Головка блока цилиндров — снятие и установка Renault Scenic

Головку блока цилиндров допускается снимать только на остывшем двигателе. Выпускной и впускной коллекторы можно не отсоединять. Снятие и установка головки блока цилиндров показаны на примере двигателей объемом 1,4-/1,6 литра (E7J/K7M). Для остальных двигателей даны соответствующие пояснения.

Дефектную прокладку головки блока цилиндров можно распознать по одному или нескольким нижеследующим признакам:

  • а) потеря мощности двигателя,
  • б) потеря охлаждающей жидкости. Облака белых выхлопных газов при теплом двигателе,
  • в) потеря масла,
  • г) попадание охлаждающей жидкости в моторное масло. При этом происходит не снижение, а увеличение уровня масла. Серый цвет моторного масла, пена на стержневом указателе уровня масла, жидкое масло,
  • ж) попадание моторного масла в охлаждающую жидкость,
  • з) охлаждающая жидкость сильно бурлит,
  • и) плохая компрессия в двух цилиндрах, расположенных рядом друг с другом.

Снятие

1. Отсоедините клемму провода «массы» (-) от аккумулятора.

Внимание! При этом происходит удаление данных из запоминающих устройств, например, защитного кода радиоприемника. Ознакомьтесь с рекомендациями главы «Аккумулятор — снятие и установка».

2. Снимите зубчатый ремень, см соответствующую главу.

3. Снимите воздушный фильтр, см. соответствующую главу.

4. Вывинтите болты крепления крышки головки блока цилиндров.

5. Двигатель объемом 1,4 литра (E7J). Отсоедините топливные шланги от системы впрыска (см. стрелки на иллюстрации). В случае, если шланги закреплены на патрубках опрессованными хомутами, то разрежьте их бокорезами, а при установке шлангов закрепите их зажимными хомутами. Если топливные шланги нс имеют цветовой маркировки, то обозначьте их скотчем, чтобы не перепутать при установке. При отсоединении шлангов подкладывайте ветошь, чтобы собрать вытекающее топливо.

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 1

5.5 Отсоедините топливные шланги от системы впрыска (см. стрелки)

6. Заглушите отверстия шлангов подходящими пробками сразу после их отсоединения. Для этих целей можно воспользоваться чистыми болтами подходящего диаметра.

7. Все двигатели, кроме с объемом 1,4 литра. Ослабьте крепление подающего топливопровода и отсоедините его. Для этого надавите сбоку на зажим, чтобы приподнять прижимы А и В. Если на зажиме нет съемника, то воспользуйтесь специальным приспособлением Mot. 1311-06, заведя его сбоку в зажим и надавив (см. иллюстрацию).

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 2

5.7 Воспользуйтесь специальным приспособлением Mot.1311-06, заведя его сбоку в зажим и надавив

8. Отсоедините провод «массы» (-), которым соединен двигатель с кузовом.

9. Отсоедините шланги штекер от электромагнитного клапана адсорбера.

10. Двигатель объемом 1,4 литра (E7J). Отсоедините много контактный штекер системы впрыска топлива.

11. Ослабьте крепление жгутов проводов на головке блока цилиндров и отложите провода в сторону. Перед отсоединением обозначьте должным образом места крепления проводов, чтобы впоследствии уложить их на прежние места.

12. Вывинтите верхний болт крепления стержневого указателя уровня масла.

13. Отсоедините шланг вакуумного усилителя тормозного привода от впускного коллектора. Если шланг закреплен на патрубке опрессованным хомутом, то разрежьте его бокорезами, а при установке закрепите его зажимным.

14. Отсоедините шланг и штекер датчика давления во впускном коллекторе. Датчик привинчен к разделительной стенке моторного отсека над бачком с тормозной жидкостью.

15. Отсоедините трос акселератора от дроссельной заслонки и отложите его в сторону от места работ, см. соответствующую главу.

16. Слейте охлаждающую жидкость, см. соответствующую главу.

17. Слейте охлаждающую жидкость из рубашки охлаждения блока цилиндров. Для этого вывинтите пробку из сливного отверстия (см. стрелку на иллюстрации). Под отверстие поставьте емкость для сбора жидкости. После завершения слива ввинтите пробку на место и затяните с приложением усилия 10 Нм.

