Разборка — пятиступенчатая коробка
Содержание
1. Снимите коробку (см. Часть 5). Слейте масло, если еще этого не сделали. Промойте коробку.
2. Отверните болты и снимите заднюю крышку с картера коробки (см. рис. 6.2).
Рис. 6.2 Сборка 5-и ступенчатой коробки
3. Выньте стопорное кольцо и удалите тарельчатую шайбу или маслоотбойную шайбу (на поздних моделях).
4. Выньте подшипник вторичного вала.
5. Выньте фиксатор (палец) вилки включения 5-й передачи.
6. Опустите вниз муфту синхронизатора 5-й передачи до фиксации шестерни.
7. Вытяните вилку переключения вместе с муфтой синхронизатора 5 й передачи.
8. Снимите втулку синхронизатора 5-й передачи, синхронизатор к пружину.
9. Снимите шестерню 5-й передачи.
10. Снимите игольчатый подшипник.
11. Снимите упорную шайбу.
12. При снятии шестерни заметьте обе стороны. Тоже относительно тарельчатой шайбы. При тугой посадке можно использовать съемник
13. Выкрутите заглушки фиксаторов и удалите пружины и шарики Используйте магнит для удаления шариков.
14. Снимите кронштейн троса сцепления.
15. Открутите болты крепления корпуса коробки к картеру маховика и снимите коробку.
16. Снимите сальник дифференциала и удалите стопорное кольцо с картера коробки.
17. Снимите стопорное кольцо и легким постукиванием выбейте подшипники вторичного вала и промежуточного валов.
18. Отодвиньте вал промежуточной шестерни заднего хода и шестерню.
19. Открутите гайку рычага переключения задней передачи. Снимите специальную шайбу и снимите рычаг, фиксирующий шарик и пружину. Имейте в виду, что этот шарик большего диаметра, чем три остальных.
20. Отогните язычки контрящей шайбы на трех вилках и отверните болты крепления вилок.
21. Снимите вал переключения 5-й/задней передачи и защелку.
22. Снимите вал переключения 1-й/2-й передачи, затем 3-й/4-й и защелки.
23. Передвиньте муфту синхронизатора 1-й/2-й передач до входа ее в шестерню второй передачи и отодвиньте вилку включения 1-й/2-й передач.
24. Снимите вторичный вал вместе с промежуточным как едина целое.
25. Сдвиньте рычаг переключения для обеспечения доступа к болту держателя рычага.
26. Снимите узел дифференциал/главная передача с картера маховика.
27. Снимите сальник дифференциала.
28. Снимите пыльник и сальник рычага переключения.
29. Отверните болты держателя привода спидометра и снимите привод.
30. С помощью ударной отвертки отверните винты крепления держателя подшипника промежуточного вала.
31. Выньте подшипник промежуточного вала из картера маховика.
32. Снимите маслоотражающую шайбу.
33. Снимите узел сапуна с картера маховика.
34. Снимите подшипник вторичного вала и сальник с картера маховика четырехступенчатая коробка.
35. Снимите коробку с автомобиля (см. Раздел 5). Слейте масла если оно еще не слито, промойте коробку.
36. Отверните болты крепления задней крышки от корпуса короба (см. рис. 6.2).
37. Удалите стопорное кольцо и снимите тарелочную шайбу (к ранних моделях) или маслоотражатель (на поздних моделях) а стороны задней крышки.
38. Стяните подшипник с промежуточного вала.
39. Освободите ограничитель и отверните гайку крепления промежуточного вала. Для предотвращения вращения промежуточного ваге придерживайте вторичный вал специальным держателем или газовым ключом. Не забудьте подложить под губки ключа тряпку, чтоб» не повредить шлицы.
