Описание конструкции стартера ВАЗ-2104

Стартер представляет собой четырехщеточный, четырехполюсный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением. Он установлен с правой стороны блока цилиндров и крепится тремя болтами к картеру сцепления.

ВАЗ-2104 Описание конструкции стартера, фото 1

Стартер 4216.3708-02: 1 — передняя крышка; 2 — ось рычага привода; 3 — корпус; 4 — тяговое реле стартера; 5 — вывод «50» тягового реле; 6 — контактный болт; 7 — задняя крышка стартера

Стартер состоит из корпуса с обмотками возбуждения, якоря с шестерней привода и обгонной муфтой, двух крышек и тягового электромагнитного реле. Крышки и корпус стартера стянуты в единое целое двумя шпильками, проходящими внутри. Шпильки изолированы от обмоток статора пластмассовыми трубками. Между передней крышкой и корпусом установлена перегородка с резиновым уплотнительным кольцом.

Технические характеристики стартера 4216.3708-02:

Номинальное напряжение, B 12
Номинальная мощность, кВт 1,65
Пусковая мощность не менее, кВт 1,05
Пусковая сила тока в заторможенном состоянии, A 600
Сила тока на холостом ходу, A 85
Масса, кг 7,2
Направление вращения правое
Режим работы кратковременный, с длительностью не более 10 с

Внутри корпуса закреплены винтами четыре полюса с установленными на них обмотками возбуждения (катушками). Через две катушки, соединенных последовательно с обмоткой якоря, протекает основной ток, потребляемый стартером и зависящий от нагрузки. Две другие катушки соединены последовательно и подключены в цепь параллельно якорю. Такое соединение катушек обеспечивает оптимальную частоту вращения вала на холостом ходу без нагрузок. Вал якоря вращается в двух бронзографитовых втулках, запрессованных в крышках стартера. Якорь состоит из вала, сердечника с обмоткой и коллектора. На переднем конце вала установлена шестерня привода, жестко соединенная со ступицей роликовой обгонной муфты и поводковым кольцом. Перемещение шестерни на валу ограничивается кольцом. На внутренней поверхности ступицы выполнены винтовые шлицы, входящие в зацепление с винтовыми шлицами вала. В проточку поводкового кольца заходят втулки, установленные на концах вилки рычага привода. Другим концом рычаг опирается на шток электромагнитного тягового реле, закрепленного на передней крышке тремя винтами.

В задней крышке установлен щеткодержатель с двумя изолированными от корпуса (положительными) и двумя замкнутыми на корпус (отрицательными) щетками. К положительным щеткам прикреплены выводы катушек, последовательно соединенных с якорем. Отрицательные щетки соединены с «массой», к одной из щеток подсоединен вывод катушек, параллельных с якорем. Щетки прижаты к коллектору якоря пружинами.

ВАЗ-2104 Описание конструкции стартера, фото 2

Детали стартера 4216.3708-02: 1 — передняя крышка; 2 — уплотнитель; 3 — обгонная муфта с шестерней привода; 4 — рычаг привода; 5 — перегородка; 6 — стяжная шпилька; 7 — шток; 8 — тяговое реле стартера; 9 — регулировочные шайбы; 10 — кожух вала якоря; 11 — стопорная шайба; 12 — задняя крышка стартера; 13 — щеткодержатель; 14 — корпус со статором; 15 — якорь стартера; 16 — ось рычага привода; 17 — стопорное кольцо; 18 — уплотнительное кольцо; 19 — ограничительное кольцо хода шестерни

Тяговое реле стартера подключается через реле, расположенное в моторном отсеке на правом брызговике (в вариантном исполнении автомобиля реле включения стартера может отсутствовать).

Тяговое реле служит для ввода шестерни привода стартера в зацепление с венцом маховика и для замыкания цепи питания обмоток якоря и статора. B крышке реле установлены контактные болты. Один болт соединен проводом с плюсовым выводом аккумуляторной батареи, а другой — с обмотками статора и реле. При повороте ключа зажигания в положение II («стартер»), напряжение подается на вывод «50» крышки тягового реле. При этом возникающее магнитное поле втягивает якорь. Контактная пластина замыкает контактные болты, а шток воздействует на рычаг привода. Рычаг, перемещая шестерню привода, вводит ее в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя. Через замкнутые контакты реле протекает ток питания статора и якоря. B результате взаимодействия магнитных полей начинает вращаться якорь стартера вместе со ступицей и наружным кольцом обгонной муфты. При этом ролики обгонной муфты заклиниваются между наружным и внутреннем кольцом муфты. Крутящий момент от вала якоря передается через муфту и шестерню привода к венцу маховика. После запуска двигателя частота вращения шестерни начинает превышать частоту вращения вала якоря стартера. Ролики муфты расклиниваются и крутящий момент от маховика не передается на вал якоря стартера. При возвращении ключа в положение I («зажигание») цепь питания обмоток тягового реле размыкается и под действием возвратной пружины реле якорь возвращается в исходное положение, размыкая контакты и выводя шестерню привода из зацепления.

ВАЗ-2104 Описание конструкции стартера, фото 3

Схема электрических соединений стартера: 1 — генератор; 2 — аккумуляторная батарея; 3 — стартер; 4 — реле; 5 — монтажный блок; 6 — выключатель зажигания

Ha части автомобилей установлен стартер 5722.3708. Конструкции стартеров аналогичны, но в отличие от стартера 4216.3708-02 в стартере 5722.3708 для передачи крутящего момента от якоря к шестерне привода установлен планетарный редуктор.

Fuse2Relay.ru - предохранители и реле