Необходимость замены сальника определяется по снижению уровня масла в картере заднего моста вследствие утечки масла через сальник до уровня, нарушающего нормальную работу редуктора. Запотевание горловины картера и даже образование отдельных капель (менее 5 капель за 15 мин при определенном режиме — см. ниже) не является признаком подтекания.
При обильном каплевыделении следует определить состояние сальника, для чего:
- ставят автомобиль на подъемник или осмотровую канаву, очищают сапун от грязи и проверяют его состояние, отвертывают контрольную пробку и проверяют уровень масла в картере моста. При необходимости доводят уровень масла до нормы;
- очищают горловину картера редуктора от следов масла и протирают насухо, вывешивают задний мост и ставят его на подставки, пускают двигатель, включают прямую передачу и при показании спидометра 90—100 км/ч прогревают масло до температуры 80—90°С (приблизительно в течение 15 мин);
- при включенной прямой передаче, при показании 100 км/ч определяют количество масла, вытекающего за 15 мин.
Утечка масла, превышающая 5 капель за 15 мин, является признаком неисправности сальника.
Поврежденный сальник можно заменить, не снимая редуктор с автомобиля, если не требуется замена других деталей редуктора. Порядок замены сальника следующий:
- сливают масло из картера заднего моста, ослабляют гайки крепления задних колес, ставят упоры под передние колеса и вывешивают задний мост;
- отпускают стояночный тормоз и устанавливают рычаг переключения передач в нейтральное положение;
- снимают колеса и тормозные барабаны, отвертывают гайки крепления щита 1 тормоза (см. рис. 79) к балке моста, выталкивателем выводят полуоси из коробки дифференциала (см. рис. 80), отсоединяют карданный вал от фланца ведущей шестерни и отводят его в сторону;
- проверяют динамометром момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни (см. рис. 94) и запоминают его;
- придерживая фланец специальным ключом (рис. 98), отвертывают гайку крепления фланца ведущей шестерни и снимают его вместе с шайбой, а также сальник ведущей шестерни, после чего устанавливают без перекоса оправкой (рис. 99) новый сальник, смазав предварительно его рабочие поверхности смазкой Литол-24;
- устанавливают фланец с шайбой на ведущую шестерню и, придерживая фланец специальным ключом, затягивают гайку крепления фланца, периодически проверяя динамометром момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни. Если первоначальный момент сопротивления проворачиванию был 6 кгс·см и выше, то новый момент сопротивления проворачиванию должен быть на 1—2 кгс. см больше первоначального. Если же он был меньше 6 кгс·см, то гайку крепления фланца затягивают до получения момента сопротивления 6-9 кгс·см. Если при затягивании гайки момент сопротивления проворачиванию превышен, то разбирают редуктор и заменяют распорную втулку, после чего редуктор собирают и вновь регулируют.