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 3

5.17 Слейте охлаждающую жидкость из рубашки охлаждения блока цилиндров. Для этого вывинтите пробку из сливного отверстия (см. стрелку)

18. Отсоедините от корпуса термостата все шланги 4 -7 циркуляции охлаждающей жидкости (см. иллюстрацию), разжав клещами хомуты крепления и сдвинув их на шланги. В случае, если шланги закреплены на патрубках опрессованными хомутами, то разрежьте их бокорезами, а при установке шлангов закрепите их зажимными хомутами.

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 4

5.18 Отсоедините от корпуса термостата все шланги 4-7 циркуляции охлаждающей жидкости

19. Отсоедините штекеры температурных датчиков на корпусе термостата.

20. Вывинтите верхний болт крепления генератора (см. иллюстрацию).

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 5

5.20 Вывинтите верхний болт крепления генератора

21. Вывинтите болты крепления и снимите теплоотражательный щиток с выпускного коллектора.

22. Отсоедините от выпускного коллектора приемную трубу системы выпуска ОГ.

Двигатель объемом 1,6 литра (К7М)

23. Ослабьте затяжку всех болтов крепления головки блока цилиндров на S оборота, действуя в перекрестном порядке. После этого вывинтите все болты. Для этого понадобится головка Е12.

24. При поднимите головку блока цилиндров. Если головку не удается сдвинуть с места, то воспользуйтесь деревянным бруском и обстучите головку, как показано на иллюстрации (см. стрелку А).

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 6

5.24 Воспользуйтесь деревянным бруском и обстучите головку, как показано на иллюстрации (см. стрелку А).

Двигатель объемом 1,4 литра (E7J)

25. Ослабьте затяжку всех болтов крепления головки блока цилиндров на 1/2 оборота, действуя в перекрестном порядке. Для этого понадобится головка Е12.

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 7

5.25 Не вывинчивайте болт F

Внимание! Болт F, находящийся со стороны зубчатого ремня, вывинчивать нельзя (см. иллюстрацию). На этом болту находится центрирующая втулка. Все остальные болты после ослабления следует вывинтить полностью.

Внимание! Уплотнительная прокладка головки блока цилиндров, как правило, приклеивается к головке, блоку цилиндров и гильзам цилиндров. По этой причине головку блока цилиндров не следует приподнимать, потому что при этом происходит изъятие гильз цилиндров и загрязнение их посадочных мест.

26. Поверните головку блока цилиндров в сторону вокруг болта F или же центрирующей втулки, чтобы ослабить её посадку на блоке цилиндров. Для этого ударяйте резиновым молотком в горизонтальном направлении по противоположной стороне головки.

27. Вывинтите болт Е и снимите головку блока цилиндров.

28. Закрепите гильзы цилиндров держателями Mot. 588 (см. иллюстрацию). В мастерской эту операцию выполняют во избежание их перекоса при перемещении автомобиля или при проворачивании коленчатого вала двигателя. Если же автомобиль перемещаться не будет или же не возникнет потребности во вращении коленчатого вала, то гильзы цилиндров можно не закреплять.

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 8

5.28 Закрепите гильзы цилиндров держателями Mot. 588

Внимание! Снятую головку блока цилиндров укладывайте на 2 деревянных рейки, а не на сопрягающиеся с блоком цилиндров поверхности. В противном случае можно повредить полностью открытые клапаны.

Установка

29. Очистите головку блока цилиндров и блок цилиндров перед сборкой с помощью подходящего для этих целей скребка от остатков уплотнения. Обратите внимание на то, чтобы грязь не попадав каналы цилиндров. Отверстия заткните ветошью (см. иллюстрацию).

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 9

5.29 Очистите головку блока цилиндров и блок цилиндров перед сборкой с помощью подходящего для этих целей скребка от остатков уплотнения

Внимание! Не чистите уплотняемую поверхность головки блока цилиндров из сплава легких металлов с помощью металлического скребка. Рекомендуется в этих случаях воспользоваться чистящим средством «Decap-joint», выпускаемым RENAULT, которое наносится на очищаемую поверхность и оставляется на 10 минут. После этого остатки герметика удаляются деревянным шпателем.