Рис. 6.39 Установка держателя вторичного вала 1 — задняя крышка; 2 — шайба; 3 — выключатель лампы заднего хода; 4 — контргайка; 5 — тарелочная шайба; 6 — шестерня 5-й передачи (ведущая); 7 — стопорное кольцо; 8 — пробка; 9 — шайба; 10 — сальник дифференциала; 11 — подшипник промежуточного вала; 12 — маслоотбойная шайба; 13 — стопор; 14 — подшипник вторичного вала; 15 — вилка включения 5-й передачи; 16 — палец; 17 — вилка синхронизатора 5-й передачи; 18 — ступица синхронизатора 5-й передачи; 19 — пружина синхронизаторе; 20 — синхронизатор; 21 — шестерня 5-й передачи (ведомая); 22 — игольчатый подшипник; 23 — упорная шайба; 24 — заглушка фиксатора; 25 — шайба; 26 — пружина фиксатора; 27 — шарик фиксатора; 28 — корпус коробки; 29 — стопор; 30 — кронштейн тросика сцепления; 31 — сапун; 32 — стопор; 33 — подшипник вторичного вала; 34 — сливная пробка; 35 — уплотнительная шайба; 36 — вал промежуточной шестерни заднего хода; 37 — промежуточная шестерня заднего хода; 38 — защелка вилки включения 5-й/задней передачи; 39 — вал защелки; 40 — защелка вилки 3-й/4-й передач; 41 — вилка включения 3-й/4-й передач; 42 — вал вилки; 43 — защелка вилки 1-й/2-й передач; 44 — вал вилки; 45 — промежуточный вал; 46 — дифференциал; 47 — держатель магнита; 48 — магнит; 49 — плата поддержки подшипника; 50 — подшипник промежуточного вала; 51 — маслоотбойная шайба; 52 — держатель рычага переключения; 53 — замковая шайба; 54 — вторичный вал; 55 — переключатель; 56 — втулка; 57 — уплотнение вала переключения; 58 — пыльник; 59 — вал переключателя; 60 — картер маховика; 61 — сальник дифференциала; 62 — пыльник; 63 — пружина фиксатора; 64 — шарик фиксатора; 65 — винт; 66 — шестерня привода спидометра.
40. Остальные шаги идентичны таковым с п. 13 по п. 34. описанным! Разделе снятия 5-и ступенчатой коробки.
Ремонт промежуточного вала (4-х и 5-и ступенчатые коробки)
41. Снимите проставку с фланцем.
Рис. 6.41 Сборка промежуточного вала 1 — пружина синхронизатора; 2 — муфта синхронизатора; 3 — шестерня 1-ой передачи; 4 — упорная шайба шестерни 1-ой передачи (32 мм); 5 — промежуточный вал; 6 — игольчатый подшипник; 7 — синхронизатор; 8 — втулка синхронизатора; 9 — шайба; 10 — проставка 28 мм; 11 — шестерня 2-ой передачи; 12 — шестерня 3-ей передачи; 13 — шестерня 4-ой передачи; 14 — проставка с фланцем; 15 — шестерня 5-ой передачи; 16 — контргайка; 17 — тарельчатая шайба; 18 — стопорное кольцо (65 мм); 19 — подшипник.
42. Снимите шестерню четвертой передачи.
43. Снимите синхронизатор.
44. Снимите игольчатый подшипник шестерни 4-й передачи.
45. Снимите синхронизатор 3-й/4-й передач.
46. Снимите пружину синхронизатора 3-й передачи.
47. Снимите шестерню третьей передачи.
48. Снимите игольчатый подшипник и проставку.
49. Снимите шайбу и шестерню второй передачи.
50. Снимите кольцо синхронизатора и пружину 1-й/2-й передач.
51. Снимите игольчатый подшипник и проставку.
52. Снимите узел синхронизатора 1-й/2-й передач. Муфта синхронизатора выполнена вместе с шестерней заднего хода.
53. Снимите шестерню, кольцо и пружину синхронизатора 1-й передачи.
54. Снимите игольчатый подшипник и упорную шайбу.
