В зависимости от температуры, происходит изменение вязкости масла. С возрастанием температуры оно становится более жидким. Ухудшается прочность масляной пленки. Уменьшается сопротивление выдавливанию. В холодном состоянии масла плотное и вязкое, текучесть плохая и внутреннее трение увеличивается. При эксплуатации требуется моторное масло, которое при изменении температуры изменялось бы, по возможности, меньше.
При холодном двигателе оно должно быть достаточно текучим, чтобы не затруднять, чрезмерно, работу стартера. И после запуска, должно, по возможности быстро, поступать к местам смазки.
Вязкость — это внутреннее трение масла- которое обозначается по системе SAE (Society of Automotive Angineers), как например, SAE-30, SAE-10 и т.д. большее число SAE указывает на густое, меньшее — на жидкое масло. Но по вязкости нельзя судить о смазывающих свойствах масла.