Для выполнения работы потребуются оправки для снятия поршневого пальца и обжатия колец.
Снятие
Содержание
1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду (см. «Подготовка автомобиля к TO и ремонту»).
2. Снимаем с двигателя головку блока цилиндров (см. «Прокладка головки блока цилиндров — замена»).
3. Снимаем поддон картера двигателя (см. «Поддон картера двигателя — снятие и установка»).
4. Отворачиваем гайки крышек шатунов (не снимая коленчатого вала) и выталкиваем поршень с шатуном из блока цилиндров (см. «Коленчатый вал — снятие и установка»).
5. Вынимаем из крышки шатуна сталеалюминиевый вкладыш.
На шатуне и крышке клеймением нанесен номер цилиндра, в который они устанавливаются.
6. Устанавливаем шатун в тиски и снимаем с поршня два компрессионных и одно маслосъемное кольцо с расширителем.
7. Через оправку выпрессовываем палец из шатуна и снимаем поршень.
Аналогично снимаем поршни остальных цилиндров.
Перед установкой на шатун поршневой группы необходимо подобрать ее детали.
Подбор деталей шатунно-поршневой группы
1. Подбираем поршень к цилиндру. Расчетный зазор между цилиндром и поршнем двигателя должен составлять 0,06-0,08 мм. Он определяется промером цилиндров и поршней и обеспечивается установкой поршней того же класса, что и цилиндры. Максимально допустимый зазор — 0,15 мм. Диаметр поршня измеряем в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 52,4 мм от днища поршня. По наружному диаметру поршни изготавливаются пяти классов (А, В, С, D и E) через 0,01 мм, а по диаметру отверстия под поршневой палец — трех категорий через 0,004 мм. В запасные части поставляются поршни групп А, С и E. Класс поршня (буква) и категория отверстия под поршневой палец (цифра) клеймятся на днище поршня.
Для правильной ориентировки поршня относительно цилиндра на стенке поршня (рядом с бобышкой) выполнена метка «П», которая должна быть направлена к передней части блока цилиндров.
Диаметр цилиндра измеряем нутромером в четырех поясах, как в продольном, так и в поперечном направлении двигателя.
В зоне пояса 1 цилиндры практически не изнашиваются. Поэтому по разности замеров в первом и остальных поясах судим о величине износа цилиндров.
Схема измерения диаметров цилиндра: 1, 2, 3 и 4 — номера поясов; А и В — направления измерений
Цилиндры по диаметру разбиты через 0,01 мм на пять классов: А, В, С, D и E. Класс цилиндра выбит на нижней плоскости блока.
2. Подбираем палец к поршню. Палец установлен в верхней головке шатуна с натягом и свободно вращается в бобышках цилиндра. По наружному диаметру пальцы разбиты на три категории через 0,004 мм. Категории указываются цветной меткой на торце пальца: синяя — первая категория, зеленая — вторая, красная — третья. Сопряжение поршневого пальца и поршня проверяем, вставляя поршневой палец (смазанный моторным маслом) в отверстия бобышек поршня. Поршневой палец должен устанавливаться от простого нажатия большого пальца руки и не выпадать при вертикальном положении пальца.
3. Проверяем зазор между канавками и поршневыми кольцами. Зазоры должны соответствовать величинам, приведенным в табл. 8.1.3 (см. ниже). Увеличенный зазор приводит к быстрому износу (разбиванию) канавок поршня.
