Механизм газораспределения Toyota Dyna 100/150

Подготовка к разборке

1. Снимите приводной ремень, предварительно отпустив стопорный болт корпуса генератора.

2. Снимите вентилятор и шкив насоса охлаждающей жидкости.

3. Снимите топливный насос.

4. Снимите распределитель зажигания.

5. Снимите ось коромысел и штанги толкателей.

Снятие цепи привода ГРМ и распределительного вала

1. Снимите восемь толкателей с помощью проволочки или магнита.

Toyota Dyna 100/150 Механизм газораспределения, фото 1

Предупреждение: храните толкатели в вертикальном положении и по порядку установки.

2. Снимите шкив коленчатого вала. Используя подходящее приспособление, отверните болт крепления шкива и с помощью съемника снимите его.

Toyota Dyna 100/150 Механизм газораспределения, фото 2

Toyota Dyna 100/150 Механизм газораспределения, фото 3

3. Отверните одиннадцать болтов и снимите крышку цепного привода.

Toyota Dyna 100/150 Механизм газораспределения, фото 4

4. Проверьте провисание цепи, используя специнструмент.

  • Максимальное провисание — 13,5 мм при усилии 10 кг (98 Н).

Если цепь провисла на большую величину, замените цепь и звездочки.

Toyota Dyna 100/150 Механизм газораспределения, фото 5

5. Отверните два болта и снимите натяжитель цепи привода ГРМ.

Toyota Dyna 100/150 Механизм газораспределения, фото 6

6. Снимите цепь и звездочки.

а) Установите шкив на коленчатый вал.

б) Используя приспособление, отверните болт распределительного вала.

в) Снимите шкив с коленчатого вала.

Toyota Dyna 100/150 Механизм газораспределения, фото 7

г) Используя съемник, снимите звездочку распределительного вала вместе со звездочкой коленчатого вала и цепью.

Toyota Dyna 100/150 Механизм газораспределения, фото 8

7. Выверните два болта и снимите успокоитель цепи привода газораспределительного механизма.

Toyota Dyna 100/150 Механизм газораспределения, фото 9

8. Снимите упорную шайбу, отвернув два болта, и осторожно вытащите распредвал.

Внимание: при снятии распредвала не повредите опорные подшипники.

Оценка технического состояния и ремонт деталей ГРМ

1. Проверьте распределительный вал.

а) Уложите распредвал на призмы и измерьте биение средней шейки.

  • Максимальное биение — 0,06 мм

Если биение более допустимого, замените распределительный вал.

Toyota Dyna 100/150 Механизм газораспределения, фото 10

б) Микрометром измерьте высоту кулачков.

Высота кулачков для двигателей:

2Y и 3Yмодели YH YH/ACE:

впускного клапана:

  • номинальная — 38,185 — 38,285 мм
  • минимальная — 37,82 мм

выпускного клапана:

  • номинальная — 38,443 — 38,543 мм
  • минимальная — 38,08 мм

Остальных серии Y (для моделей YH):

впускного клапана:

  • номинальная — 38,620 — 38,720 мм
  • минимальная — 38,26 мм

выпускного клапана:

  • номинальная — 38,629 — 38,729 мм
  • минимальная — 38,27 мм

Если высота кулачка меньше минимальной, замените распредвал.

в) Микрометром измерьте диаметр шеек.

Номинальные диаметры шеек:

  • №1 — 46,459 — 46,475 мм
  • №2 — 46,209 — 46,225 мм
  • №3 — 45,959 — 45,975 мм
  • №4 — 45,709 — 45,725 мм
  • №5 — 45,459 — 45,475 мм

Если диаметры шеек выходят за допустимые пределы, проверьте зазор в подшипниках

г) Установите упорную шайбу и звездочку на распределительный вал.

д) Вверните и затяните болт крепления звездочки

  • Момент затяжки — 90 Нм

е) Используя щуп, измерьте зазор между упорной шайбой и распределительным валом.

  • Номинальный зазор — 0,07 — 0,22 мм
  • Максимальный зазор — 0,3 мм

Если зазор больше максимального, замените упорную шайбу. Если необходимо, замените распределительный вал.

Toyota Dyna 100/150 Механизм газораспределения, фото 11

2. Проверьте цепь и звездочку.

а) Измерьте длину цепи, полностью вытянув ее, как показано на рисунке.

б) Повторите измерения, вытягивая цепь в разных местах.

Максимальная длина цепи при усилии натяжения 5 кг (49 Н) составляет 291,4 мм.

Если длина более допустимой, замените цепь.

Toyota Dyna 100/150 Механизм газораспределения, фото 12

в) При помощи штангенциркуля измерьте диаметр звездочки с цепью.

Минимальный диаметр звездочки:

  • коленчатого вала — 59 мм
  • распределительного сала — 114 мм

Если диаметр меньше минимального, замените цепь и обе звездочки.

Toyota Dyna 100/150 Механизм газораспределения, фото 13

3. Проверьте натяжитель цепи, измерив при помощи штангенциркуля его толщину.

Толщина натяжителя:

  • номинальная — 15,0 мм
  • минимально допустимая — 12,5 мм

Если толщина меньше минимальной, замените натяжитель.

