Ремень привода ГРМ.
1 — ремни привода навесных агрегатов, 2 — шкив насоса охлаждающей жидкости, 3 — регулировочная планка генератора, 4 • верхняя крышка ремня привода ГРМ, 5 — ремень приводаТРМ, 6 — насос охлаждающей жидкости, 7 — шкив коленчатого вала, 8 — задняя левая крышка ремня привода ГРМ (верхняя), 9 — задняя левая крышка ремня привода ГРМ (нижняя), 10 — звездочка правого уравновешивающего вала, 11 — звездочка распределительного вала, 12 — рычаг автоматического натяжителя, 13 — ролик натяжителя ремня привода ГРМ, 14 — автоматический натяжитель, 15 — специальная шайба, 16 — звездочка коленчатого вала, 17 — звездочка масляного насоса, 18 — направляющий ролик, 19 — направляющая пластина, 20 — ролик натяжителя ремня привода балансирного механизма, 21 — ремень привода балансирного механизма, 22 — звёздочка «В» коленчатого вала, 23 — заглушка.
Снятие
Содержание
Внимание: проверните коленчатый вал по часовой стрелке до совмещения установочных меток на звездочке коленчатого вала и блоке цилиндров, чтобы установить поршень цилиндра №1 в ВМТ такта сжатия. При этом метки звездочек распределительных валов должны быть совмещены с соответствующими установочными метками на крышке головки цилиндров, а установочные штифты звездочек распределительных валов направлены вверх.
1. Снимите ремни привода навесных агрегатов. Снимите шкив коленчатого вала и шкив наСоса охлаждающей жидкости.
Ремень привода ГРМ — общий вид.
1 — звездочка коленчатого вала, 2 — звездочка распределительного вала выпускных клапанов, 3 — установочный штифт, 4 — звездочка распределительного вала впускных клапанов, 5 — установочные метки, 6 — звездочка масляного насоса.
2. Снимите передние крышки ремня привода ГРМ.
3. Совместите метки звездочек распределительных валов и коленчатого вала с установочными метками.
4. Снимите автоматический натяжитель ремня привода ГРМ и отведите ролик натяжителя от ремня привода ГРМ.
5. Снимите ремень привода ГРМ.
Примечание: в случае повторного использования ремня привода ГРМ необходимо нанести мелом на обратной (нерабочей) поверхности ремня стрелку, указывающую направление вращения (или расположение шкива коленчатого вала), чтобы при установке ремня не перепутать направление его вращения.
6. При необходимости снимите звездочки распределительных валов.
Примечание: будьте осторожны, не повредите ключом головку цилиндров при снятии звездочки распределительного вала.
7. При необходимости снимите звёздочку масляного насоса.
- а) Перед снятием гайки звездочки масляного насоса выверните пробку с левой стороны блока цилиндров и вставьте в отверстие пробки отвертку диаметром 8 мм для фиксации уравновешивающего вала в соответствующем положении. Отвертка должна зайти на глубину более 60 мм.
- б) Отверните гайку крепления звёздочки масляного насоса и снимите звездочку.
8. Ослабьте болт крепления звездочки правого уравновешивающего вала так, чтобы его можно далее отворачивать от руки.
9. Снимите ролик натяжителя и ремень привода балансирного механизма.
Внимание: после снятия ремня привода балансирного механизма не пытайтесь ослабить болт звездочки уравновешивающего вала, удерживая звездочку вала плоскогубцами или подобным инструментом.
Примечание: в случае повторного использования ремня привода балансирного механизма необходимо нанести мелом на обратной (нерабочей) поверхности ремня стрелку, указывающую направление вращения (или расположение шкива коленчатого вала), чтобы при установке ремня не перепутать направление его вращения.
10. Снимите звездочку «В» коленчатого вала (звездочка привода уравновешивающего вала).
Проверка
Звёздочки, ролик натяжителя ремня привода ГРМ и направляющий ролик
1. Проверьте звёздочку распределительного вала, звёздочку коленчатого вала, ролик натяжителя ремня привода ГРМ и направляющий ролик на отсутствие чрезмерного износа, трещин и повреждений. Замените при необходимости.
