Проверка приборов зажигания на стенде ВАЗ-2121 Нива

Распределитель зажигания

Внимание. До 1980 г. на двигателях применялись распределители зажигания типа Р-125 В (рис. 7-20). С 1980 г. вместе с карбюратором 2107-1107010-20 стали устанавливаться распределители зажигания типа 30.3706-02 (рис. 7-21), имеющие вакуумный регулятор опережения зажигания.

ВАЗ-2121 Нива Проверка приборов зажигания на стенде, фото 1

Рис. 7-20. Распределитель зажигания Р-125В: 1 — валик; 2 — маслоотражательная муфта; 3 — спиральная шпилька; 4 — корпус; 5 — тяга; 6 — ось, 7 — подвижная пластина прерывателя, 8 — кулачок прерывателя; 9 — ведомая пластина; 10 — ведущая пластина; 11 — ротор, 12 -центральный угольный электрод; 13 — клемма центрального электрода; 14 — резистор; 15 — боковой электрод; 16 — крышка; 17 — грузик; 18 — эксцентрик октан-корректора; 19 — втулка валика; 20 — фильц; 21, 25 — винты крепления стойки с контактами прерывателя; 22 — стойка с контактами прерывателя; 23 — пружина рычажка; 24 — рычажок; 26 — паз для регулировки положения стойки; 27 — контакты прерывателя; 28 -гайка крепления наконечника провода низкого напряжения; 29 — масленка валика

ВАЗ-2121 Нива Проверка приборов зажигания на стенде, фото 2

Рис. 7-21. Распределитель зажигания 30.3706-02: 1 — валик; 2 — маслоотражательная муфта; 3 — фильц; 4 — корпус вакуумного регулятора; 5 — мембрана; 6 — крышка вакуумного регулятора; 7 — тяга вакуумного регулятора; 8 — опорная пластина центробежного регулятора; 9 -ротор распределителя зажигания; 10 — боковой электрод с клеммой; 11 — крышка; 12 — центральный электрод с клеммой; 13 — уголек центрального электрода; 14 — резистор; 15 — наружный контакт ротора; 16 — пластина центробежного регулятора; 17 — грузик; 18 — кулачок прерывателя; 19 — контактная группа: 20 — подвижная пластина прерывателя; 21 — винт крепления контактной группы; 22 — паз; 23 — конденсатор; 24 — корпус распределителя зажигания

Перед установкой распределителя зажигания на стенд проверьте состояние контактов прерывателя, не заедает ли на оси рычажок с подвижным контактом и усилие прижатия контактов, которое должно быть 4,9-5,88 Н (500-600 гс). Проверьте износ подушечки рычажка прерывателя; в случае износа отрегулируйте зазор между контактами прерывателя. Если рычажок заедает на оси или ослабла его пружина, замените контактную группу.

Если контакты прерывателя загрязнены, пригорели или подверглись эрозии, то зачистите их бархатным надфилем. Применять для этой цели шлифовальную шкуру и другие абразивные материалы нельзя.

После зачистки протрите контакты прерывателя замшей, смоченной в бензине. Затем оттяните рычажок, чтобы испарился бензин, и протрите контакты еще раз сухой замшей. Вместо замши можно применять любой материал не оставляющий волокон.

Контакты должны соприкасаться всей поверхностью. Если этого не происходит, то подгибая кронштейн стойки, отрегулируйте положение неподвижного контакта. Нельзя подгибать рычажок с подвижным контактом. Протрите крышку распределителя зажигания от грязи и масла.

Слегка приподняв крышку распределителя зажигания проверьте, находится размыкания контактов прерывателя.

Проверка работы. Установите распределитель на контрольно-испытательный стенд для проверки электрических приборов и соедините его с электродвигателем, частота вращения которого регулируется.

Выполните соединения с катушкой зажигания и с аккумуляторной батареей; четыре клеммы крышки соедините на стенде с искровыми разрядниками, зазор между электродами которых регулируется.

