Описание работы сцепления ВАЗ-2109

Принцип действия сцепления основан на передаче крутящего момента от маховика и ведущей части сцепления на ведомый диск, а значит, и на первичный вал коробки передач за счет сил трения, которые возникают между дисками при включенном сцеплении. Во включенном положении за счет упругости нажимной пружины нажимной диск зажимает между собой и маховиком ведомый диск с усилием, не допускающим его пробуксовку. Поэтому при работе двигателя ведущая и ведомая части сцепления будут вращаться вместе, передавая крутящий момент ох коленчатого вала двигателя на первичный вал коробки передач.

При выключении сцепления педаль 1 поворачивается на оси 20 и верхним плечом за серьгу 2 тянет за собой трос, который через рычаг 12 поворачивает вилку выключения сцепления. Вилка перемещает муфту с подшипником выключения по направляющей втулке. Первоначально выбирается зазор между подшипником выключения сцепления и лепестками нажимной пружины, на этом заканчивается свободный ход педали сцепления (рычага вилки выключения сцепления). При рабочем ходе педали подшипник выключения сцепления воздействует на лепестки нажимной пружины, прогибая ее на опорных кольцах 14 (см. рис. 57). Наружная кромка пружины прекращает давить на нажимной диск и ведомый диск отходит от поверхности маховика, т. е. передача крутящего момента на коробку передач прекращается. Одновременно при выключении сцепления срабатывает сервомеханизм, уменьшая усилие, прикладываемое к педали. Это происходит вследствие того, что при нажатии на педаль усилие от рычага передается на толкатель 26 (см. рис. 58) и упорную шайбу 25. При их перемещении пружина 24 сжимается и уменьшается плечо «Н1», а значит, и момент, удерживающий педаль в исходном положении. При переходе точки соединения с рычагом сервомеханизма через «мертвую» точку возникает плечо «Н2», а значит, и момент, создающий дополнительное усилие на педаль. Этот момент будет увеличиваться при дальнейшем перемещении педали до определенного значения.

Когда педаль сцепления отпускают, то под действием сжатой пружины 24 педаль возвращается в исходное положение, а оттяжная пружина рычага 12 отводит в исходное положение вилку и муфту с подшипником выключения сцепления. Нажимная пружина 12 (см. рис. 56), принимая первоначальную форму, перемещает нажимной диск в сторону маховика 7 и ведомый диск зажимается между поверхностями маховика и нажимного диска.

У сцепления с беззазорным приводом в исходном положении педали подшипник выключения сцепления упирается в лепестки нажимной пружины, что приводит к их совместному вращению. Усилие иоджатия подшипника не вызывает прогиба нажимной пружины на опорных кольцах и диски сцепления остаются замкнутыми. При выключении сцепления сразу начинается рабочий ход педали, вследствие чего величина полного хода печали уменьшается. Полный ход должен составлять 125…130 мм и не должен превышать 160 мм, после чего его надо регулировать гайками 6 и 7 (см. рис. 58).

Подшипник выключения сцепления с беззазорным приводом устанавливается с небольшим радиальным зазором на муфту, что позволяет ему «плавать», т. е. самоустанавливаться. Это повышает долговечность контактирующей пары: подшипника и нажимной пружины.

Несмотря на постоянное поджатие подшипника к лепесткам нажимной пружины, его работоспособность сохраняется на весь пробег до капитального ремонта. Это обеспечивается улучшенным уплотнением подшипника и отсутствием динамических нагрузок на него при выключении сцепления. Последнее характерно для приводов с зазором между подшипником и лепестками нажимной пружины, когда в момент выключения сцепления подшипник воспринимает резко увеличивающиеся нагрузки.

Fuse2Relay.ru - предохранители и реле