2. Проверьте легкость и плавность вращения ролика натяжителя ремня привода ГРМ и направляющего ролика, и убедитесь в отсутствии чрезмерного люфта и посторонних шумов при вращении. Замените при необходимости.
3. Замените ролик, если обнаружены следы вытекания смазки из его подшипника.
Автоматический натяжитель
1. Убедитесь в отсутствии утечек жидкости из натяжителя. Замените натяжитель при необходимости.
2. Проверьте шток натяжителя на отсутствие износа или повреждения. Замените натяжитель при необходимости.
3. Измерьте выступание штока из корпуса натяжителя. Если выступание не соответствует номинальному значению, то замените натяжитель.
- Номинальное значение: 14,0 мм
4. Установите натяжитель в тиски с накладками губок из мягкого металла. Медленно заведите шток натяжителя в корпус натяжителя. Если усилие перемещения штока мало, то замените автоматический натяжитель. Должно чувствоваться значительное сопротивление перемещению штока. Проверку произведите в несколько приемов.
Примечание: автоматический натяжитель должен быть установлен под прямым углом к поверхности губок тисков. Для предотвращения повреждения натяжителя используйте накладки губок тисков из мягкого материала.
5. Подготовка натяжителя к установке, если шток натяжителя находится в полностью выдвинутом положении.
- а) Установите автоматический натяжитель в тиски под прямым углом к поверхности губок тисков (без перекосов). Под корпус натяжителя установите плоскую шайбу.
- б) Постепенно сжимая тиски, медленно утапливайте шток в корпус натяжителя до совмещения отверстий в корпусе и штоке.
- в) Вставьте установочный штифт в отверстия в корпусе и штоке для фиксации штока.
Внимание: не извлекайте установочный штифт из отверстия корпуса автоматического натяжителя.
Установка
Внимание:
- Поскольку вода или масло могут серьезно уменьшить срок службы ремня привода ГРМ, то при снятии деталей обеспечьте, чтобы ремень привода ГРМ, звездочки и ролики были чистыми и сухими, никогда не мойте их. Загрязненные детали должны быть заменены.
- Если какая-нибудь из деталей замаслена, то проверьте отсутствие утечки масла через сальники (в том числе передний сальник распределительного вала).
- Проверьте состояние и плавность вращения ролика натяжителя.
- Если устанавливается ремень привода ГРМ, бывший в эксплуатации, то проверьте его состояние (см. соответствующий раздел в главе «Техническое обслуживание и общие процедуры проверок и регулировок»).
1. Установите на коленчатый вал звездочку «В» коленчатого вала (звездочка привода уравновешивающего вала).
Внимание: обратите внимание на направление установки фланца звездочки. Если звездочка или фланец установлены неправильно, то возможно повреждение ремня привода балансирного механизма.
2. Установка звёздочки правого уравновешивающего вала.
- а) Нанесите моторное масло на наружную поверхность распорной втулки и установите ее на правый уравновешивающий вал. Убедитесь, что направление установки распорной втулки соответствует указанному на рисунке.
- б) Установите звёздочку на правый уравновешивающий вал и предварительно затяните от руки болт крепления звездочки.
3. Установка ремня привода балансирного механизма.
- а) Совместите метки на звездочках уравновешивающих валов с установочными метками на корпусе масляного насоса.
- б) Установите ремень привода балансирного механизма без слабины в рабочей ветви.
- в) Установите ролик-натяжитель ремня привода балансирного механизма так, чтобы его центр расположился слева от болта крепления, а фланец ролика был направлен к шкиву коленчатого вала.
- г) Совместите метку звездочки правого уравновешивающего вала с установочной меткой на корпусе масляного насоса.
- д) Поворотом натяжителя вверх натяните ремень привода балансирного механизма так, чтобы рабочая ветвь ремня не провисала. В этом положении затяните болт крепления натяжителя. Будьте осторожны при затяжке болта крепления натяжителя, не допускайте вращения вала. Если вал провернется, то ремень будет натянут чрезмерно.
4. Проверьте, что метки звездочек совмещены с установочными метками.
5. Проверьте натяжение ремня привода балансирного механизма.
Убедитесь, что при нажатии пальцем руки в середине пролета ремня в направлении, указанном стрелкой, прогиб ремня соответствует номинальному значению.