55. Промойте и осмотрите детали. Замените их при необходимости. Слегка смажьте все детали маслом.
Сборка
56. Установите упорную шайбу и игольчатый подшипник.
Рис. 6.56а Установите упорную шайбу на промежуточный вал…
Рис 6.56б… и игольчатый подшипник
57. Установите шестерню первой передачи и синхронизатор.
Рис. 6.57а Установите шестерню 1-й передачи
Рис. 6.57б …и синхронизатор
58. Установите узел синхронизатора 1-й/2-й передач (вместе с шестерней заднего хода), синхронизатор и пружину, проставку и игольчатый подшипник шестерни 2-й передачи.
Рис. 6.58а Установите узел синхронизатора 1-й/2-й передач и пружину
Рис. 6.586 … проставку…
Рис. 6.58в … игольчатый подшипник
59. Установите шестерню второй передачи.
Рис. 6.59 Установка шестерни второй передачи
60. Установите шайбу.
Рис. 6.60 Установка шайбы
61. Установите проставку и игольчатый подшипник.
Рис. 6.61а Установка проставки шестерни 3-й передачи
Рис. 6.61б … и игольчатого подшипника
62. Установите шестерню третьей передачи.
Рис. 6.62 Установка шестерни третьей передачи
63. Установите синхронизатор и пружину.
Рис. 6.63 Установка синхронизатора и пружины
64. Установите узел синхронизатора 3-й/4-й передач.
Рис. 6.64 Установка узла синхронизатора З-й/4-й передач
65. Установите игольчатый подшипник.
Рис. 6.65 Установка игольчатого подшипника
66. Установите пружину, синхронизатор и шестерню 4-й передачи.
Рис. 6.66 Установка пружины, синхронизатора и шестерни четвертой передачи
67. Установите проставку с фланцем.
Рис. 6.67 Установка проставки с фланцем
68. Слегка подожмите проставку с фланцем и измерьте осевой зазор в каждой шестерне. Если любое из измерений выходит за пределы, оговоренные в спецификации, замените по необходимости соответствующее регулировочное звено (шайбы и проставки).
Рис. 6.68а Измерение осевого зазора шестерни 1-й передачи
Рис. 6.686 Измерение осевого зазора шестерни 2-й передачи
Рис. 6.68в Измерение осевого зазора шестерни 3-й передачи
Рис. 6.68г Измерения осевого зазора шестерни 4-й передачи
69. Если вы собираете 5-и ступенчатую коробку, установите на вторичный вал упорную шайбу шестерни 5-й передачи, затем саму шестерню, игольчатый подшипник и узел синхронизатора. Слегка подожмите втулку синхронизатора и проверьте осевой зазор в шестерне. Если осевой зазор выходит за пределы допустимого, замените упорную шайбу.
Осмотр деталей
70. Осмотрите корпус коробки и картер маховика на отсутствие трещин. особенно в зонах отверстий под болты. Очистите магнитную ловушку.
71. Осмотрите валы на отсутствие канавок, задиров, отсутствие износа и сколов зубьев шестерен.
72. Проверьте подшипники. Они должны вращаться без дребезжащих звуков и равномерно. Всегда заменяйте подшипники, устанавливаемые в картер маховика, если они были демонтированы.
73. Проверьте зазор в паре вилка/муфта синхронизатора. Если зазор больше допустимого (приведено в спецификации) — замените вилку.
Рис. 6.73 Измерение зазора в паре вилка/муфта синхронизатора
74. Нажмите на синхронизатор и введите его в зацепление с шестерней. Проверьте покручиванием наличие зазора в зацеплении — он должен быть минимальным или полностью отсутствовать (см. данные спецификации). В противном случае замените синхронизатор.
Рис. 6.74 Проверка зазора в пара синхрокизжтор/ш астерия
75. Износ узла синхронизатора с гарантией обеспечивает шум при переключениях. Заменяйте изношенный узел синхронизаторов.
