Проверку технического состояния рекомендуем проводить регулярно в профилактических целях не реже чем при каждом ТО, а также при возникновении неисправностей в работе двигателя (см. «Возможные неисправности автомобиля и их причины») в качестве подготовительного этапа перед диагностикой системы управления двигателем. В данном разделе приведены операции, выполняемые без специальных инструментов и приспособлений, фактически просто визуальный контроль. Несмотря на кажущуюся бесполезность визуального контроля в современных автомобилях, его очень часто оказывается достаточно для выявления причины возникшей неисправности.
Проверка технического состояния
Содержание
1. Убеждаемся в отсутствии ошибок в системе управления двигателем. Электронный блок управления (ЭБУ) системы управления двигателем имеет режим самодиагностики. При включении зажигания должна загореться контрольная лампа неисправности системы управления двигателем (см. «Органы управления и контрольные приборы»), что свидетельствует о работоспособности системы диагностики. Если система управления двигателем исправна, то после запуска двигателя лампа должна погаснуть. В процессе работы ЭБУ контролирует исправность всех элементов и цепей системы управления двигателем. Применение большого числа информационных датчиков позволяет добиться наиболее эффективной работы двигателя, а также повысить надежность системы управления двигателем. В случае отказа какого-либо из датчиков ЭБУ перейдет на резервный режим работы, при этом произойдет ухудшение работы двигателя в большей или меньшей степени (см. «Возможные неисправности автомобиля и их причины»), однако позволит Вам добраться до места ремонта своим ходом. При этом код неисправности записывается в памяти ЭБУ, а на щитке приборов загорается контрольная лампа неисправности системы управления двигателем. Прежде чем считывать коды неисправности (см. ниже, «Диагностика неисправностей»), рекомендуем провести приведенные ниже операции по определению технического состояния. При обнаружении неисправностей их необходимо устранить (см. соответствующие разделы). Если в ходе проверки технического состояния неисправности обнаружены не будут, необходимо провести дальнейшую диагностику неисправностей.
Замечание. Неисправности в работе двигателя не всегда сопровождаются свечением контрольной лампы неисправности системы управления и наоборот.
2. Проверяем надежность соединений разъемов элементов системы управления двигателем (о расположении элементов читайте выше).
3. Проверяем целостность жгутов проводов в подкапотном пространстве.
4. Проверяем все воздухоподводящие и вакуумные шланги на наличие трещин, перекручиваний и плотность их соединений.
5. Проверяем высоковольтные наконечники модуля зажигания (см. «Модуль зажигания двигателей 1,4 и 1,6 DOHC — проверка и замена» или «Модуль зажигания двигателя 1,8 DOHC — проверка и замена»),
6. Проверяем отсутствие запаха и следов подтеканий топлива.
Замечание. Дальнейшие проверки необходимы, если двигатель не запускается.
7. Проверяем предохранитель Ef6 (см. «Монтажные блоки предохранителей и реле»). Если предохранитель цел или после замены перегорает вновь, в цепи системы управления двигателем короткое замыкание, его необходимо устранить (см. «Проверка и ремонт электрических цепей»).
8. Проверяем реле Е4 (см. «Монтажные блоки предохранителей и реле» и «Проверка реле»). Неисправное реле заменяем. Если реле исправно, значит, неисправна цепь системы управления двигателем (см. «Проверка и ремонт электрических цепей»).
9. Выключаем зажигание не менее чем на 10 секунд. Затем включаем зажигание и прислушиваемся к работе топливного насоса: после включения зажигания он должен отработать около двух секунд.
Замечание. Работа топливного насоса сопровождается негромким жужжанием, и, чтобы его услышать, необходимо свести к минимуму посторонний шум (выключить аудиосистему, поднять стекла дверей и т. д.)
Если этого не происходит, необходимо провести проверку топливного насоса (см. «Топливный насос — проверка и замена»).
Диагностика неисправностей
1. Когда при работающем двигателе горит контрольная лампа неисправности системы управления двигателем, по диагностическому коду можно определить причину неисправности. Для считывания кодов неисправности к системе управления двигателем необходимо подключить внешнее диагностическое устройство — сканер. Для подключения сканера на автомобиле установлен диагностический разъем, расположенный в облицовке туннеля пола рядом с рычагом переключения передач автомобилей с МКП или селектором режимов работы АКП.
Astra
Zafira
Для доступа к нему необходимо снять декоративную накладку облицовки туннеля пола (см. «Рычаг привода стояночной тормозной системы — замена») и снять с разъема защитную крышку.
Считывать коды неисправности можно в сервисном центре, располагающем необходимым оборудованием. В зависимости от кода неисправности проверяем соответствующие элементы системы управления и их электрические цепи (см. соответствующие разделы).
Если контрольная лампа неисправности гаснет после запуска двигателя, но двигатель работает нестабильно, необходимо выполнить дальнейшие операции.
2. Проверяем свечи зажигания (см. «Свечи зажигания — проверка и замена»).
3. Проверяем рабочее давление в топливной рампе (см. «Топливный насос — проверка рабочего давления и диагностика неисправностей»).
4. Проводим оценку технического состояния двигателя (см. «Двигатель — проверка технического состояния»).