Генератор — проверка и ремонт ВАЗ-2104

Проверка

Для выполнения работы потребуется мультиметр.

1. Снимаем генератор с автомобиля (см. выше «Генератор — снятие и установка»).

2. Ветошью очищаем наружную поверхность генератора от грязи.

3. Подсоединив положительный щуп омметра к выводу «30», а отрицательный щуп к корпусу генератора, проверяем на «пробой» диоды генератора.

ВАЗ-2104 Генератор проверка и ремонт, фото 1

Если омметр показывает сопротивление близкое к нулю, произошел пробой одного или нескольких диодов или замыкание обмотки статора на корпус.

4. Подсоединив положительный щуп омметра к выводу «30», а отрицательный — к одному из болтов крепления выпрямительного блока, проверяем положительные диоды.

ВАЗ-2104 Генератор проверка и ремонт, фото 2

Если омметр показывает сопротивление, близкое к нулю, произошел пробой одного или нескольких диодов.

5. Подсоединив положительный щуп омметра к одному из болтов крепления выпрямительного блока, а отрицательный — к корпусу генератора, проверяем на «пробой» отрицательные диоды генератора.

ВАЗ-2104 Генератор проверка и ремонт, фото 3

Если омметр показывает сопротивление, близкое к нулю, произошел пробой одного или нескольких диодов.

6. Для проверки конденсатора снимаем его с генератора (см. ниже «Ремонт»). При подсоединении щупов омметра к выводам конденсатора сопротивление должно уменьшиться, а затем постепенно возрасти.

7. Для проверки регулятора снимаем его с генератора (см. ниже «Ремонт»). При нажатии на щетки, они должны свободно перемещаться в пазах, быть подпружиненными. Выступание щеток в свободном состоянии из щеткодержателя должно быть не менее 5 мм, в противном случае заменяем регулятор.

8. Вывод «В» регулятора напряжения соединяем с положительным выводом аккумуляторной батареи, а отрицательный вывод (показан стрелкой A) — с «массой». Вольтметром измеряем напряжение на контактах щеточного узла.

ВАЗ-2104 Генератор проверка и ремонт, фото 4

Если напряжение отсутствует, регулятор неисправен.

9. Подсоединив один контакт омметра к корпусу, а другой к контактному кольцу ротора, проверяем отсутствие замыкания обмотки ротора на корпус генератора.

ВАЗ-2104 Генератор проверка и ремонт, фото 5

Если омметр показывает сопротивление, близкое к нулю, произошло замыкание.

Неисправные ротор, статор, конденсатор или регулятор напряжения необходимо заменить. При неисправности одного диода заменяем выпрямительный блок в сборе.

Ремонт

Для выполнения работы потребуются: двух- или трехзахватный съемник, оправка для выпрессовывания переднего подшипника, оправка для запрессовывания заднего подшипника.

1. Удерживая отверткой ротор от вращения, торцовым ключом на 19 мм отворачиваем гайку крепления шкива и крыльчатки генератора.

ВАЗ-2104 Генератор проверка и ремонт, фото 6

2. Снимаем с вала детали шкива, крыльчатку охлаждения генератора, сегментную шпонку и ограничительные шайбы.

ВАЗ-2104 Генератор проверка и ремонт, фото 7

3. Для снятия регулятора напряжения отсоединяем от него колодку провода.

ВАЗ-2104 Генератор проверка и ремонт, фото 8

4. Крестовой отверткой отворачиваем два винта крепления регулятора напряжения.

ВАЗ-2104 Генератор проверка и ремонт, фото 9

5. Вынимаем регулятор напряжения в сборе с щеточным узлом из корпуса генератора.

ВАЗ-2104 Генератор проверка и ремонт, фото 10

6. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем четыре гайки крепления крышек генератора и вынимаем соединительные болты.

ВАЗ-2104 Генератор проверка и ремонт, фото 11

7. Оперев переднюю крышку генератора на деревянный брусок, легкими ударами по валу спрессовываем ее со статора.

ВАЗ-2104 Генератор проверка и ремонт, фото 12

8. Снимаем крышку генератора и дистанционную втулку.

ВАЗ-2104 Генератор проверка и ремонт, фото 13

9. Проверяем техническое состояние переднего подшипника. Удерживая крышку, покачиваем и поворачиваем в обоих направлениях внутреннее кольцо подшипника. Вращение подшипника должно быть плавным, осевой люфт незначительным. Неисправный подшипник заменяем.

10. При замене переднего подшипника торцовым или накидным ключом на 8 мм отворачиваем четыре гайки. Если гайки не отворачиваются, то стачиваем раскерненные концы болтов.

ВАЗ-2104 Генератор проверка и ремонт, фото 14

Внимание! После установки болтов и затягивания гаек концы болтов необходимо раскернить. Если длины болтов не хватает для их раскернивания, то болты заменяем новыми.

11. Вынимаем болты и снимаем внутреннюю и внешнюю шайбы крепления подшипника.

ВАЗ-2104 Генератор проверка и ремонт, фото 15

12. Подходящей по диаметру оправкой выпрессовываем подшипник.

ВАЗ-2104 Генератор проверка и ремонт, фото 16

13. Оперев края задней крышки генератора (например на два деревянных бруска), выколоткой из мягкого метала выбиваем ротор.

ВАЗ-2104 Генератор проверка и ремонт, фото 17

14. Проверяем техническое состояние заднего подшипника. Качение подшипника должно быть плавным, осевой люфт — незначительным. При быстром вращении наружного кольца не должно быть сильного шума. Неисправный подшипник заменяем.

15. При необходимости замены подшипника съемником спрессовываем его с вала ротора.

ВАЗ-2104 Генератор проверка и ремонт, фото 18

16. Торцовым ключом на 8 мм с удлинителем отворачиваем три гайки крепления выпрямительного блока и выводов обмотки статора.

ВАЗ-2104 Генератор проверка и ремонт, фото 19

17. Вынув два болта, извлекаем статор из крышки.

ВАЗ-2104 Генератор проверка и ремонт, фото 20

Изоляция проводов обмотки статора должна быть без следов перегрева.

18. Торцовым ключом на 10 мм с глубокой головкой отворачиваем гайку вывода «30» и снимаем изолирующую шайбу A.

ВАЗ-2104 Генератор проверка и ремонт, фото 21

19. Снимаем выпрямительный блок.

ВАЗ-2104 Генератор проверка и ремонт, фото 22

20. Крестовой отверткой отворачиваем винт крепления конденсатора и снимаем его. Извлекаем из отверстия в крышке третий болт Б крепления выпрямительного блока.

ВАЗ-2104 Генератор проверка и ремонт, фото 23

Сборка

1. Очищаем детали генератора от грязи и пыли, продуваем сжатым воздухом, металлические детали (кроме подшипников) промываем уайт-спиритом или керосином.

2. Оправкой, совпадающей по диаметру с внутренним кольцом, легкими ударами напрессовываем новый подшипник на ось ротора.

ВАЗ-2104 Генератор проверка и ремонт, фото 24

3. Проверяем посадочные отверстия подшипников в крышках. Отверстия не должны быть деформированы, на их поверхностях должны отсутствовать задиры. При необходимости надфилем или шабером восстанавливаем фаску кромок отверстий. Треснувшие крышки заменяем.

4. Несоосность отверстий в проушинах крышек генератора должна быть не более 0,4 мм. При сборке, для взаимной ориентации крышек, используем крепежный болт и буферную втулку.

5. Сборка генератора выполняется в обратной последовательности.

Fuse2Relay.ru - предохранители и реле