Для снятия двигателя автомобиль установите на смотровой канаве или на подъемнике. Установите упоры под передние колеса и вывесите задний мост с одной или двух сторон.
- Снимите капот, отсоедините провода от аккумуляторной батареи и от узлов электрооборудования, установленных на двигателе;
- снимите аккумуляторную батарею и подкапотную лампу;
- слейте жидкость из радиатора, блока цилиндров и отопителя, для чего отверните пробки на левой стороне блока цилиндров и на нижнем бачке радиатора, сдвиньте вправо верхний рычажок управления отопителем (им открывается кран отопителя) и снимите пробки с расширительного бачка и радиатора. Чтобы не повредить радиатор, отворачивая сливную пробку, вторым ключом придерживайте штуцер пробки, впаянный в радиатор. Пробку отворачивайте торцовым или накидным ключом, чтобы не сорвать грани пробки;
- снимите кожух вентилятора, отсоедините от двигателя шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости и снимите радиатор вместе с термостатом и шлангами;
- снимите воздушный фильтр, предварительно отсоединив от него шланги, сняв крышку и фильтрующий элемент. Закройте карбюратор технологической заглушкой;
- отверните гайки крепления приемной трубы глушителей к выпускному коллектору, а затем снимите коробку передач, действуя, как описано в разделе «Коробка передач».
Отсоедините от двигателя тягу привода дроссельных заслонок карбюратора и трос управления воздушной заслонкой, а также шланг подвода топлива и шланги, идущие к отопителю.
Подвесьте на таль траверсу ТСО-3/379 и закрепите двигатель с правой стороны за скобу, установленную на передней шпильке крепления выпускного коллектора, а с левой стороны — за отверстие крепления кожуха сцепления.
Слегка натягивая цепь тали, отверните гайки крепления подушек 9 (см. рис. 2) передней подвески двигателя к поперечине передней подвески и выньте двигатель из отсека.
Снимите теплоизоляционный щиток стартера, стартер и заборник горячего воздуха вместе с подводящим шлангом.
Снимите с блока цилиндров два боковых кронштейна с подушками передней подвески двигателя. Отверните болты крепления сцепления и снимите его.
Устанавливают двигатель на автомобиль в последовательности, обратной снятию. Особое внимание уделите соединению двигателя с коробкой передач: ведущий вал должен точно войти в шлицы ведомого диска сцепления.
После установки двигателя заправьте систему охлаждения охлаждающей жидкостью. Для этого снимите пробки с расширительного бачка и радиатора и откройте кран отопителя.
Залейте охлаждающую жидкость в количестве 9,85 л в радиатор и поставьте на место пробку радиатора. Жидкость заливайте до тех пор, пока она не будет выливаться из горловины радиатора. Затем долейте оставшуюся жидкость в расширительный бачок и закройте его пробкой.
Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу 1—2 мин для удаления воздушных пробок. После остывания двигателя проверьте уровень охлаждающей жидкости, который должен быть на 3 см выше отметки min, нанесенной на расширительном бачке. Если уровень ниже нормального, а в системе охлаждения нет следов подтекания, то доведите уровень до нормы.
После присоединения приводов воздушной и дроссельных заслонок к карбюратору отрегулируйте их, как описано в разделе «Регулировки двигателя». Также проверьте и при необходимости отрегулируйте натяжение ремня привода генератора.
Установив двигатель на автомобиль, тщательно проверьте качество монтажа. Дайте поработать двигателю некоторое время на холостом ходу, а затем проверьте, нет ли подтекания охлаждающей жидкости и топлива в соединениях трубопроводов, и при необходимости подтяните соединения. Проверьте, надежны ли контакты проводов электрооборудования и верно ли работают сигнальные лампы на панели приборов.