Первичный вал коробки передач
Содержание
1 – стопорное кольцо; 2 – подшипник; 3 – стопорное кольцо подшипника; 4 – первичный вал; 5 – подшипник
Вторичный вал коробки передач
1 – пружинное стопорное кольцо вторичного вала; 2 – подшипник вторичного вала; 3 – стопорное кольцо подшипника; 4 – шестерня 4-ой передачи; 5 – кольцо синхронизатора; 6 – пружина синхронизатора; 7 – стопорное кольцо; 8 – ступица синхронизатора 3-ей и 4-ой передачи; 9 – скользящее кольцо синхронизатора 3-ей и 4-ой передачи; 10 – шестерня 3-ей передачи; 12 – упорные полукольца; 13 – шестерня 2-ой передачи; 14 – стопорное кольцо; 15 – ступица синхронизатора 1-ой и 2-ой передачи; 16 – скользящее кольцо синхронизатора 1-ой и 2-ой передачи; 17 – шестерня 1-ой передачи; 18 – вторичный вал; 19 – подшипник вторичного вала; 20 – маслоотражатель
Синхронизатор
1 – блокирующее кольцо синхронизатора; 2 – пружинное кольцо; 3 – сухарь; 4 – ступица синхронизатора; 5 – скользящая муфта синхронизатора
Дифференциал
1 – пружинное стопорное кольцо; 2 – сателлит; 3 – ось сателлитов; 4 – полуосевая шестерня; 5 – обойма сателлитов; 6, 15 – уплотнительные кольца дифференциала; 7 – роликовый конический подшипник дифференциала; 8 – шестерня привода спидометра; 9 – прокладка круглого сечения; 10 – стопорный штифт; 11 – направляющая привода спидометра; 12 – шестерня привода спидометра; 13 – болт; 14 – коробка дифференциала; 16 – специальные выпуклые пружинные шайбы; 17 – ведомая шестерня главной передачи
1. Разместить коробку передач на соответствующем монтажном столе или установить на верстаке на картер сцепления.
2. Отвинтить стопорный болт, снять вал выключения сцепления и выжимной подшипник.
3. Отвинтить болты и снять заднюю крышку с картера.
4. С помощью отвертки снять стопорные кольца подшипников первичного и вторичного валов в направлениях, указанных стрелками.
5. Отвинтить болты крепления картера коробки передач к картеру сцепления и легкими ударами киянки по верхней части картера коробки передач отделить его от картера сцепления и снять.
6. Извлечь из гнезда магнит в направлении, указанном стрелкой.
7. Извлечь ось вилок включения передач и пружину.
8. Извлечь вилки включения передач и фиксатор селектора.
9. Одновременно достать из картера первичный и вторичный валы и промежуточную шестерню заднего хода.
10. Извлечь коробку дифференциала.
11. Извлечь подшипник вторичного вала из картера сцепления, для чего последовательно с помощью отвертки или пинцета достать ролики подшипника, наружное кольцо подшипника и маслоотражатель.
12. Из обоих картеров извлечь уплотнительные кольца и наружные кольца роликовых конических подшипников дифференциала. Наружное кольцо (1) подшипника картера коробки передач опирается на две специальные пружинные шайбы (2), направленные выпуклыми частями друг к другу, причем шайба меньшего диаметра находится на дне гнезда.
Разборка первичного вала
13. Первичный вал (см. рис. Первичный вал коробки передач) выполнен как единый блок шестерен, с него могут сниматься для замены только подшипники. Для снятия подшипников необходимо использовать универсальный съемник, желательно с двумя захватами. При снятии переднего подшипника захваты съемника цепляются за торец наружного кольца, а при снятии заднего подшипника – за кольцевую канавку для стопорного кольца или за установленное повторно стопорное кольцо подшипника.
Разборка вторичного вала
14. Закрепить вторичный вал (см. рис. Вторичный вал коробки передач) вертикально в тисках, на губках которых имеются накладки из мягкого металла. Расположение вала – ведущей шестерней дифференциала вниз.
15. Снять с вала:
- пружинное стопорное кольцо подшипника;
- установить наружное стопорное кольцо подшипника в наружное кольцо подшипника и, зацепив за стопорное кольцо захваты универсального съемника, снять подшипник.;
- шестерню 4-ой передачи;
- стопорное кольцо синхронизатора;
- синхронизатор 3-ей и 4-ой передач в сборе;
- шестерню 3-ей передачи;
- стопорное кольцо и упорные полукольца шестерни 2-ой передачи;
- шестерню 2-ой передачи;
- стопорное кольцо и синхронизатор 1-ой и 2-ой передач в сборе;
- стопорное кольцо и шестерню 1-ой передачи.
Синхронизаторы
16. Снять с двух сторон синхронизатора пружины.
17. Снять скользящее кольцо муфты синхронизатора и блокирующие сухари (cм. рис. Синхронизатор).
18. Очистить и проверить состояние деталей синхронизатора.
19. При сборке синхронизатора обеспечить совпадение пазов на ступице и скользящей муфте для сухарей.
20. Установить пружины таким образом, чтобы загнутые концы пружин входили в один и тот же сухарь, но направление изгиба пружин должно быть противоположным.
21. В случае заклинивания блокирующих колец синхронизатора на шестернях они подлежат обязательной замене.
Разборка коробки дифференциала
22. Снять заглушки удерживающие полуосевые шестерни и достать их из коробки дифференциала (cм. рис. Дифференциал).
23. Снять замок фиксации оси сателлитов, извлечь ось и сателлиты.
24. С помощью универсального съемника снять подшипники с коробки дифференциала.
25. Снять шестерню привода спидометра.
26. Отвинтить болты крепления ведомой шестерни главной передачи и легкими постукиваниями снять шестерню с коробки дифференциала.
Проверка деталей коробки передач
1. Тщательно очистить и визуально осмотреть все детали коробки передач.
2. Проверить шестерни на износ и сколы зубьев.
3. В случае износа зубьев одной из шестерен первичного вала, вал подлежит замене.
4. Проверить повторно используемые подшипники качения на величину износа и наличие сепараторов.
5. Проверить синхронизаторы и концы вилок включения передач на величину износа, так как вилки постоянно трутся в канавках скользящего кольца синхронизатора.
6. В случае разборки синхронизаторов необходимо отметить взаимное расположение ступицы и скользящего кольца синхронизатора.
7. Кольца синхронизаторов сохранять на соответствующих шестернях.
8. Для очистки соединительных поверхностей картеров сцепления и коробки передач не использовать инструмент из твердого металла, который может испортить соединительную поверхность, а использовать ветошь, смоченную в растворителе.