «ECO»; убедитесь, что на информационной панели отображается сообщение «Система «Стоп/Старт» выключена», а индикатор ECO в переключателе погас.
Выключатель предупреждения об открытом капоте, подключенный проводным соединением к CJB, выполняет две функции:
- Служит блокиратором выключения двигателя, позволяя двигателю работать при незакрытой защелке капота.
- Выключает систему «Стоп/Старт» при останове двигателя; в результате возникает состояние заглохшего двигателя. Перезапустить двигатель можно нажатием кнопки зажигания. В этом случае перезапуск заглохшего двигателя не происходит; см. раздел «Перезапуск заглохшего двигателя».
После закрывания капота автоматическая система «Стоп/Старт» активируется перезапуском двигателя вручную.
Сбой системы
Система «Стоп/Старт» автоматически активируется при каждом включении зажигания; о работе системы свидетельствует включение индикатора в выключателе «Eco». Если индикатор не включается, это свидетельствует о неисправности системы или ее недоступности. Сообщение «ECO STOP/START FAULT» (Запуск системы «Стоп/Старт» при помощи кнопки «ECO» не работает) появляется на информационной панели только в том случае, если водитель пытается активировать систему нажатием кнопки «Eco».
Из-за сложности системы «Стоп/Старт», поскольку в работе этой функции участвуют многие другие модули и коммуникационные сети автомобиля. При обследовании неисправностей системы «Стоп/Старт» рекомендуется предварительно продиагностировать и устранить неисправности всех прочих систем, поскольку они могут влиять на работоспособность системы «Стоп/Старт».
DTC (диагностический код неисправности) системы можно диагностировать с помощью одобренного Land Rover диагностического оборудования.