30. Двигатель объемом 1,4 литра (E7J). Снимите, если устанавливались, держатели гильз цилиндров и проверьте величину выступа поршней, см. соответствующую главу.

31. Проверьте головку блока цилиндров на отсутствие искривлений (см. иллюстрацию). Искривление проверяйте с помощью стальной эталонной линейки и измерительного шаблона в различных точках головки блока цилиндров. Допустимая деформация не должна превышать макс. 0,05 мм. В противном случае головку блока цилиндров замените на новую. Доработка головки блока цилиндров не допускается.

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 10

5.31 Проверьте головку блока цилиндров на отсутствие искривлений

32. Проверьте состояние головки блока цилиндров и убедитесь в отсутствии трещин и выбоин.

33. Почистите резьбу отверстий для болтов крепления головки блока цилиндров на блоке цилиндров. В этих отверстиях не должно быть масла или иных загрязнений. При необходимости отверстия продуйте сжатым воздухом или же прочистите отверткой, обмотанной ветошью, которая впитает жидкость. Масло можно собрать из отверстий шприцем-масленкой. Если этого не сделать, то при ввинчивании болтов крепления в отверстиях будет создаваться избыточное давление, которое может при вести к разрыву блока цилиндров или же неправильному моменту’ затяжки болтов.

Прокладка головки блока цилиндров подлежит обязательной замене. При укладке прокладки не допускается дополнительное использование герметика.

34. Двигатель объемом 1,4 литра (E7J). Убедитесь, что центрирующая втулка G находится на месте в блоке цилиндров (см. иллюстрацию). При необходимости гильзу вставьте.

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 11

S.34 Убедитесь, что центрирующая втулка G находится на месте в блоке цилиндров

35. Двигатель объемом 1,6 литра (К7М). Убедитесь, что центрирующие втулки находятся на место в блоке цилиндров (см. иллюстрацию). При необходимости гильзы вставьте.

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 12

5.35 Убедитесь, что центрирующие втулки находятся на месте в блоке цилиндров

36. Уложите новую прокладку головки блока цилиндров на блок цилиндров. Прокладка должна лежать так, чтобы не закрывалось ни одно отверстие.

37. Установите на блок цилиндров головку блока.

38. Замените в обязательном порядке прежние болты крепления головки блока цилиндров на новые.

39. Смажьте смазкой резьбу и поверхности прилегания головок болтов крепления головки блока цилиндров тонким слоем чистого моторного масла.

40. Наденьте на болты подкладочные шайбы и ввинтите болты рукой.

Внимание! Болты крепления головки блока цилиндров имеют разную длину. Самые короткие болты ввинчиваются со стороны впускного коллектора.

Внимание! Затяжку болтов крепления головки блока цилиндров следует производить с особой тщательностью. Перед затяжкой следует проверить точность динамометрического ключа. Кроме того, следует точно соблюдать последовательность затяжки болтов.

41. Затяните болты крепления головки блока цилиндров за 9 проходов. При выполнении проходов 1 и 2 болты затягиваются в последовательности от 1 до 10 (см. иллюстрацию).

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 13

5.41 Затяните болты крепления головки блока цилиндров за 9 проходов. При выполнении проходов 1 и 2 болты затягиваются в последовательности от 1 до 10

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 14

5.41 а Можно использовать угловой шаблон для динамометрического ключа, например, HAZET6690

Двигатель объемом 1,4 литра (E7J)

  • 1-й проход. Затяните болты динамометрическим ключом с приложением усилия 20 Нм.
  • 2-й проход. Подтяните все болты обычным ключом на 97°±2°.
  • 3-й проход. Выждите как минимум три минуты, чтобы произошла усадка прокладки головки блока цилиндров.
  • 4-проход. Ослабьте затяжку болтов 1 и 2. Затяжку остальных болтов не изменяйте.
  • 5-й проход. Затяните болты 1 и 2 с усилием 20 Нм, а затем доверните на 97°±2°.
  • 6-й проход. Ослабьте затяжку болтов 3, 4, 5, 6, не изменяя затяжку остальных.
  • 7-й проход. Затяните болты 3, 4, 5, 6 с усилием 20 Нм, а затем доверните их на 97°±2°.
  • 8-й проход. Ослабьте затяжку болтов 7, 8, 9, 10, не изменяя затяжку остальных.
  • 9-й проход. Затяните болты 7, 8, 9, 10с усилием 20 Нм, а затем доверните их на 97°±2°.

