Задние мосты автомобилей ВАЗ-2101, -2102 и их модификаций имеют одинаковое устройство и полностью унифицированы, за исключением редукторов, главная передача которых имеет разное передаточное число. У ВАЗ-2101 и его модификаций оно составляет 4,3, а на ВАЗ-2102 — 4,44. Для отличия редукторов для «универсала» на их горловине наносится буква «У».
К картеру (балке) 18 (рис. 79) заднего моста крепится редуктор, в котором размещены главная передача и дифференциал. Ведущая 32 и ведомая 41 шестерни главной передачи спарены по контакту и шуму, поэтому при повреждении одной из них заменяются обе. Между внутренними кольцами подшипников 23 и 29 ведущей шестерни расположена распорная втулка 30, которая, деформируясь при затягивании гайки ведущей шестерни, обеспечивает предварительный натяг в подшипниках.
Открыть большую картинку в новой вкладке →
Рис. 79. Задний мост:
1 — щит тормоза; 2 — полуось; 3 — диск колеса; 4 — фланец полуоси; 5 — направляющий штифт; 6 — маслоотражатель; 7 — запорная втулка подшипника; 8 — пластина подшипника полуоси; 9 — болт крепления колеса; 10 — гайка, крепящая пластину подшипника полуоси и щит тормоза; 11 — тормозная колодка; 12 — втулка тормозного барабана; 13 — тормозной барабан; 14 — обод колеса; 15 — фланец картера заднего моста; 16 — подшипник полуоси; 77 — сальник; 18 — картер заднего моста; 19 — болт крепления редуктора к картеру заднего моста; 20 — картер редуктора главной передачи; 27 — болт крепления ведомой шестерни к фланцу коробки дифференциала; 22 — коробка дифференциала; 23 — задний подшипник ведущей шестерни главной передачи; 24 — сальник фланца ведущей шестерни; 25 — кольцо грязеотражательное; 26 — фланец крепления карданного вала к ведущей шестерне редуктора; 27 — гайка ведущей шестерни; 28 — шайба; 29 — передний подшипник ведущей шестерни главной передачи заднего моста; 30 — распорная втулка; 31 — регулировочная прокладка; 32 — ведущая шестерня главной передачи; 33 — болт крепления крышки подшипника дифференциала; 34 — пробка магнитная маслосливного отверстия; 35 — задняя крышка картера заднего моста; 36 — сателлит; 37 — фланец маслоналивного отверстия; 38 — пробка маслоналивного отверстия; 39 — палец сателлитов; 40 — шестерня полуоси; 41 — ведомая шестерня главной передачи; 42 — опорное регулировочное кольцо шестерни полуоси; 43 — крышка подшипника дифференциала; 44 — болт крепления стопора регулировочной гайки; 45 — стопор регулировочной гайки; 46 — подшипник коробки дифференциала; 47 — гайка регулировочная ведомой шестерни.
Между торцом ведущей шестерни и внутренним подшипником установлено регулировочное кольцо 31, определяющее правильное положение ведущей шестерни относительно ведомой шестерни.
Ведомая шестерня главной передачи крепится к фланцу коробки 22 дифференциала, которая вращается на двух подшипниках 46. Предварительный натяг в этих подшипниках, а также зазор между зубьями ведущей и ведомой шестернями регулируется гайками 47, завернутыми в разъемные постели подшипников. Полуосевые шестерни 40 установлены в цилиндрических гнездах коробки дифференциала и опираются на коробку через опорные шайбы 42. Подбором шайб по толщине устанавливается боковой зазор 0,0—0,1 мм между зубьями сателлитов и полуосевых шестерен.
Полуось 2 внутренним концом входит в шлицевое отверстие полуосевой шестерни, а наружным опирается на шариковый подшипник 16, который закреплен на полуоси запорным кольцом 7. Подшипник полуоси уплотняется в гнезде балки моста с внутренней стороны самоподжимным сальником 17, а с наружной стороны резиновым кольцом. Подшипник закреплен в гнезде балки пластиной 8, которая совместно с маслоотражателем 6 и щитом 1 тормоза крепится четырьмя болтами к фланцу 15 балки.
Размеры основных сопрягаемых деталей и пределы допустимых износов при эксплуатации приведены в табл. 12.