1. Не смотря на то, что вкладыши коренных и шатунных подшипников в течение переборки двигателя следует заменить, сохраните старые вкладыши для подробного осмотра, поскольку они могут дать ценную информацию относительно состояния двигателя. Размер вкладышей отпечатан на обратной стороне, и эту информацию нужно дать поставщику, чтобы идентифицировать размерную группу (см. иллюстрацию).
2. Повреждение вкладышей может быть вызвано недостатком смазки, попаданием на них инородных частиц, перегрузкой двигателя или коррозией (см. иллюстрацию). Независимо от причины, прежде чем собирать двигатель, ее необходимо устранить.
14.2 Типичные повреждения вкладышей
А Поцарапан инородными частицами — видны крупицы, погрузившиеся в рабочий слой вкладыша
B Недостаток масла — верхний слой стерт
C Вкладыши неправильно расположены при установке — имеются блестящие (отполированные) участки
D Шейка сведена на конус — верхний слой снят со всей поверхности
E Износ края вкладыша
F Неисправность «усталости» — образовались кратеры или карманы
3. Для осмотра вкладышей подшипников, снимите их из блока цилиндров/крышек/ шатунов. Разложите их на чистой рабочей поверхности в том же порядке, как они стоят в двигателе. Это позволит выяснить, в каком именно подшипнике локализована проблема.
4. Грязь и инородные частицы попадают в двигатель различными путями. Они могут быть оставлены в двигателе после переборки или проходят через фильтры или систему вентиляции картера. Часто попадаются крупинки металла, оставшиеся после переточки или образовавшиеся при обычном износе двигателя. Попавшие в подшипники инородные частицы вкрапляются в мягкий рабочий слой вкладышей, где их легко обнаружить. Большие частицы не погружаются в материал вкладыша, а царапают вкладыш и шейку. Лучшее предотвращение неисправности подшипника по этой причине — тщательная очистка всех компонентов и поддержание во время сборки двигателя безупречной чистоты. Кроме того, рекомендуется часто и регулярно менять моторное масло и фильтр
5. Недостаток смазки имеет множество взаимосвязанных причин. Ими могут быть: перегрев (делает масло менее вязким, из-за чего утоньшается его слой на вкладышах), перегрузка (отжимает масло от поверхности подшипника) или утечки (зазоры подшипников чрезмерны, изношен масляный насос или высока частоты вращения двигателя). Блокировка смазочных каналов, которая обычно является результатом несовмещения смазочных отверстий вкладышей, также приводит к недостатку смазки и выводит подшипник из строя. Когда причина неисправности подшипника — недостаток смазки, рабочий слой вкладыша стерт или отслоился от его стальной основы. Температура может возрасти до таких значений, когда сталь основы становится голубой от перегрева.
6. Манера вождения также влияет на срок службы подшипника. Полный газ и продолжительная работа на медленных оборотах (перегрузка двигателя) дают очень высокую нагрузку на подшипники, что приводит к оттеснению от вкладышей масляной пленки. В результате вкладыши гнутся и на них образуется сеть мелких трещин (неисправность «усталости»). В конечном счете, рабочий слой вкладыша подшипника распадется на куски и отрывается от стальной основы.
7. Поездки на короткое расстояние приводят к коррозии вкладышей, т.к. двигатель нагревается недостаточно, чтобы оттолкнуть сжатые водные пары и коррозийные газы. Пары адсорбируются моторным маслом, образуя кислоту и отстой. Когда такое масло попадает в подшипники двигателя, рабочий слой вкладышей подшипников окисляется.
8. Неправильный подбор вкладыша также приведет к неисправности подшипника. Слишком большие вкладыши, плотно садящиеся в подшипник, оставляют недостаточный рабочий зазор, что приводит к недостатку смазки.
9. Как было упомянуто в начале этой Главы, вкладыши следует менять после каждого их снятия в течение переборки двигателя.