Двигатель объемом 1,6 литра (К7М)

  • 1-й проход. Затяните болты динамометрическим ключом с приложением усилия 20 Нм.
  • 2-й проход. Подтяните все болты обычным ключом на 100°±6°.
  • 3-й проход. Выждите как минимум три минуты, чтобы произошла усадка прокладки головки блока цилиндров.
  • 4-проход. Ослабьте затяжку болтов 1 и 2. Затяжку остальных болтов не изменяйте.
  • 5-й проход. Затяните болты 1 и 2 с усилием 20 Нм, а затем доверни те на 110°±6°.
  • 6-й проход. Ослабьте затяжку болтов 3, 4, 5, 6, не изменяя затяжку остальных.
  • 7-й проход. Затяните болты 3, 4, 5, 6 с усилием 20 Нм, а затем доверните их на 110° ±6°.
  • 8-й проход. Ослабьте затяжку болтов 7, 8, 9, 10, не изменяя затяжку остальных.
  • 9-й проход. Затяните болты 7, 8, 9, 10 с усилием 20 Нм, а затем доверните их на 110°±6°.

Внимание! Чтобы выдержать нужный угол доворота болтов при их затяжке, рекомендуется нанести соответствующие метки на головке блока цилиндров. С этой целью ключ устанавливается на головку болта, а на расстоянии 97° мелом наносится соответствующая метка. Можно также вырезать из картона угломер на 97° или использовать угловой шаблон для динамометрического ключа, например, HAZET 6690 (см. иллюстрацию 2:41а).

Внимание! Болты крепления головки блока цилиндров нельзя подтягивать на горячем двигателе.

42. Закрепите на выпускном коллекторе приемную трубу глушителей, см. соответствующую главу.

43. Закрепите на выпускном коллекторе теплоотражающий щиток.

44. Ввинтите верхний болт крепления генератора.

45. Уложите зубчатый ремень.

46. Подсоедините штекеры температурных датчиков на корпусе термостата.

47. Подсоедините шланги системы охлаждения и закрепите их хомутами.

48. Подсоедините к дроссельной заслонке трос акселератора, см. соответствующую главу.

49. Подсоедините штекер и шланг к датчику давления во впускном коллекторе.

50. Подсоедините ко впускному коллектору шланг вакуумного усилителя тормозного привода и закрепите его хомутом.

51. Ввинтите верхний болт крепления стержневого указателя уровня масла.

52. Подсоедините многоконтактный штекер системы впрыска топлива.

53. Подсоедините шланг и штекер к электромагнитному клапану адсорбера.

54. Закрепите жгуты проводов на головке блока цилиндров на их прежних местах, воспользовавшись нанесенными перед снятием метками.

55 Подсоедините провод «массы» (-), соединяющий двигатель с кузовом.

56. Двигатель объемом 1,4 литра (E7J). Подсоедините к патрубкам, руководствуясь метками, нанесенными перед снятием, топливные шланги и закрепите их хомутами. Не перепутайте при этом подающий и отводящий топливные шланги.

57. Все двигатели, кроме двигателя объемом 1,4 литра (E7J). Наденьте топливные шланги и зафиксируйте их.

58. Установите крышку головки блока цилиндров.

59. Поставьте на место воздушный фильтр, см. соответствующую главу.

60. Залейте охлаждающую жидкость, см. соответствующую главу.

61. Проверьте уровень масла в двигателе. При необходимости масло долейте. Если головка блока цилиндров снималась в связи с дефектом прокладки головки, то рекомендуется, не дожидаясь наступления срока смены масла, заменить его досрочно, вместе с масляным фильтром. Это обусловлено тем, что в моторное масло могла попасть охлаждающая жидкость.

