Устройство и работа стартера ВАЗ-2101 Жигули

Стартер СТ221 (рис. 161) представляет собой четырехполюсный, четырехщеточный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением, с электромагнитным включением шестерни привода и дистанционным управлением.

ВАЗ-2101 Жигули Устройство и работа стартера, фото 1

Крышки и корпус стартера стянуты шпильками, которые ввертываются в крышку 7 и изолированы пластмассовыми трубками. В корпусе 16 установлены четыре полюса 15 — два с сериесными обмотками, включенными в цепь последовательно с якорем, а два с шунтовыми обмотками (катушками), включенными параллельно.

Якорь 14 стартера состоит из вала, сердечника с обмоткой и коллектора. Сердечник набран из пластин электротехнической стали, напрессованных на среднюю часть вала, и имеет пазы полузакрытой формы, в которые уложена обмотка якоря. Коллектор состоит из армированного двумя стальными кольцами пластмассового основания, на котором установлены изолированные друг от друга медные пластины — ламели коллектора.

Вал якоря вращается в двух пористых металлокерамических втулках 3, запрессованных в крышки стартера и пропитанных маслом. Осевой свободный ход вала якоря регулируется подбором шайб 2 и должен быть в пределах 0,07—0,7 мм.

На переднем конце вала якоря установлен привод стартера, состоящий из роликовой муфты 5 свободного хода и шестерни 1. На ступице муфты установлены пластмассовые диски — центрирующий с поводковым стальным кольцом 6 и ограничительный. Пружиной они прижаты к стопорному кольцу на ступице. Ступица имеет с одной стороны внутренние винтовые шлицы и может, поворачиваясь, перемещаться по винтовым шлицам вала якоря. С другой стороны в ступицу запрессован пропитанный маслом металлокерамический вкладыш, скользящий по гладкой части вала. Шестерня имеет латунную втулку с включениями графита.

В крышке 13 закреплены заклепками 4 щеткодержателя с меднографитовыми щетками. Два щеткодержателя изолированы от крышки пластмассовыми пластинами. Это щеткодержатели положительных щеток. К ним присоединяются выводы сериесных катушек статора. Другие два щеткодержателя прикреплены непосредственно к крышке и, следовательно, соединены с «массой». К одному из них присоединяется вывод шунтовых катушек. Щетки прижимаются к коллектору спиральными пружинами.

К крышке 7 крепится тяговое реле стартера, состоящее из якоря 8, обмотки 9, контактной пластины 10 и крышки 11 с контактными болтами 12. Тяговое реле включает стартер и вводит шестерню 4 в зацепление с венцом маховика.

Размеры деталей реле и привода подобраны так, что замыкание контактов реле происходит, когда шестерня еще только частично вошла в зацепление с венцом маховика. Якорь стартера начинает вращаться, ступица муфты свинчивается со шлицев вала якоря и шестерня досылается до упора в кольцо 1, полностью входя в зацепление с маховиком,

С 1983 г. на стартерах СТ221 применяется тяговое реле с двумя обмотками — втягивающей и удерживающей. При включении стартера сначала работают обе обмотки. А после замыкаются контакты тягового реле втягивающая обмотка отключается, и якорь реле удерживается во включенном положении одной удерживающей обмоткой.

С 1986 г. на автомобилях устанавливается стартер 25.37.08, имеющий торцевой коллектор, а также три сериесных обмотки статора и одну шунтовую. Торцевой коллектор выполнен в виде пластмассового диска с залитыми в нем медными пластинами. В остальном конструкция стартера 35.3708 такая же, как у стартера СТ221. Тяговое реле — двухобмоточное.

Техническая характеристика стартера:

Номинальная мощность, кВт — 1,3

Сила потребляемого тока, А, не более:

  • при максимальной мощности — 260
  • в заторможенном состоянии — 500
  • на холостом ходу: СТ221 — 35
Fuse2Relay.ru - предохранители и реле