76. Если вы разобрали узел синхронизатора, обратите внимание на то. что ступица может быть установлена в муфту только в одном из трех положений, определяемыми основными шлицами. Поэтому помечайте относительное положение ступицы и втулки до разборки.
Рис. 6.76 Установка ступицы синхронизатора в его в муфту
77. Для разборки промежуточного вала обратитесь за справками к шагам 41-54. Вторичный вал выполнен как единое целое и разборки не подлежит: если он не годен — заменяется целиком.
78. При сборке используйте новые сальники и уплотнения. То же относится к гайке крепления промежуточного вала.
Ремонт главной передачи и дифференциала
79. Для обеспечения доступа к дифференциалу проделайте операции по шагам 1-40.
80. Дифференциал и главная передача обычно не ломаются, тем не менее было бы неплохо осмотреть целостность зубьев на шестернях и боковой зазор.
81. До разборки узла главная передача/дифференциал сделайте метки положения ведомой шестерни главной передачи относительно дифференциала, открутите болты крепления ведомой шестерни. Внимание: болты с левой резьбой.
Рис. 6.81. Сборка узла диффереенциал/главная передача 1 — картер сцепления; 2 — сальник; 3 — подшипник; 4 — ведомая шестерня главной передачи; 5 — штифт; 7 — вал ведущей шестерни; 8 — ведущая шестерня; 9 — упорная шайба; 10 — подшипник; 11 — боковая шестерня; 12 — сальник; 13 — корпус коробки; 14 — стопор; 15 — дифференциал в сборе.
82. Выньте штифт с вала ведущей шестерни.
83. Легким постукиванием выньте вал из корпуса дифференциала.
84. Снимите ведущие шестерни, упорные шайбы и боковые шестерни.
85. С помощью подходящего съемника демонтируйте подшипники дифференциала.
86. Сборка производится в обратном порядке. Запрессовывают только внутренние кольца подшипников.
87. При установке ведомой шестерни главной передачи выемку на фланце располагайте по направлению к дифференциалу по ранее нанесенным меткам. Регулировка относительно положения шестерен главной передачи проводится регулировочными шайбами.
88. Для регулировки зазора в ведущих шестернях главной передачи подсоедините приводные оси. Положите чашку дифференциала в V-образную подставку и измерьте зазоры в ведущих шестернях индикаторной головкой. Если зазор выходит за пределы допустимого (см. спецификацию), замените упорные шайбы.
Рис. 6.88 Измерение зазоров в ведущих шестернях главной передачи. Подсоедините приводные оси
Сборка — пятиступенчатая коробка
89. Установите подшипник и сальник вторичного вала в картер маховика.
Рис. 6.89 Сборка картера маховика: 1 — сапун; 2 — держатель подшипника; 3 — подшипник вторичного вала; 4 — подшипник промежуточного вала
90. Установите на картер маховика сапун.
91. Установите маслоотражающее кольцо.
92. Установите в картер маховика подшипник промежуточного вала, держатель подшипника и затяните винты крепления держателя.
93. Установите вал привода спидометра и закрепите его.
94. Установите сальник и пыльник вала переключения.
95. Если заменялись подшипники дифференциала, слегка продвинте их в корпус коробки до посадки стопорных колец, затем установите дифференциал в картер маховика.
96. Соедините картер маховика и корпус коробки и проверьте зазор между стопорным кольцом и внешним кольцом подшипника дифференциала. Если зазор выходит за пределы допустимого (см. спецификацию), установите стопорное кольцо другой толщины (см. спецификацию).
Рис. 6.96 Контроль зазора между внешним кольцом подшипника и стопорным кольцом
97. Снимите корпус коробки и установите дифференциал в картер маховика.
98. Вставьте пружину и шарик фиксатора рычага переключения в отверстие в картере маховика.