62. Подсоедините к аккумулятору клемму провода «массы» (-).

63. Настройте часы.

64. Введите, если необходимо, защитный код в радиоприемник.

Только двигатели мощностью 113 л.с.

65. Отсоедините клемму провода «массы» (-) от аккумулятора.

Внимание! При этом происходит удаление данных из запоминающих устройств, например, защитного кода радиоприемника. Ознакомьтесь с рекомендациями главы «Аккумулятор -снятие и установка».

66. Снимите воздушный фильтр, см. соответствующую главу.

67. Снимите со свечей зажигания наконечники проводов высокого напряжения.

68. Вывинтите болты крепления держателей катушек зажигания и снимите катушки вместе с держателями (см. иллюстрацию).

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 15

5.68 Вывинтите болты крепления держателей катушек зажигания и снимите катушки вместе с держателями

69. Снимите крышки катушек зажигания (см. иллюстрацию).

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 16

5.69 Снимите крышки катушек зажигания

70. Обозначьте электрические провода скотчем и отсоедините их от:

  • датчика детонационного сгорания,
  • датчика угла опережения зажигания (определения ВМТ цилиндра №1),
  • датчика давления во впускном коллекторе, а также отсоедините от датчика шланг,
  • клапана регулировки холостого хода,
  • датчика температуры впускаемого воздуха и охлаждающей жидкости.
  • потенциометра угла открытия дроссельной заслонки,
  • форсунок.

71. Отсоедините шланг вентиляции картера.

72. Отсоедините шланг от электромагнитного клапана адсорбера.

73. Отсоедините от впускного коллектора шланг вакуумного усилителя тормозного привода. При необходимости перережьте опрессованный хомут крепления бокорезами. Впоследствии вместо этого хомута поставьте зажимной.

74. Отсоедините трос акселератора от дроссельной заслонки и отложите его в сторону от места работ, см. соответствующую главу.

75. Слейте охлаждающую жидкость, см. соответствующую главу.

76. Отсоедините от патрубков на корпусе термостата все шланги циркуляции охлаждающей жидкости (см. цифры 3-8 на иллюстрации). Хомуты разожмите клещами и сместите их на шланги. При необходимости перережьте опрессованные хомуты крепления бокорезами. Впоследствии вместо этих хомутов поставьте зажимные.

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 17

5.76 Отсоедините от патрубков на корпусе термостата все шланги циркуляции охлаждающей жидкости (см. цифры 3-8)

77. Снимите зубчатый ремень.

78. Снимите ролик 10 натяжения зубчатого ремня (см. иллюстрацию).

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 18

5.78 Снимите ролик 10 натяжения зубчатого ремня

79. Вывинтите два болта 11 крепления задней защитной крышки зубчатого ремня (см. иллюстрацию 5.78).

80. Вывинтите болт 12 крепления шланга охлаждающей жидкости (см. иллюстрацию).

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 19

5.80 Вывинтите болт 12 крепления шланга охлаждающей жидкости

81. Снимите таль, которой удерживался двигатель. Для этого подоприте двигатель снизу над правой балкой возле масляного насоса. В мастерских для этого применяют приспособление Mot. 1159 (см. иллюстрацию). При использовании этого приспособления для автомобилей MEGANE нижнюю подставку необходимо укоротить примерно на 30 мм, чтобы закрепить приспособление так, как показано на иллюстрации.

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 20

5.81 Приспособление Mot. 1159 в качестве опоры для двигателя

82. Подоприте двигатель под водяным насосом. В мастерских для этих целей используют свободную проушину приспособления Mot. 1159, которая крепится болтом (см. иллюстрацию).

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 21

5.82 Подоприте двигатель под водяным насосом. В мастерских для этих целей используют свободную проушину приспособления Mot. 1159, которая крепится болтом

83. Изготовьте нужную проушину самостоятельно, пользуясь схемой, если её нет в комплекте инструментов (см. иллюстрацию).

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 22

5.83 Изготовьте нужную проушину самостоятельно, пользуясь схемой, если её нет в комплекте инструментов

84. Снимите дроссельную заслонку, см. соответствующую главу.