Установите зазор 5 мм между электродами разрядников, включите элекродвигатель стенда и вращайте валик распределителя несколько минут по часовой стрелке с частотой 200 мин-1. Затем увеличьте зазор между электродами до 10 мм и следите, нет ли внутренних разрядов в распределителе. Внутренние разряды выявляются по звуку или по ослаблению и перебою искрения на разряднике испытательного стенда.

Во время работы распределитель зажигания не должен производить значительного шума при любой частоте вращения валика.

Снятие характеристики автоматического опережения зажигания. Установите распределитель на стенд и выполните электрические соединения в соответствии с инструкцией на стенд.. Включите электродвигатель стенда и вращайте валик распределителя зажигания с частотой 150-200* мин-1. По градуированному диску отсчитывайте значение в градусах, в соответствии с которым получается одно из четырех искрений.

* 300-400 мин-1 для распределителя зажигания Р-125В.

Повышая частоту вращения и производя отсчеты при каждом повышении на 200-300 мин-1, определяйте число градусов опережения относительно первоначального значения, в зависимости от частоты вращения вала распределителя. Полученную характеристику сопоставьте с характеристикой на рис 7-22.

ВАЗ-2121 Нива Проверка приборов зажигания на стенде, фото 3

Рис. 7-22. Характеристика центробежного регулятора распределителя зажигания: а — распределителя зажигания Р-125В; в — распределителя зажигания 30.3706-02; А — угол опережения зажигания, град; n — частота вращения валика распределителя зажигания, мин-1

Проверка угла замкнутого состояния контактов. Включите электродвигатель стенда и доведите частоту вращения валика распределителя зажигания до 1000 мин-1.

По освещенным участкам шкалы замерьте величину угла замкнутого состояния контактов, которая должна быть 55±3°.

После проверки угла замкнутого состояния контактов, проверьте углы между моментами размыкания контактов по цилиндрам относительно первого (асинхронизм), которые не должны отличаться от номинальных более, чем на ±1°.

Снятие характеристики вакуумного регулятора. Соедините шлангом вакуумный регулятор распределителя зажигания с вакуумным насосом стенда. Включите электродвигатель стенда и вращайте валик распределителя зажигания с частотой 1000 мин-1. По градуированному диску стенда установите условный «нуль» по моменту искрения в любом из цилиндров.

Плавно увеличивая разрежение, через каждые 26,7 ГПа (20 мм рт. ст ) отмечайте число градусов опережения зажигания относительно первоначальной значения. Полученную характеристику сравните с характеристикой на рис. 7-23.

ВАЗ-2121 Нива Проверка приборов зажигания на стенде, фото 4

Рис. 7-23. Характеристика вакуумного регулятора распределителя зажигания 30.3706-02: А — угол опережения зажигания, град; Р — разрежение, гПа (мм рт. ст.)

Регулируйте характеристику вакуумного регулятора подбором регулировочных шайб между пружиной и пробкой вакуумного регулятора.

Обратите снимание на четкости возврата в исходное положение подвижной пластины прерывателя после снятия вакуума.

Проверка сопротивления изоляции. Сопротивление изоляции между различными клеммами и «массой» проверяется мегомметром и должно быть не менее 10 МОм при (25±5)°С. Сопротивление между низковольтной клеммой прерывателя и «массой» измеряйте при разомкнутых контактах прерывателя.

Проверка конденсатора. Емкость конденсатора, замеряемая в диапазоне частоты между 50 и 1000 Гц, должна находиться в пределах 0,20-0,25 мкФ.

Катушка зажигания

Для контроля исправности катушки зажигания необходимо произвести следующие проверки.

Омическое сопротивление первичной обмотки при 20°С должно составлять 3,07-3,5 Ом, а вторичной обмотки 5400-9200 Ом.

Изоляция на «массу». Катушка зажигания должна выдерживать напряжение переменного тока 1500 В и 50 Гц, подаваемого в течение 1 мин между одним концом первичной обмотки и корпусом, не выбывая разрядов.

Сопротивление изоляции на «массу» должно быть выше или равным 50 МОм.

Свечи зажигания

Если замечаются перебои в зажигании, особенно в одном или нескольких цилиндрах, необходимо проье-рить состояние свечей.

