Примечание. Для выполнения описываемых ниже работ потребуются микрометр и нутромер.
Снятие
Содержание
1. Проверните коленчатый вал, приведя двигатель положение ВМТ конца такта сжатия первого цилиндра. В этом положении метка на шкиве коленчатого вала будет совмещена с указателем на крышке газораспределительного ремня, а бегунок распределителя повернется носиком в сторону расположения клеммы ВВ провода свечи зажигания первого цилиндра.
2. Снимите воздухоочиститель.
3. Высвободите ВВ свечные провода из фиксаторов на крышке головки цилиндров.
4. С спиральном порядке, двигаясь снаружи внутрь, отдайте винты крепления крышки головки цилиндров на головке. Снимите крышку.
5. В несколько приемов ослабьте болты крепления осей коромысел и осторожно извлеките сборки осей. Уложите сборки в порядке их установки на двигателе.
6. Для фиксации толкателей клапанов в двигателе наденьте на их верхние части резиновые бандажи, затем снимите направляющие толкателей с головки цилиндров.
Примечание. Во избежание попадания в гидравлические толкатели воздуха не переворачивайте их и сильно не наклоняйте.
Разборка и проверка состояния
1. Частично разобранные сборки коромысел, их осей и толкателей представлены на сопроводительной иллюстрации.
Примечание. Оси с одной меткой должны устанавливаться в переднюю направляющую толкателей, с двумя — в заднюю. Схема расположения коромысел на осях понятна из иллюстрации.
1 — болт; 2 — коромысло; 3 — одна метка; 4 — оси коромысел; 5 — две метки 6 — гидравлические толкатели; 7 — передняя метка; 8 — направляющие толкателей; 9 — задняя метка
2. Отдайте болты крепления осей коромысел. Проверьте состояние осей, удалите с них выявленные заусеницы и задиры, способные вызвать повреждение посадочных гнезд коромысел в процессе снятия последних.
3. Снимите коромысла со своих осей, складывая их в порядке расположения на двигателе.
4. Проверьте оси на наличие признаков износа и повреждений. При помощи микрометра измерьте диаметры осей. Сравните результаты измерений с нормативными требованиями (см. таблицы размеров и регулировок в конце Руководства). Замените чрезмерно изношенные оси.
5. Проверьте состояние посадочных гнезд (отверстий) коромысел. В случае появления подозрений в чрезмерности износа измерьте внутренние диаметры гнезд. Сравните результаты с данными таблиц размеров и регулировок. Замените изношенные коромысла.
6. Проверьте все толкатели на наличие признаков срабатывания, особое внимание уделяя поверхностям, контактирующим с коромыслами. Чрезмерно изношенные толкатели подлежат замене.
Примечание. В случае выявления чрезмерного износа толкателя необходимо тщательно проверить состояние рабочего выступа соответствующего кулачка распределительного вала.
7. Поочередно отожмите верхушку каждого из гидравлических толкателей. Если плунжер отжимается глубже чем на 1.0 мм, толкатель следует заменить. Дальнейшую проверку толкателей можно произвести после сборки путем 10-минутного включения двигателя с оборотами 1 000 в минуту. Если в процессе данной проверки будут выявлены характерные шумы, снимите компоненты, перекрывающие доступ к толкателям и повторите первую проверку. Замените все толкатели, плунжеры которых утапливаются глубже чем на 1.0 мм.
8. При помощи микрометра проверьте направляющие толкателей на наличие признаков чрезмерного износа. Измерьте внутренние диаметры отверстий и диаметры соответствующих им толкателей. Если вычисленный в путем вычитания из результата первого измерения второго зазор превышает оговоренный в таблицах размеров и регулировок (см. конец Руководства), замените соответствующие компоненты.
Сборка и установка
Сборка и установка производятся в порядке, обратном порядку демонтажа.
1. Удостоверьтесь в проходимости всех каналов и отверстий.
2. Перед сборкой смажьте все компоненты чистым двигательным маслом.
3. В прежнем порядке оденьте коромысла на оси, с которых они были сняты. Если в процессе демонтажа не были нанесены установочные метки и коромысла были перепутаны, воспользуйтесь приметами, проиллюстрированные на сопроводительной иллюстрации. Обратите внимание, что направляющие толкателей промаркированы и оси коромысел с одной меткой должны устанавливаться в переднюю направляющую.
Примечание. Коромысла по конструкции асимметричны, — см. сопроводительную иллюстрацию.
1 — масляные отверстия
2 — цилиндры 1, 2 и 3
3 — цилиндры 4, 5 и 6
4. Установите гидравлические толкатели клапанов в направляющие и зафиксируйте их там при помощи резиновых бандажей.
5. Установите компоненты в головку цилиндров, проследив за правильностью размещения коромысел в углублениях направляющих толкателей. Затяните болты крепления осей коромысел, пока только от руки.
Внимание! Проследите, чтобы плунжеры всех толкателей и стержни клапанов оказались расположенными по центру рабочих поверхностей коромысел, а масляные отверстия коромысел были обращены в сторону клапанных пружин.
6. Удостоверьтесь, что двигатель по- прежнему находится в положении ВМТ конца такта сжатия первого цилиндра. В случае необходимости произведите корректировку положения коленчатого вала.
7. Затяните болты крепления осей коромысел на задней направляющей толкателей с требуемым усилием.
8. Проверните двигатель на один оборот в направлении нормального вращения так, чтобы указатель на крышке газораспределительной цепи вновь оказался напротив метки ВМТ на шкиве коленчатого вала. Затяните с требуемым усилием все оставшиеся болты крепления осей коромысел и передней направляющей.
9. Проверьте исправность состояния и правильность положения прокладки крышки головки цилиндров. При малейших сомнениях прокладку следует заменить.
10. Установите крышку на головку цилиндров, вверните винты и разместите уплотнители. Двигаясь по спирали от центра наружу, в несколько приемов затяните винты с требуемым усилием. Подсоедините шланги вентиляции двигателя.
11. Установите воздухоочиститель. Запустите двигатель и проверьте его на утечки.