85. Снимите топливные форсунки. Следите за тем, чтобы снятии форсунок не выпали прокладки 13 (см. иллюстрацию).

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 23

5.85 Следите за тем, чтобы снятии форсунок не выпали прокладки 13

86. Ослабьте все болты крепления головки блока цилиндров на 1/2 оборота, действуя в перекрестном порядке. После этого вывинтите болты полностью, воспользовавшись торцовой головкой с внутренним шестигранником SW 10, например, HAZET 986-lOLg.

87. Снимите головку блока цилиндров.

Установка

Установка головки блока цилиндров выполняется в последовательности, обратной снятию.

88. Ввинтите и затяните болты крепления головки к блоку цилиндров. Затяжка болтов выполняется в пять проходов. При выполнении проходов 1 и 2 болты затягиваются в последовательности от 1 до 10 (см. иллюстрацию).

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 24

5.88 Ввинтите и затяните болты крепления головки к блоку цилиндров. При выполнении проходов 1 и 2 болты затягиваются в последовательности от 1 до 10

Только двигатели мощностью 113 л.с.

  • 1-й проход. Затяните болты динамометрическим ключом с приложением усилия 30 Нм.
  • 2-й проход. Подтяните все болты обычным ключом на 50° ± 4°.
  • 3-й проход. Выждите как минимум три минуты, чтобы произошла усадка прокладки головки блока цилиндров.
  • 4-проход. Ослабьте затяжку болтов 1 и 2 на 180° (1/2 оборота). Затяжку остальных болтов не изменяйте.
  • 5-й проход. Затяните болты 1 и 2 с усилием 25 Нм, а затем доверните на 123°±7°.

4-й и 5-й проходы повторите для болтов соответственно 3-4, 5-6, 7-8, 9-10.

Внимание! Подтягивание болтов крепления головки блока цилиндров на прогретом двигателе не допускается.

Только двигатели мощностью 150 л.с.

Для болтов крепления головки блока цилиндров данного двигателя необходима торцовая головка с внутренним шестигранником Т55, например, HAZET 992 SLg-T55.

89. Ввинтите и затяните болты крепления головки к блоку цилиндров за четыре прохода в последовательности от 1 до 10 (см. иллюстрацию).

  • 1-й проход. Затяните болты динамометрическим ключом с приложением усилия 30 Нм.
  • 2-й проход. Подтяните все болты обычным ключом на 50°±2°.
  • 3-й проход. Выждите как минимум три минуты, чтобы произошла усадка прокладки головки блока цилиндров.
  • 4-проход. Полностью ослабьте затяжку каждого болта в отдельности, а затем подтяните их с усилием 25 Нм, а затем доверните на 107°±2°.

Внимание! Подтягивание болтов крепления головки блока цилиндров на прогретом двигателе не допускается.

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 25

5.89 Ввинтите и затяните болты крепления головки К блоку цилиндров за четыре прохода в последовательности от 1 до 10

90. Запустите двигатель и прогрейте его, проехав некоторое расстояние. После этого оставьте двигатель работать на холостом ходу до тех пор, пока не включится вентилятор обдува радиатора.

91. Заглушите двигатель.

92. Ослабьте затяжку болтов 1, 2, 3 под впускным коллектором (см. иллюстрацию).

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 26

5.92 Ослабьте затяжку болтов 1, 2, 3 под впускным коллектором

93. Отвинтите два болта крепления генератора/коллектора (см. стрелки на иллюстрации 5.92)

94. Дайте двигателю остыть и подтяните болты крепления головки блока цилиндров в соответствии с иллюстрацией 2:89, выполнив следующие действия:

  • 1-й проход. Полностью ослабьте затяжку болтов 1 и 2. Остальные болты остаются без изменения.
  • 2-й проход. Затяните болты 1 и 2 с усилием 25 Нм, а затем доверните на 107° ± 2°.

95. Повторите оба этих действия для болтов соответственно 3-4, 5-6, 7-8, 9-10.

96. Затяните болты под коллектором, а также болты крепления генератора.

Только дизельные двигатели

97. Отсоедините клемму провода «массы» (-) от аккумулятора.