Перед испытанием свечи зажигания с нагаром или загрязненные очистите на специальной установке струей песка и продуйте сжатым воздухом.

Если нагар светло-коричневого цвета, то его можно не удалять, так как он появляется на исправном двигателе и не нарушает работы системы зажигания.

После очистки осмотрите свечи и отрегулируйте зазор между электродами. Если на изоляторе имеются сколы, трещины или повреждена приварка бокового электрода, то свечу замените.

Зазор (0,5-0,6 мм) между электродами свечи проверяйте круглым проволочным щупом из комплекта инструмента, прилагаемого к автомобилю. Проверять зазор плоским щупом нельзя, так как при этом не учитывается выемка на боковом электроде, которая образуется при работе свечи. Зазор регулируйте подгибанием только бокового электрода свечи. Центральный электрод не подгибайте, так как с этим можно вызвать поломку керамического изолятора.

Испытание на герметичность. Вверните свечу в соответствующее гнездо на стенде, а затем создайте в камере стенда давление 2 МПа (20 кгс/см2).

Накапайте на свечу из масленки несколько капель масла или керосина; если герметичность нарушена, то будут выходить пузырьки воздуха, обычно между изолятором и металлическим корпусом свечи.

Электрическое испытание. Отрегулирован зазор между электро дами свечи до 0,6 мм, вверните ее в гнездо на стенде и затяните динамометрическим ключом моментом 30,67-39 Н·м (3,13-3,99 кгс·м); герметичность обеспечивается эластичной прокладкой штуг ера гнезда. Отрегулируйте зазор между электродами разрядника на 12 мм, что соответствует напряжению 18 кВ, а затем насосом создайте давление 0,6 МПа (6 кгс/см2).

Установите наконечник провода высокого напряжения на свечу и нажмите кнопку переключателя.

При этом может наблюдаться следующее:

  • 1. В окуляре стенда замечается полноценная искра между электродами свечи; в этом случае свеча считается отличной.
  • 2. Искрение происходит между электродами разрядника: следует понизить давление в приборе и проверить, при каком давлении наступает искрообразование между электродами свечи. Если при давлении 0,5 МПа (5 кгс/см2), то свеча считается нормальной, а если при. давлении 0,4 МПа (4 кгс/см2) и ниже — дефектной.

Допускается несколько искрений на разряднике, если искрообразование отсутствует на свече и на разряднике, надо полагать, что на изоляторе свечи имеются трешины и что разряд происходит внутри между «массой» и электродами. Такая свеча считается дефектной.

Выключатель зажигания

У выключателя зажигания проверяется работа противоугонного устройства и правильность замыкания контактов при различных положениях ключа (см. табл. 7-5). Напряжение от аккумуляторной батареи и генератора подво штся к контактам «30» и «30/1» Свободный штекер «INT» служит для подключения радиоприемника.

Таблица 7-5. Включаемые цепи при различных положениях ключа

ВАЗ-2121 Нива Проверка приборов зажигания на стенде, фото 5

Запорный стержень противоугонного устройства должен выдвигаться, если ключ установить в положение «СТОЯНКА» и вынуть из замка. Стержень должен вдвигаться после поворота ключада положения «СТОЯНКА» в положение «ВЫКЛЮЧЕНО».

При установке контактной части в корпус выключателя ее надо располагать так, чтобы штекеры «15» и «30» находились со стороны запорного стержня (см. рис. 7-24), при этом широкий выступ контактной части войдет в широкий паз корпуса выключателя.

ВАЗ-2121 Нива Проверка приборов зажигания на стенде, фото 6

Рис. 7-24. Вид на контактную часть выключателя зажигания: 1 — запорный стержень; 2 — широкий выступ контактной части

Проверка элементов для подавления радиопомех

К элементам для подавления радиопомех относятся провода высокого напряжения с распределенным сопротивлением 2000±200 Ом/м и помехоподавитель-ный резистор в роторе распределителя зажигания сопротивлением 5000-6000 Ом. Работоспособность этих элементов проверяется омметром.

Fuse2Relay.ru - предохранители и реле