Таблица 8.1.2. Размеры основных сопрягаемых деталей двигателя
Сопрягаемые детали |
Размеры деталей, мм |
Допустимый зазор, мм |
||
Вал |
Отверстие |
|||
Поршень — цилиндр (для двигателя ВАЗ-2103) |
Класс А |
75,94-75,95 |
76,00-76,01 |
0,15 |
Класс В |
75,95-75,96 |
76,01-76,02 |
||
Класс С |
75,96-75,97 |
76,02-76,03 |
||
Класс D |
75,97-75,98 |
76,03-76,04 |
||
Класс Е |
75,98-75,99 |
76,04-76,05 |
||
Поршень — цилиндр (для двигателей ВАЗ-2106, ВАЗ-21011) |
Класс А |
78,94-78,95 |
79,00-79,01 |
0,15 |
Класс В |
78,95-78,96 |
79,01-79,02 |
||
Класс С |
78,96-78,97 |
79,02-79,03 |
||
Класс D |
78,97-78,98 |
79,03-79,04 |
||
Класс Е |
78,98-78,99 |
79,04-79,05 |
||
Поршневой палец — поршень |
1-я категория (синяя метка) |
21,970-21,974 |
21,982-21,986 |
— |
2-я категория (зеленая метка) |
21,974-21,978 |
21,986-21,990 |
||
3-я категория (красная метка) |
21,978-21,982 |
21,990-21,994 |
||
Поршневой палец — верхняя головка шатуна |
21,970-21,982 |
21,940-21,960 |
— |
Таблица 8.1.3. Зазоры в сопряжении канавок и поршневых колец
Сопрягаемые детали |
Размеры деталей, мм |
Допустимый зазор, мм |
|
Высота кольца |
Ширина канавки |
||
Верхнее компрессионное кольцо — канавка поршня |
1,478-1,490 |
1,535-1,555 |
0,15 |
Нижнее компрессионное кольцо — канавка поршня |
1,978-1,990 |
2,015-2,035 |
0,15 |
Маслосъемное кольцо — канавка поршня |
3,925-3,937 |
3,957-3,977 |
0,15 |
Таблица 8.1.4. Зазоры в замках поршневых колец
Наименование кольца |
Величина зазора, мм |
Верхнее компрессионное кольцо |
0,30-0,45 |
Нижнее компрессионное кольцо |
0,25-0,40 |
Маслосъемное кольцо |
0,25-0,40 |
Сборка шатунно-поршневой группы
1. Надеваем палец 4 на оправку 2, не затягивая сильно упор 3.
2. Палец шатуна охлаждаем в морозильной камере. Нагреваем верхнюю головку шатуна до 240°С паяльной лампой или промышленным феном, зажимаем шатун в тисках и надеваем на него поршень (метка «П» на поршне должна находиться со стороны отверстия для выхода масла на нижней головке шатуна).
3. Проталкиваем установленный на оправку палец в отверстия бобышек поршня и верхнюю головку шатуна до упора кольцевого пояска 1 на рукоятке в поршень.
4. После охлаждения шатуна смазываем палец маслом для двигателя через три отверстия в каждой бобышке поршня и через зазор между бобышкой и шатуном.
5. Смазываем поршневые кольца и канавки маслом для двигателя. Устанавливаем на поршень кольца и ориентируем замки колец. Замок верхнего компрессионного кольца должен располагаться под углом 30-45° к оси поршневого пальца, замок нижнего компрессионного кольца должен быть направлен в противоположную сторону, а замок маслосъемного кольца — под углом 30-45° к оси поршневого пальца между замками компрессионных колец. Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем выточкой вниз. Если на кольце нанесена метка «ВЕРХ» или «ТОР», она должна быть направлена, к днищу поршня. Стык пружинного расширителя маслосъемного кольца должен располагаться со стороны, противоположной замку кольца.
6. После установки колец устанавливаем коленчатый вал по метке (поршни 1-го и 4-го цилиндров должны находиться в BMT) и поочередно вводим поршни с кольцами и шатунами во 2-ой и 3-й цилиндры. При этом метки «П» на поршнях должны быть направлены в сторону передней части блока цилиндров. Для обжатия колец рекомендуется применять оправку, показанную на фото.
После этого устанавливаем на место шатунные вкладыши, предварительно смазав их и шейки коленчатого вала маслом для двигателя, и соединяем шатуны с шейками коленчатого вала. Крышки устанавливаем по меткам и затягиваем гайками моментом 43,4-53,5 Нм. Повернув коленчатый вал на 180°, соединяем с коленчатым валом шатуны 1-го и 4-го цилиндров. Проверяем легкость вращения коленчатого вала.
7. Установка остальных снятых деталей выполняется в обратной последовательности.
8. Заливаем в двигатель моторное масло (см. «Масло в двигателе — проверка уровня и замена»).
10. Регулируем натяжение цепи (см. «Цепь привода газораспределительного механизма — замена»).
11. Регулируем зазор между рычагами и кулачками распределительного вала (см. «Зазор между рычагами клапанов и кулачками распределительного вала — регулировка»). Проверяем свободное вращение кривошипно-шатунного механизма.
12. Регулируем натяжение ремня привода генератора (см. «Ремень привода генератора — регулировка натяжения и замена»).
13. На карбюраторном двигателе проверяем и при необходимости корректируем угол опережения зажигания (см. «Момент зажигания — проверка и регулировка»).
14. Заливаем в систему охлаждающую жидкость (см. «Охлаждающая жидкость — проверка уровня и замена»).
15. Запускаем двигатель и обкатываем его на холостом ходу в течение 20-30 минут, плавно увеличивая частоту вращения коленчатого вала до 2000 об/мин. Во время работы двигателя контролируем герметичность систем двигателя, давление масла, температуру охлаждающей жидкости. Если при работе двигателя обнаруживаются посторонние шумы, останавливаем двигатель для устранения причин их появления.