Внимание! При этом происходит удаление данных из запоминающих устройств, например, защитного кода радиоприемника. Ознакомьтесь с рекомендациями главы «Аккумулятор -снятие и установка».

98. Снимите воздушный фильтр, см. соответствующую главу.

99. Снимите зубчатый ремень, см соответствующую главу.

100. Вывинтите болты А натяжителя клинового ремня и болт В, которым в верхней части крепится генератор (см. иллюстрацию).

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 27

5.100 Вывинтите болты А натяжителя клинового ремня и болт В, которым в верхней части крепится генератор

101. Отсоедините от выпускного коллектора приемную трубу глушителей, см. соответствующую главу.

102. Отсоедините провод «массы» (-), которым соединен двигатель с кузовом.

103. Отсоедините от ТНВД возвратный топливопровод.

104. Отсоедините от коллектора держатель возвратного топливопровода.

105. Вывинтите болты и снимите заднюю защитную крышку зубчатого ремня (см. стрелки на иллюстрации).

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 28

5.105 Вывинтите болты и снимите заднюю защитную крышку зубчатого ремня (см. стрелки)

106. Отсоедините масляный фильтр, см. соответствующую главу.

107. Отсоедините провода от генератора и отложите жгут проводов в сторону от места работ.

108. Снимите таль, которой удерживался двигатель. Для этого подоприте двигатель снизу возле масляного и водяного насосов.

109. Отсоедините от патрубков на корпусе термостата все шланги циркуляции охлаждающей жидкости (см. иллюстрацию). Хомуты разожмите клещами и сместите их на шланги. При необходимости перережьте опрессованные хомуты крепления бокорезами. Впоследствии вместо этих хомутов поставьте зажимные.

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 29

5.109 Отсоедините от патрубков на корпусе термостата все шланги циркуляции охлаждающей жидкости

110. Отсоедините штекеры температурных датчиков на корпусе термостата.

111. Отсоедините шланг вакуумного усилителя тормозного привода от вакуумного насоса. Если шланг закреплен на патрубке насоса опрессованным хомутом, то разрежьте его бокорезами, а при установке закрепите его зажимным.

112. Отсоедините трос акселератора от дроссельной заслонки и отложите его в сторону от места работ, см. соответствующую главу.

113. Отсоедините от маслоотделителя оба шланга вентиляции картера.

114. Отсоедините штекер питания ТНВД.

115. Отсоедините шланги от электромагнитных клапанов.

116. Ослабьте крепление подающего топливопровода на топливном фильтре и отсоедините его. Для этого надавите сбоку на зажим, чтобы приподнять прижимы А и В. Если на зажиме нет съемника, то воспользуйтесь специальным приспособлением Mot. 1311 -06, заведя его сбоку в зажим и надавив (см. иллюстрацию).

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 30

5.116 Воспользуйтесь специальным приспособлением Mot.1311-06, заведя его сбоку в зажим и надавив

117. Ослабьте все болты крепления головки блока цилиндров на S оборота, действуя в перекрестном порядке. После этого вывинтите болты полностью, воспользовавшись торцовой головкой с внутренним шестигранником Т55, например, HAZET 992-SLg-T55.

118. Ослабьте посадку головки блока цилиндров на блоке, сдвинув её нижнюю часть.

Внимание! Головку блока цилиндров невозможно сместить в сторону с блока, потому что она удерживается двумя центрирующими втулками.

119. Снимите головку, подняв её вверх.

Установка

Установка головки блока цилиндров выполняется в последовательности, обратной снятию.

120. Выберите прокладку крышки головки блока цилиндров нужной толщины, исходя из размера выступа поршней.

Внимание! В зависимости от выступа поршней устанавливаются прокладки трех типоразмеров. Соответствующий типоразмер имеет свою обозначение в виде точек на отрезке С на прокладке (см. иллюстрацию). Количество точек может быть 0, 2 или 3. При замене прокладки устанавливайте прокладку с тем же количеством точек, что и на снятой. Обозначение прокладки головки блока цилиндров видно при снятой головке, а именно в переднем левом углу двигателя, если смотреть по ходу движения.

