Рис. 2А.3. Головка блока цилиндров и смонтированные на ней компоненты
1. Головка блока цилиндров; 2. Прокладка под головку блока цилиндров; 3. Впускной клапан; 4. Выпускной клапан; 5. Внешняя пружина клапана; 6. Внутренняя пружина клапана; 7. Опорная чашка пружин; 8. Сухари клапана; 9. Опора внешней пружины; 10. Опора внутренней пружины; 11. Болт-кронштейн генератора к головке блока цилиндров; 12. Пружинная шайба; 13. Гайка крепления головки блока цилиндров; 14. Плоская шайба; 15. Болт крепления головки блока цилиндров; 16. Плоская шайба; 17. Шпилька клапанной крышки; 18. Маслосъемный колпачок направляющей втулки клапана; 19. Болт крепления головки блока цилиндров; 20. Болт-клапанный механизм к головке блока цилиндров; 21. Плоская шайба; 22. Болт крепления головки блока цилиндров; 23. Пробка; 24. Пробка; 25. Пробка; 26. Шпилька; 27. Шпилька; 28. Прокладка; 29. Пружинная шайба; 30. Гайка-кожух термостата к головке блока цилиндров; 31. Кожух термостата; 32. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 33. Уплотнительная шайба; 34. Штанга толкателя; 35. Толкатель; 36. Опоре клепанного механизма; 37. Опора клапанного механизма; 38. Опора клапанного механизма; 39 Коромысло; 40. Коромысло; 41. Коромысло; 42. Контргайка регулировочного винта коромысла; 43. Регулировочный винт коромысла; 44. Ось коромысел; 45. Стопорное кольцо; 46. Выгнутая шайба; 47. Плоская шайба; 48. Пружина; 49. Масляный щиток.
Снятие
Содержание
1. Отсоедините от аккумулятора отрицательный провод.
2. Слейте жидкость из системы охлаждения как описано в Разделе 1.
3. Снимите сборку воздушною фильтра как описано в Разделе 4.
4. Снимите клапанный механизм как описано в Главе 5.
5. По очереди извлеките штанги толкателей (см. иллюстрацию) и сложите их в правильном порядке в картонный держатель с пронумерованными отверстиями. При сборке штанги должны быть установлены на прежние места.
6. Обратите внимание, что в последующем описании головка блока цилиндров снимается вместе с коллекторами.
7. Действуя как описано в Разделе 4, отсоедините отводящую выхлопную трубу от коллектора.
8. Отсоедините от топливной системы и впускного коллектора следующее:
- a) Соединитель электропроводки.
- b) Тросик педали газа.
- c) Шланг блока вакуумного усилителя тормозной системы.
- d) Шланги системы охлаждения.
9. Отключите соединитель электропроводки от датчика указателя температуры охлаждающей жидкости. Отсоедините верхний шланг радиатора и шланг расширительного бачка от кожуха термостата (см. иллюстрацию).
10. Ослабьте и снимите верхний монтажный болт генератора, и освободите генератор от верхнего кронштейна.
11. Работая в последовательности, обратной показанной на иллюстрации 6.26А, постепенно ослабьте четыре гайки крепления на переднем краю головки блока цилиндров, и снимите их. В той же последовательности ослабьте восемь оставшихся болтов крепления головки блока цилиндров по одному обороту за прием. Снимите болты с шайбами (см. иллюстрации), и храните их в правильном порядке. Запомните расположение монтажной проушины двигателя, прикрепленной гремя задними болтами.
12. Теперь необходимо нарушить соединение между головкой цилиндров, прокладкой и блоком цилиндров/картером, не потревожив гильзы цилиндров; существует вероятность попадания охлаждающей жидкости и инородных частиц в поддон, если головка блока цилиндров будет поднята небрежно. Если не соблюдать меры предосторожности и потревожить гильзы, также существует вероятность нарушения нижнего уплотнения, что также приведет к утечкам.
Предупреждение: Если будет нарушено уплотнение основания гильзы цилиндра, для установки нового уплотнителя необходимо снять поршни и вкладыши.
13. Чтобы нарушить соединение, используйте выпускной коллектор как место опоры для рычага, и осторожно сорвите головку цилиндров со стороны передней части автомобиля.
14. Когда соединение будет нарушено, поднимите головку блока цилиндров (см. иллюстрацию). Снимите прокладку — она подлежит замене.
15. Не пытайтесь проворачивать коленвал со снятой головкой блока цилиндров. могут быть смещены гильзы цилиндров. Операции, в которых обычно предполагается вращение коленвала (например очистка головок поршней), должны выполняться с большой осторожностью, чтобы никакие частицы грязи не попали внутрь. Если необходимо провернуть коленвал, гильзы цилиндров должны быть закреплены с помощью пары подходящих болтов и больших плоских шайб (см. иллюстрацию).