Рис. 6.98а Установите пружину фиксатора вала включения, затем шарик
Рис. 6.98б …нажмите на шарик…
Рис. 6.98в …и вставьте вал переключения в картер маховика
Рис. 6.98г. Установите рычаг переключения на внутренний конец вала…
Рис. 6.98д …втолкните вал до его посадки в противоположный бобышке. Затяните болт и зафиксируйте его
99. Проверьте правильность ориентации рычага переключения и установите держатель рычага. Затяните болты держателя с усилием, приведенным в спецификации.
100. Одновременно устанавливайте вторичный и промежуточный залы, совместив их соответствующие шестерни, в картер маховика.
Рис. 6.100а. Совместите шестерни вторичного и промежуточного валов…
Рис. 6.100б … и установите их в картер маховика
101. Надвиньте скользящую муфту синхронизатора 1-й/2-й передач до зацепления с шестерней 2-й передачи и установите вилку переключения в канавку муфты.
Рис. 6.101. Продвиньте муфту синхронизатора 1-й/2-й передач до зацепления с шестерней 2-й передачи и вставьте вилку включения в канавку муфты
102. Установите вал включения 3-й/4-й передач и вилку.
Рис. 6.102. Установка вала включения 3-й/4-й передач и вилки включения
103. Установите вал включения 1-й/2-й передач.
Рис. 6.103. Установка вала включения 1-й/2-й передач
104. Сориентируйте защелку включения 5-й/задней передачи и вставьте вал включения через нее.
Рис. 6.104. Сориентируйте защелку включения 5-й/задней передач и вставьте вал включения через нее
105. Проследите, чтобы канавки фиксаторов на валах включения входили в картер маховика и располагались в направлении к корпусу коробки.
106. Затяните болты крепления вилок валов включения передач, подложив под болты новые контрящие шайбы. Отогните контрящий усик шайбы.
Рис. 6.106. Затяните болты крепления вилок на валах. Используйте только новые замковые шайбы. Плотно прижмите язычок новой замковой шайбы к грани болта
107. Установите пружину и шарик фиксатора заднего хода, рычаг включения передачи, специальную шайбу и гайку.
Рис. 6.107а. Установите пружину фиксатора заднего хода, затем шарик фиксатора
Рис. 6.107б. Установите рычаг включения заднего хода, правильно сориентируйте его относительно шарика…
108. Установите промежуточную шестерню заднего хода и вал.
Рис. 6.108. Установка вала и промежуточной шестерни заднего хода
109. Установите подшипники вторичного и промежуточного валов, разжав стопорные кольца, в корпусе коробки.
Рис. 6.109. Разожмите стопорные кольца и вставьте подшипники вторичного и промежуточного валов
110. Убедитесь, что направляющие штифты стоят на своем месте в корпусе коробки. Нанесите уплотняющую пасту на сопрягаемую поверхность. Установите магнит.
111. Слегка смажьте маслом концы валов и подшипники дифференциала для облегчения сборки корпуса коробки и картера маховика.
112. Спарьте корпус коробки и картер маховика, установите болты и затяните их усилием, приведенным в спецификации, в последовательности, указанной на рис. 6.112 а, б.
Рис. 6.112. Порядок затяжки болтов крепления коробки к картеру
113. Установите шланг сапуна и кронштейн тросика сцепления.
Рис. 6.113. Установка шланга сапуна и кронштейна троса сцепления
114. Установите шарики, пружины и заглушки фиксаторов.
Рис. 6.114. Установите шарик фиксатора, «тем пружину и затяните заглушку
115. Установите шестерню 5-ой передачи на промежуточный вал бобышкой к подшипнику.
Рис. 6.115. Установка шестерни 5-й передачи
116. Установите тарельчатую шайбу выемкой к шестерне.
Рис. 6.116. Тарельчатую шайбу устанавливайте канавкой к шестерне
117. Установите ступицу синхронизатора пятой передачи на вторичный вал. С помощью глубиномера измерьте высоту А. Возьмите среднее из трех измерений по окружности подшипника.