Toyota Dyna 100/150 Механизм газораспределения, фото 14

4. Если необходимо, замените плунжер натяжителя цепи.

а) Используя скребок и молоток, извлеките пластину, стараясь не погнуть ее.

б) Снимите плунжер натяжителя и пружину.

Toyota Dyna 100/150 Механизм газораспределения, фото 15

в) Нанесите тонкий слой моторного масла на корпус натяжителя и на поверхность скольжения плунжера.

г) Установите пружину и новый плунжер натяжителя в корпус.

д) Установите пластину на место.

е) Используя торцевую головку и молоток, осадите пластину.

5. Проверьте успокоитель цепи, измерив штангенциркулем его толщину.

Толщина успокоителя:

  • номинальная — 6,6 мм
  • минимально допустимая — 5,0 мм

Если толщина меньше минимальной, замените успокоитель.

6. Микрометром измерьте диаметр толкателя, допустимое значение которого лежит в пределах: 21,387 — 21,404 мм.

Если диаметр выходит за эти пределы, проверьте зазор между цилиндрической поверхностью толкателя и стенкой отверстия под толкатель в блоке цилиндров.

7. Если необходимо, продуйте толкатели.

Используется два типа толкателей с гидрокомпенсаторами: «Toyota» и «GM». Для каждого из них используется свой метод продувки.

Toyota Dyna 100/150 Механизм газораспределения, фото 16

(Толкатели типа «Toyota»)

Толкатель, погруженный в дизельное топливо, прокачайте несколько раз, чтобы удалить воздух из корпуса толкателя.

(Толкатели типа «GM»)

Разберите и соберите толкатель, погруженный в дизельное топливо. Используя прибор для контроля утечек (тестер утечек), установите стопорное кольцо толкателя и седло шланги толкателя.

8. Проведите испытание на утечки.

Тестером утечек приложите усилие 20 кг (196 Н) на плунжер и измерьте время перемещения плунжера на 1 мм после того, как он опустился примерно на 2 мм.

  • Время утечки: 7-50 с/1 мм при температуре 20 °C.

Замена переднего сальника коленчатого вала

Внимание: существуют два метода (А и В) замены сальника.

A. При снятой крышке цепного привода отверткой и молотком выбейте старый сальник. При помощи торцевой головки подходящего размера и молотка установите новый сальник (причем его поверхность должна быть заподлицо с краем крышки цепного привода). Смажьте рабочую кромку сальника консистентной смазкой.

B. При установленной крышке цепного привода при помощи съемника снимите сальник.

Toyota Dyna 100/150 Механизм газораспределения, фото 17

Смажьте поверхности нового сальника универсальной консистентной смазкой. При помощи торцевой головки или трубы подходящего размера и молотка установите новый сальник, причем его поверхность должна быть заподлицо с краем крышки цепного привода

Установка ГРМ

1. Установите распределительный вал.

а) Осторожно вставьте распределительный вал в блок цилиндров.

Внимание: при установке не повредите подшипники распределительного вала.

б) Установите упорную пластину и заверните два болта.

  • Момент затяжки — 18 Нм

Внимание: устанавливайте пластину как показано на рисунке.

Toyota Dyna 100/150 Механизм газораспределения, фото 18

2. Установите успокоитель цепи, закрепив его двумя болтами.

  • Момент затяжки — 18 Нм

3. Установите цепь и звездочки.

а) Поставьте установочную метку коленчатого вала вертикально вверх (поршень 1-го цилиндра должен находиться в ВМТ).

б) Совместите метку звездочки распределительного вала с меткой на упорной пластине.

Toyota Dyna 100/150 Механизм газораспределения, фото 19

в) Введите звездочки в зацепление с цепью.

Внимание: совместите метку цепи с меткой звездочки.

г) Одновременно установите цепь и звездочки.

Toyota Dyna 100/150 Механизм газораспределения, фото 20

д) Установите шкив на коленчатый вал.

е) Смажьте моторным маслом резьбы и головку болта крепления распределительного вала.

ж) Удерживая шкив коленчатого вала, вверните и затяните болт звездочки распределительного вала.

  • Момент затяжки — 90 Нм

з) Снимите шкив с коленчатого вала.

Toyota Dyna 100/150 Механизм газораспределения, фото 21

4. Установите и закрепите двумя болтами натяжитель цепи.

  • Момент затяжки — 18 Нм

5. Установите крышку цепного привода, поставив новую прокладку и закрепив крышку 11-ю болтами.

  • Момент затяжки — 6 Нм

6. Установите шкив коленчатого вала.

При помощи пластикового молотка насадите шкив на носок коленчатого вала.

Нанесите слой моторного масла на резьбу и головку болта шкива коленчатого вала. Удерживая шкив от проворачивания, заверните и затяните болт шкива.

  • Момент затяжки — 157 Нм

7. Используя проволочку или магнит вставьте толкатели в свои гнезда.

Окончательная сборка и установка навесного оборудования

1. Установите штанги и узел оси коромысел.

2. Установите распределитель зажигания.

3. Установите топливный насос.

4. Установите шкив насоса охлаждающей жидкости и вентилятор.

5. Установите и натяните приводной ремень.

6. Запустите двигатель и проверьте наличие утечек.

7. Проверьте уровень масла.

Fuse2Relay.ru - предохранители и реле