При работе дизельного двигателя свежий воздух, пройдя через фильтр, засасывается в цилиндры и сильно сжимается, в результате чего происходит его разогрев до температуры около 600°С. Когда поршень приближается к положению верхней мертвой точки в такте сжатия, в сжатый и разогретый воздух впрыскивается дизельное топливо и происходит его самовоспламенение. При запуске холодного двигателя температура сжатого в цилиндрах воздуха может не достигать требуемого значения и самовоспламенения топлива не происходит. В этом случае для прогрева цилиндров двигателя используются свечи накаливания. Время предварительного прогрева двигателя зависит от температуры двигателя. Работой системы предварительного прогрева двигателя управляет реле времени.
Для управления впрыском топлива в цилиндры дизельного двигателя используются следующие системы.
Для завихрения или предкамерного впрыска, впрыск топлива осуществляется в предкамеру соответствующего цилиндра, при этом горячая смесь загорается сразу. Однако количество кислорода находящееся в предкамере достаточно только для сгорания части впрыснутого топлива. Остальная, несгоревшая часть, потоком, возникшим при сгорании, выдувается в камеру сгорания и там сгорает полностью.
При непосредственном впрыске топлива, топливо, подаваемое топливным насосом высокого давления, непосредственно впрыскивается в камеру сгорания, а именно, в выемку в поршне. При этом топливный насос сжимает топливо до давления 900 бар, а впрыск топлива производится в два этапа. Вначале производится впрыск небольшого количества топлива, что улучшает условия зажигания основной части топлива. В результате более мягкое сгорание, аналогичное сгоранию при впрыске в предкамеру. При этом количество подаваемого в двигатель топлива регулируется электронной системой управления дизельного двигателя, что обеспечивает оптимальный режим работы двигателя при уменьшении расхода топлива.
При насосе/форсунке (двигатель 1,9-I 115/130 л.с.) на каждом цилиндре установлен собственный топливный насос. Топливный насос и форсунка представляют собой единый узел, так называемый насос/форсунка (см. рис. 4С.4). Насос/форсунка приводится в действие от кулачка распределительного вала через дополнительный рычаг и создает давление около 2000 бар, что обеспечивает очень тонкое распыление топлива. Для охлаждения сильно нагревающегося при этом топлива, используется радиатор, установленный в цепи возврата топлива.
Перед поступлением топлива в топливный насос и форсункам, оно очищается в топливном фильтре от воды и загрязнений. Поэтому необходимо из фильтра удалять воду и проводить его замену при техническом обслуживании.
Топливный насос необслуживаемый. Все подвижные части насоса смазываются с дизельным топливом. Топливный насос приводится в действие зубчатым ремнем.