Рис. 6.117. Измерение высоты расположения подшипника (размер А равен высоте заднем крышки)
118. Снимите подшипник и ступицу синхронизатора со вторичного вала. Если вы уже не можете этого сделать, снимите стопорное кольцо, тарельчатую шайбу или маслоотбойное кольцо с задней крышки.
Рис. 6. 118а. Снимите стопор и тарельчатую шайбу с задней крышки (ранние модели)
Рис. 6.118б. Снимите стопор и маслоотражающее кольцо (поздние модели)
119. Положите жесткую линейку вдоль фланца крышки и с помощью глубиномера измерьте расстояние В. Возьмите среднее из трех измерений в эквидистантных точках седла стопорного кольца и вычтите толщину линейки.
Рис. 6.119. Поместите жесткую линейку вдоль фланца задней крышки и измерьте расстояние В
120. Для расчета толщины стопорного кольца пятой передачи пользуйтесь следующей формулой.
- На ранних моделях: В — А — 0,85 = толщина стопорного кольца.
- На поздних моделях с маслоотбойным кольцом: В — А — 0,11 … 0,18 = толщина стопорного кольца.
121. Установите тарельчатую шайбу или маслоотбойное кольцо в заднюю крышку коробки, затем установите стопор.
122. Установите упорную шайбу 5-ой передачи, игольчатый подшипник и шестерню на вторичный вал.
Рис. 6.122а. Установите упорную шайбу шестерни 5-й передачи…
Рис. 6.122б …игольчатый подшипник
Рис. 6.122в … и шестерню на вторичный вал
123. Установите синхронизатор и пружину.
124. Установите ступицу синхронизатора углублением к шестерне
125. Введите в зацепление вилку включения 5-ой передачи с как» кой муфты синхронизатора (выемка направлена к шестерне) и установите вилку и муфту как единое целое на вал. Помните, что муфта может быть установлена на ступицу только одной стороной в одну из трех положений главных шлицев. Опустите муфту синхронизатор» вниз.
Рис. 6.125. Установите вилку включения пятой передачи в канавку муфты синхронизатора и установите их как одно целое
126. Возьмите новую гайку промежуточного вала и затяните ее усилием, указанным в спецификации. Отпустите гайку и затяните в повторно с тем же усилием. Законтрите гайку (см. рис. 6.126).
127. Установите фиксирующий палец в вилку включения 5-ой пере дачи.
Рис. 6.127. Вставьте фиксирующий палец в вилку 5-ой передачи
128. Установите подшипник вторичного вала. Номер, выгравированный на кольце подшипника, должен быть направлен к вам.
129. Нанесите уплотняющую пасту на привал очную плоскость, убедитесь в наличии направляющих штифтов в задней крышке и установите крышку. Затяните болты.
130. Установите выключатель лампы заднего хода.
131. Проверьте включение всех передач.
132. Установите выжимной подшипник сцепления (если был снят).
Четырехступенчатая коробка
133. Проделайте операции по шагам 89-114.
134. Установите подшипник вторичного вала и измерьте высоту А. Возьмите среднее из трех измерений по окружности подшипника.
Рис. 6.134. Измерение высоты посадки подшипника вторичного вала (размер А)
135. Снимите подшипник со вторичного вала. Выньте стопор и удалите тарельчатую шайбу или маслоотражательное кольцо с задней крышки, если не сделали этого раньше.
136. Рассчитайте нужную толщину стопорного кольца по формулам, описанным в шагах 119-121.
137. Зафиксируйте от проворачивания промежуточный вал и заверните новую контргайку. Затяните ее усилием, приведенным в спецификации, отпустите ее и затяните снова. Законтрите гайку.
138. Нанесите уплотняющую пасту, убедитесь в наличии направляющих штифтов и закрепите заднюю крышку.
139. Установите выключатель лампы заднего хода.
140. Проверьте правильность включения передач.
141. Установите выжимной подшипник сцепления (если его демонтировали).