Снятие
Содержание
На автомобиле это выполняют в том случае, если для устранения неисправности не требуется снимать сам двигатель или если необходимо только удалить нагар с поверхности камеры сгорания и клапанов.
Последовательность операций при этом следующая:
- слейте охлаждающую жидкость из радиатора и блока цилиндров;
- снимите воздушный фильтр и закройте горловину карбюратора технологической заглушкой;
- отсоедините провода от аккумуляторной батареи, карбюратора, свечей зажигания и от датчика указателя температуры охлаждающей жидкости;
- отсоедините трос привода воздушной заслонки от карбюратора;
- ключом 67.7812.9514 (трубчатый торцовый 21 мм) выверните свечи зажигания и датчик температуры охлаждающей жидкости;
- отсоедините тяги привода дроссельной заслонки от промежуточного рычага на крышке головки цилиндров и снимите крышку;
- на двигателе 2105 предварительно снимите верхнюю защитную крышку ременного привода распределительного вала;
- установите рычаг переключения передач в нейтральное положение и поворачивайте по часовой стрелке коленчатый вал до совмещения метки А (рис. 11) на шкиве (звездочке) распределительного вала с меткой Б на корпусе подшипников. Эта операция необходима для того, чтобы при установке головки цилиндров на двигатель правильно поставить шкив (звездочку) распределительного вала;
- отсоедините шланги от карбюратора, впускной трубы, от выпускного патрубка охлаждающей рубашки головки цилиндров и от трубки подвода жидкости к отопителю;
- от выпускного коллектора отсоедините кронштейн крепления трубки отвода жидкости из отопителя, защитный щиток стартера и приемную трубу глушителей.
Выпускной коллектор и впускную трубу лучше оставить на головке. Их удобнее снять позже — при разборке головки цилиндров.
На двигателе 2105 снимите пружину 7 (см. рис. 19) натяжного ролика 4. Ослабьте болты крепления кронштейна натяжного ролика, отведите его в крайнее левое положение и снимите ремень со шкива распределительного вала.
На двигателях 2101, 2103 отпустите колпачковую гайку 5 (см. рис. 63) натяжителя цепи, отожмите монтажной лопаткой шток натяжителя и зафиксируйте его колпачковой гайкой. Снимите звездочку распределительного вала и опустите цепь вниз, не давая ей соскользнуть со звездочки валика привода вспомогательных агрегатов.
Отверните болты крепления головки цилиндров к блоку и снимите головку и прокладку, находящуюся между головкой и блоком цилиндров.
Установка
Устанавливают головку цилиндров в обратном порядке. Перед установкой проверьте, чтобы находились на месте центрирующие втулки на блоке цилиндров.
Болты крепления головки цилиндров затяните в определенной последовательности (рис. 12, а) в два приема: сначала затяните все болты моментом 3,4—4,2 кгс·м, а затем подтяните их моментом 9,8—12,1 кгс·м. На двигателях 2101, 2103 после этого затягивают болт 11 моментом 3,2—4,0 кгс·м (рис. 12, б).
На двигателях 2105 после надевания ремня на шкив распределительного вала установите пружину кронштейна натяжного ролика. Затем плавно поверните коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке, держа ремень в постоянном натяжении и не ослабляя ремень при остановке вала. Затяните болты крепления натяжного ролика. После этого проверьте совпадение меток на шкиве и корпусе подшипников распределительного вала (см. рис. 11), а также метки на шкиве коленчатого вала с длинной меткой на крышке привода распределительного вала (см. рис. 73). Если метки не совпадают, то повторите установку ремня, а если совпадают, то затяните болты крепления кронштейна натяжного ролика.
На двигателях 2101, 2103 наденьте цепь на звездочку распределительного вала и установите звездочку на распределительный вал. Отпустите колпачковую гайку натяжителя цепи, поворачивая коленчатый вал на 2 оборота в направлении вращения, и проверьте совпадение установочных меток (см. рис. 11 и рис. 73). Если метки совпадают, то затяните колпачковую гайку натяжителя, болт крепления звездочки и отогните стопорную шайбу болта звездочки.
После установки головки цилиндров проверьте и отрегулируйте момент зажигания, зазор между рычагами и кулачками распределительного вала, а также привод воздушной и дроссельных заслонок карбюратора.
На двигателе 2105 гайки крепления крышки головки цилиндров затягивайте в последовательности, указанной на рис. 13.