Эти сложные и ответственные операции рекомендуется проводить на станции технического обслуживания на специальных оптических стендах, обеспечивающих точность замеров углов. Но при аккуратном выполнении операций и соблюдении нижеприведенных правил можно достаточно точно самостоятельно отрегулировать углы установки колес, применяя простейшие средства: линейку, отвес или угольник, шнур или рейку. Ниже приведены значения углов установки колес в градусах и линейных единицах и методика их проверки.
У нового обкатанного автомобиля в снаряженном состоянии и с полезной нагрузкой 320 кг (4 человека и 40 кг груза в багажнике) углы установки колес должны иметь следующие значения:
- Развал — ±30′ (от -3 до +3 мм)
- Схождение — 0±1 мм
- Угол продольного наклона оси поворота — 1°30’±30′
Прежде чем приступить к замеру углов установки колес, следует проверить: давление воздуха в шинах (должно соответствовать норме), радиальное и осевое биение колес (не более: осевое — 1 мм, радиальное — 0,7 мм), свободный ход рулевого колеса (не более 5°), техническое состояние узлов и деталей подвески (отсутствие деформаций’, износа резинометаллических шарниров, недопустимой осадки верхней опоры стойки подвески и износа шарового шарнира). Обнаруженные неисправности устранить.
Установить полностью заправленный и снаряженный автомобиль на ровную площадку и загрузить его нагрузкой 320 кг (4 человека+ 40 кг груза в багажнике). Убедиться, что передние колеса установлены в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля. «Прокачать» подвеску автомобиля, прикладывая 2—3 раза усилие 40…50 кгс, направленное сверху вниз, сначала на задний, а потом на передний бампер.
Для проверки развала колес замерить расстояние «А» (рис. 73) между ободом колеса и угольником. Затем перекатить автомобиль так, чтобы колеса повернулись на 180°, и замерить расстояние «В». При правильно отрегулированном угле развала колес размер «А» должен быть больше или меньше размера «В» не более чем на 3 мм. Регулируется развал эксцентриковым болтом 11 (см. рис. 69) при ослабленных гайках болтов крепления поворотного кулака. По окончании регулировки затянуть гайки моментом 9 кгс·м.
После регулировки развала проверить и при необходимости отрегулировать схождение колес. Для этого замерить расстояние «С» (рис. 73) сзади колес между точками на ободьях на уровне их осей. Затем перекатить автомобиль так, чтобы колеса повернулись на 180°, и замерить расстояние «Д». Если схождение колес установлено правильно, то размер «С» должен быть равен размеру «Д». В противном случае ослабить гайки 4 (рис. 76) и, вращая регулировочные тяги 5 на одинаковую величину, установить необходимое схождение. Выполнив регулировку, затянуть гайки 4 моментом 12…15 кгс·м, предварительно убедившись в том, что плоскость «С» донышка наконечника 2 параллельна плоскости «Д» опорной поверхности поворотного рычага.
Продольный угол наклона оси поворота проверяется и регулируется только па стенде. Изменение продольного наклона производится изменением количества шайб 23 (см. рис. 69), установленных па обоих копнах растяжек 29 подвески. Для увеличения угла продольного наклона оси поворота уменьшить количество шайб на растяжке в передней или задней ее части, а для уменьшения — добавить шайбы, но только в задней части, так как спереди это выполнить не всегда возможно из-за короткой резьбовой части растяжки. При установке или изъятии одной регулировочной шайбы угол продольного наклона оси поворота изменяется приблизительно на 19′. При изменении количества шайб на растяжке следить, чтобы фаски на шайбах были обращены в сторону упорного торца растяжки. Несоблюдение этого правила может привести к ослаблению крепления растяжек.