- Прогиб ремня: 5 -7 мм
6. Установка звёздочки коленчатого вала (для привода ГРМ).
- а) Установите направляющую пластину и звёздочку коленчатого вала. Убедитесь, что направление установки деталей соответствует рисунку.
Внимание: обратите внимание на направление установки направляющей пластины. Если направляющая пластина установлена неправильно, то ремень привода будет порван.
- б) Установите специальную шайбу и болт крепления звёздочки коленчатого вала. Затяните болт номинальным моментом.
- Момент затяжки: 110-130 Нм
7. Установка звездочки масляного насоса.
- а) Вставьте отвертку в технологическое отверстие с левой стороны блока цилиндров для фиксации левого уравновешивающего вала.
- б) Установите звездочку масляного насоса и затяните гайку её крепления номинальным моментом.
- Момент затяжки 50-60 Нм
8. Установите звездочку распределительного вала и затяните болт ее крепления номинальным моментом.
- Момент затяжки: 80-100 Нм
9. Установите автоматический натяжитель.
Внимание: не извлекайте установочный штифт из отверстия корпуса автоматического натяжителя.
10. Установите ролик на рычаг натяжителя. Затяните болт крепления номинальным моментом.
- Момент затяжки: 43-55 Нм
11. Проверните звездочки распределительных валов так, чтобы установочные штифты звездочек были вверху. Совместите метки звездочек распределительных валов с установочными метками.
Примечание:
- Если перед установкой ремня метки распределительных валов не совпадают с установочными метками на головке цилиндров, то не проворачивайте звездочку распределительного вала более чем на 2 зуба в каждом направлении. При повороте звездочки распределительного вала более чем на 2 зуба может произойти касание клапанов и поршней.
- Если необходимо провернуть звездочку распределительного вала более чем на 2 зуба, то осторожно проверните коленчатый вал против часовой стрелки на определенную величину перед поворотом звездочки распределительного вала. После совмещения метки звездочки распределительного вала верните коленчатый вал в исходное положение (ВМТ).
Примечание: если звездочки распре-делительных валов заменялись, то проверьте соответствие идентификационных меток звездочек распределительных валов двигателю.
12. Совместите метку коленчатого вала с установочной меткой и совместите метку звездочки масляного насоса с установочной меткой.
13. Установка ремня привода ГРМ.
- а) Устанавливайте ремень привода ГРМ против часовой стрелки на ролик натяжителя и звёздочку коленчатого вала. Удерживайте ремень на ролике натяжителя левой рукой.
- б) Натягивая ремень правой рукой, наденьте его на звёздочку масляного насоса.
- в) Наденьте ремень на направляющий ролик.
- г) Наденьте ремень на звёздочку впускного распределительного вала.
- д) Поверните звёздочку распределительного вала выпускных клапанов по часовой стрелке на один зуб до совмещения метки звёздочки с установочной меткой.
- е) Натянув ремень двумя руками, наденьте его на звёздочку распределительного вала выпускных клапанов.
14. Слегка поднимите ролик автоматического натяжителя, чтобы отсутствовало провисание ремня, затем предварительно затяните болт ролика.
15. Проверьте совмещение всех меток звездочек с установочными метками.
16. Извлеките установочный штифт из корпуса автоматического натяжителя.
17. Проверните коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке и оставьте неподвижным примерно на 15 минут.
18. Измерьте выступание «А» штока натяжителя (расстояние между рычагом и корпусом натяжителя) и убедитесь, что оно соответствует диапазону номинальных значений.
- Номинальное значение: 6-8 мм
19. Затяните болт ролика натяжителя номинальным моментом.
- Момент затяжки: 43-55 Нм
20. Установите верхнюю и нижнюю крышки ремня привода ГРМ и затяните болты крепления крышек номинальным моментом затяжки.
Момент затяжки:
- Болты «А» и «В»: 8-10 Нм
- Болт «С»: 10-12 Нм
21. Установите шкив коленчатого вала, шкив насоса охлаждающей жидкости и установите ремни привода навесных агрегатов.
22. Отрегулируйте натяжение ремней привода навесных агрегатов.