Радиатор снабжен так называемыми бачками из пластмассы. Они расположены у моделей с 4- и 6-цилиндровым двигателем справа и слева на радиаторе, у 5-цилиндрового внизу и вверху. Из этих бачков охлаждающая жидкость устремляется через алюминиевые трубки радиатора, которые для увеличения их поверхности (и тем самым площади охлаждения) снабжены ребрами охлаждения. Через ребра охлаждения охлаждающая жидкость отдает тепло в атмосферу. При подозрении на негерметичный радиатор вам следует провести в мастерской описанную проверку давлением. Если же дефект является очевидным, то вы можете сразу же снять радиатор сами и привезти его в ремонт.
Снятие радиатора
Содержание
Снять нижнюю защиту моторного отсека (глава «Элементы кузова»).
Слить охлаждающую жидкость.
Снять с радиатора все шланги.
Указанные здесь стрелками болты и гайки необходимо отвернуть для того, чтобы можно было снять радиатор (2) при удаленном бампере и защитном кожухе. Кроме того, рекомендуется снять держатели (1 и 3) для декоративных планок, находящиеся под фарами. В автомобилях с кондиционером дополнительно к спирали радиатора для гидроусилителя рулевого механизма (4) перед радиатором располагается испаритель кондиционера; его тоже следует открутить.
Слева: для слива охлаждающей жидкости следует снять шланги (1 и 2) с корпуса термостата в 4-цилиндровом двигателе. Дополнительно откройте сливное отверстие в радиаторе.
Справа: в 6-цилиндровом двигателе имеется дополнительное отверстие для слива охлаждающей жидкости (стрелка), которое расположено внизу двигателя вблизи места разъема корпуса коробки передач.
Отсоединить наконечники проводов на термовыключателе вентилятора системы охлаждения.
Снять штекеры вентилятора системы охлаждения.
Отвинтить радиатор вверху (слева и справа) от передней части моторного отсека (глава «Элементы кузова»).
Снять бампер спереди радиатора (глава «Элементы кузова»).
Отвинтить радиатор (справа и слева) от держателей для декоративных планок, находящихся под фарами.
Отвинтить спираль масляного радиатора для гидроусилителя рулевого механизма.
При наличии кондиционера необходимо снять его испаритель, который крепится перед радиатором.
Отвинтить нижнее крепление радиатора.
Вынуть радиатор вверх.
Чистка радиатора
Перед началом теплого времени года и после него поверхность радиатора должна быть очищена от насевших там остатков насекомых, в противном случае ухудшается охлаждающее действие.
Открыть капот, у 5-цилиндрового двигателя дополнительно снять защитный кожух радиатора сверху.
Засохшие остатки насекомых обрызгать средством, растворяющим белок (например «Summer Screen» фирмы Holts)
Через определенное время действия обрызгать этим же средством обратную сторону радиатора. Промыть радиатор несильной струей воды. Жесткая щетка или острый инструмент могут повредить поверхность радиатора.
Направлять шланг с водой в отверстия вокруг вентилятора системы охлаждения. Приподнять резиновые защитные заглушки там, где установлены, и направить струю воды в расположенные за ними отверстия.
Снятие шлангов системы охлаждения
В качестве запасных частей найдите оригинальные шланги нужной формы и новые хомуты.
Слить охлаждающее средство.
Откручивающиеся хомуты ослабить при помощи отвертки.
Пружинные хомуты сжать по обоим «ушкам» при помощи щипцов до упора. Снять шланги.
Плотно сидящие концы шлангов ослабить с помощью отвертки, которую нужно просунуть между шлангом и патрубком и осторожно действовать ею как рычагом.
Новые шланги надевать на патрубки достаточно глубоко, чтобы они не могли соскользнуть.
Затягивать закручивающиеся хомуты, не применяя особых усилий, иначе можно сорвать резьбу.
Указание: порванный или прокушенный шланг редко можно заменить сразу. Временно можно помочь беде, применяя «Pannenband» фирмы Weyer или «Hoseweld Baldage» фирмы Holts. Обе ленты хорошо приклеиваются к очищенным и сухим резиновым шлангам. При большой утечке иногда бывает полезно открыть крышку расширительного бачка на один оборот, чтобы в системе охлаждения не могло образовываться давление, которому не сможет противостоять бандаж. Теперь можно очень осторожно ехать к мастерской, постоянно следя за показаниями датчиков температуры и уровня охлаждающей жидкости.
Слив охлаждающей жидкости
Дать двигателю остыть, в противном случае велика опасность ожога!
Открыть резьбовую крышку расширительного бачка.
Снять нижнюю защиту моторного отсека (глава «Элементы кузова»).
Подставить под двигатель широкую емкость для слива охлаждающей жидкости.
Под черным кожухом в бачке с жидкостью располагается резьбовая пробка вентиляционного отверстия в шланге отопителя (стрелка). Ее следует открыть перед наполнением системы охлаждения (см. ниже по тексту).
Открыть пробку сливного отверстия внизу на радиаторе или снять нижний шланг радиатора.
Дополнительно: Модели с 4-цилиндровым двигателем: по направлению движения слева у двигателя снять и выпустить всю жидкость из толстого шланга к радиатору и более тонкого к теплообменнику системы отопления соответственно на корпусе термостата.
Модели с 5-цилиндровым двигателем: сзади на блоке цилиндров снять шланг с охлаждающей жидкостью, ведущий к отопителю.
Далее снять шланг у нижнего трубопровода с охлаждающим средством.
Модели с 6-цилиндровым двигателем: выпустить охлаждающую жидкость через сливное отверстие внизу на блоке цилиндров.
Указание: антифриз ядовит, поэтому его нельзя просто спустить в канализацию. Вместо этого нужно собрать его в специальную емкость и сдать как специальный мусор.
Заправка системы охлаждения
Поскольку в двигателе всегда остается некоторое количество охлаждающей жидкости, возможно, не удастся залить все количество жидкости, названное в таблице в начале главы.
Перед наполнением открыть резьбовую пробку вентиляционного отверстия в шланге отопителя.
Только 6-цилиндровый двигатель: вывернуть сзади у двигателя резьбовую пробку на трубопроводе с охлаждающей жидкостью.
Сначала заливать антифриз, затем по возможности дистиллированную воду, пока уровень не поднимется до верхнего края расширительного бачка.
Наливать жидкость до тех пор, пока она не вы-ступит из пробки Затем долить полностью.
Только 4-цилиндровый двигатель: верхний водяной шланг к радиатору слегка приподнимать, пока будет заливаться охлаждающая жидкость.
Завернуть резьбовую крышку расширительного бачка.
Завести двигатель и оставить его работать до тех пор, пока не включится электрический вентилятор системы охлаждения.
Выключить двигатель и долить охлаждающую жидкость. Уровень жидкости должен находиться между отметками «min» и «max» расширительного бачка; при разогретом до рабочей температуры двигателе немного выше максимальной отметки.