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 31

5.120 Выберите прокладку крышки головки блока цилиндров нужной толщины, исходя из размера выступа поршней. Соответствующий типоразмер имеет свою обозначение в виде точек на отрезке С на прокладке

Внимание! Обратите внимание на то, чтобы при установке головки блока цилиндров все поршни находились на одной высоте. Это значит, чтобы ни один из поршней не находился в ВМТ. В противном случае это может привести к серьезному повреждению двигателя. При необходимости проверните коленчатый вал на 1/4 оборота, а после установки головки верните вал в прежнее положение, отвернув его обратно.

Если менялись коленчатый вал, блок цилиндров, шатуны или поршни, то толщину устанавливаемой прокладки головки блока цилиндров следует определить заново, замерив выступ поршней.

121. Уложите новую прокладку головки блока цилиндров на блок цилиндров. Прокладка должна лежать так, чтобы не закрывалось ни одно отверстие (см. стрелки на иллюстрации). Убедитесь, что центрирующие втулки А находятся на месте в блоке цилиндров.

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 32

5.121 Уложите новую прокладку головки блока цилиндров на блок цилиндров. Прокладка должна лежать так, чтобы не закрывалось ни одно отверстие (см. стрелки)

122. 3атяните болты крепления головки блока цилиндров за 5 проходов. При выполнении проходов 1 и 2 болты затягиваются в последовательности от 1 до 10 (см. иллюстрацию).

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 33

5.122 Затяните болты крепления головки блока цилиндров за 5 проходов. При выполнении проходов 1 и 2 болты затягиваются в последовательности от 1 до 10

Только бензиновые двигатели объемом 1,4-/1,6 литра (K4M/K4J)

Внимание! Снятие и установка головки блока цилиндров возможна только с применением специальных инструментов, поэтому эту работу следует поручать мастерской. Ниже приведены только основные рекомендации и моменты затяжки резьбовых соединений.

123. Измерьте после вывинчивания болтов крепления головки блока цилиндров их длину. Максимально допустимая длина болтов не должна превышать 117,7 мм. Если хотя бы один из болтов окажется длиннее, то все болты подлежат замене на новые. Прежние болты при их последующем использовании смажьтетонким слоем масла. Новыеболты смазывать не следует.

  • 1-й проход. Затяните болты динамометрическим ключом с приложением усилия 20 Нм.
  • 2-й проход. Подтяните все болты обычным ключом на 240°±6° (см. иллюстрацию).

Внимание! Подтягивание болтов крепления головки блока цилиндров на прогретом двигателе не допускается.

Renault Scenic Головка блока цилиндров снятие и установка, фото 34

5.123 Затяните болты крепления головки блока цилиндров за два прохода

Только дизельные двигатели

  • 1-й проход. Затяните болты динамометрическим ключом с приложением усилия 30 Нм.
  • 2-й проход. Подтяните все болты обычным ключом на 50°±4°
  • 3-й проход. Выждите как минимум три минуты, чтобы произошла усадка прокладки головки блока цилиндров.
  • 4-проход. Ослабьте затяжку болтов 1 и 2 на 180° (1/2 оборота). Затяжку остальных болтов не изменяйте.
  • 5-й проход. Затяните болты 1 и 2 с усилием 25 Нм, а затем доверните на 213°±7°.

4-й и 5-й проходы повторите для болтов соответственно 3-4, 5-6, 7-8, 9-10.

Внимание! Подтягивание болтов крепления головки блока цилиндров на двигателе с турбонаддувом (90 л.с.) выполняется после прогрева двигателя.

124. Запустите двигатель и прогрейте его. Затем оставьте двигатель работать на холостых оборотах до тех пор, пока не включится вентилятор обдува радиатора.

125. Заглушите двигатель и дайте ему остыть до атмосферной температуры.

126. Снимите крышку головки блока цилиндров и подтяните болты крепления головки блока цилиндров в последовательности от I до 10, довернув их на 120°±7°.

Внимание! У дизельных двигателей мощностью 64 л.с. и у дизельных двигателей с турбонаддувом мощностью 98 л.с. подтягивание болтов крепления головки блока цилиндров на теплом двигателе не допускается.

Fuse2Relay.ru - предохранители и реле