16. Если головка блока цилиндров необходимо разобрать, см. соответствующие Главы далее в этом Разделе.
Подготовка к установке
17. Проверьте состояние болтов крепления головки блока цилиндров, уделяя особое внимание резьбе. Промойте и вытрите насухо все болты, затем проверьте каждый из них на наличие износа или повреждений, при необходимости замените подозрительные. Рекомендуется заменять болты как полный набор всякий раз после их удаления, независимо от состояния.
18. Перед установкой головки очистите совмещающиеся поверхности головки блока цилиндров, гильз цилиндров и картера. С помощью пластмассового или деревянного скребка удалите остатки прокладки и нагар; также очистите головки поршней. Будьте очень осторожны, не поцарапайте алюминиевые поверхности. Также следите за тем. чтобы нагар не попадал в каналы смазки и охлаждения — это особенно важно для системы смазки, так как может заблокироваться подача масла к компонентам двигателя. С помощью липкой ленты и бумаги закройте все каналы и отверстия под болты в блоке цилиндров/картере. Чтобы предотвратить попадание нагара между поршнями и цилиндрами, заполните пространство между ними небольшим количеством смазки. После очистки поршня удалите смазку и нагар из зазора, используя маленькую щетку, затем сотрите остаток чистой ветошью. Аналогичным образом очистите все поршни.
19. Проверьте контактные поверхности блока цилиндров/картера и головки блока цилиндров на наличие щербинок. глубоких царапин и других повреждений. Небольшие царапины можно удалить напильником, а при чрезмерных повреждениях единственной альтернативой замене может быть переточка.
20. Если подозревается, что посадочная поверхность головки блока цилиндров деформирована, то установив стальную линейку на ребро, проверьте это.
Установка
21. Оботрите контактные поверхности головки и блока цилиндров/картера, затем разместите новую прокладку на поверхности блока цилиндров. Прокладку устанавливайте так, чтобы отверстия в ней совместились со смазочными канавками на левом и правом концах блока цилиндров (см. иллюстрацию).
22. Наденьте головку блока цилиндров на шпильки, и аккуратно опустите ее на место.
23. Сохраняя порядок установки, вымойте и вытрите насухо все болты крепления головки блока цилиндров и шайбы (если еще не сделали это), затем слегка смажьте головки и резьбу болтов. Аккуратно вставьте болты (кроме двух, которые также используются для крепления опор клапанного механизма) в прежние отверстия. Не забудьте установить монтажную проушину двигателя. Вкрутите каждый болт вручную, насколько возможно.
24. Извлеките штанги толкателей из картонного держателя, и вставьте их на прежние места в головку блока цилиндров.
25. Установите клапанный механизм как описано в Главе 5. Зажмите четыре маленьких внутренних болта крепления усилием затяжки, регламентированным Спецификациями, а затем вручную зажмите два болта крепления головки блока цилиндров.
26. Работая в показанной на иллюстрации (номера 1-10) последовательности, в несколько указанных в Спецификациях стадий зажмите болты крепления головки блока цилиндров. Чтобы зажать болты на указанные в Спецификациях углы, фломастером нарисуйте линию между головкой блока цилиндров и внешним краем каждой головки болта; на второй стадии каждый болт доворачивается на 90° (четверть оборота). На третьей стадии болты снова доворачиваются на 90°. Если любой болт будет перетянут мимо метки, ослабьте его на 90°, а ‘затем повторно затяните (см. иллюстрации).
27. После того, как все десять болтов будут правильно зажаты, нанесите немного моторного масла на гайки крепления головки блока цилиндров. Установите гайки и шайбы на шпильки, расположенные на переднем краю головки блока цилиндров. В показанном на иллюстрации 6.26А (номера 11-14) порядке зажмите четыре гайки усилием затяжки, регламентированным Спецификациями (см. иллюстрацию).
28. Отрегулируйте зазоры клапанов, затем установите клапанную крышку как описано в Главе 4 из этого Раздела.
29. Присоедините все потревоженные шланги системы охлаждения, и подключите электропроводку датчика температуры охлаждающей жидкости. Рекомендуется старые хомуты шлангов Skoda (где имеются) заменять на стандартные с червячным зажимом.
30. Действуя как описано в соответствующих Главах Раздела 4, присоедините всю электропроводку и шланги к впускному коллектору и компонентам топливной системы. Подсоедините и отрегулируйте тросик педали газа.
31. Действуя как описано в Разделе 4, подсоедините отводящую выхлопную трубу к коллектору.
32. Установите верхний монтажный болт генератора и отрегулируйте натяжение приводного ремня как описано в Разделе 1.
33. Установите сборку воздушного фильтра как описано в Разделе 4 и подсоедините отрицательный провод к аккумулятору.
34. Заполните систему охлаждения как описано в Разделе 1.