Для компенсации температурных деформаций при работе механизма газораспределения необходимо наличие в механизме теплового зазора.
При малой величине зазора нарушается регулировка фаз газораспределения, ухудшается компрессия, снижается мощность двигателя, работа двигателя становится неравномерной. В ряде случаев клапаны могут деформироваться и прогорать.
При чрезмерной величине зазора возникает механический стук, нарушается регулировка фаз газораспределения. Вследствие уменьшения длительности открытого состояния клапанов и плохой вентиляции цилиндров снижается мощность двигателя. Работа двигателя становится неравномерной.
Для правильной регулировки клапанов они должны быть хорошо притерты, зазор в направляющих втулках не должен превышать допустимого, а конец стержня клапана, сопрягающийся с коромыслом,не должен иметь наклепа.
Зазор в механизме газораспределения проверяется и регулируется при техническом обслуживании, смотри раздел «Техническое обслуживание» и после ремонта, а также при наличии шума в работе клапанного механизма.
Зазор проверяется и регулируется при разогретом двигателе. Двигатель можно считать разогретым после пробега автомобилем 10-15 км и при среднем положении указателей температуры на панели управления.
Двигатели с коромыслами или рычагами
Содержание
Внимание: Здесь описывается проверка и регулировка зазора в бензиновом двигателе рабочим объемом 1,3 л с 8/84 г. выпуска. Особенности регулировки зазора для двигателей рабочим объемом 1,3 л до 7/84 г. выпуска и двигателей рабочим объемом 1,6 л (4A-L,4A-LC) описываются отдельно. Обозначение двигателей.
Проверка
Снять крышку головки блока.
Установить поршень первого цилиндра в ВМТ.
Для проворачивания коленчатого вала включить пятую передачу и сдвинуть автомобиль на ровной поверхности. Имеется другая возможность проворачивания коленчатого вала. Поднять одно из передних колес, включить пятую передачу и провернуть колесо рукой.
Проверить, не прижаты ли рычаги первого цилиндра. Они должны иметь некоторый зазор в месте сопряжения с клапаном. Рычаги четвертого цилиндра должны быть прижаты к клапану. Если это условие не выполняется, то необходимо провернуть коленчатый вал на полный оборот.
Проверить зазор у указанных на рис. клапанов щупом между рычагом и распределительным валом и при необходимости отрегулировать. Заданные значения зазора приведены в таблице. ЕХ: выпускной клапан IN: впускной клапан.
Двигатели рабочим объемом 1,3 л для 7/84 г. выпуска, двигатели рабочим объемом 1,6 л (4A-L, 4A-LC)
Проверить зазор у указанных на Рис. G-1069 клапанов между коромыслами и концами стержней клапанов и при необходимости отрегулировать. Заданные значения зазора приведены в таблице.
Щуп при проверке зазоров должен слегка закусывать. В противном случае зазор необходимо отрегулировать.
Провернуть двигатель на полный оборот до тех пор, пока маркировка на шкиве не совпадет с маркировкой на крышке привода газораспределительного механизма.
Проверить зазор у указанных на рис. G-1068 клапанов между коромыслами и распределительным валом и при необходимости отрегулировать. Заданные значения зазора приведены в таблице.
Двигатели рабочим объемом 1,3 л до /84 г. выпуска 1,6 л (4A-L, 4A-LC)
Проверить зазор у указанных на Рис. G-1070 клапанов щупом между коромыслами и концами стержней клапанов и при необходимости отрегулировать. Заданные значения зазора приведены в таблице.
Щуп при проверке зазоров должен слегка закусываться. В противном случае зазор необходимо отрегулировать.
Регулировка
Если зазор не соответствует заданному значению, отдать контргайку кольцевым ключом примерно на 1 оборот, удерживая регулировочный винт от проворачивания отверткой.
Повернуть регулировочный винт отверткой, отрегулировав зазор в клапанном механизме.
Законтрить регулировочный винт гайкой.
Еще раз проверить зазор клапанов.
Таким же образом отрегулировать зазоры во всех клапанах.
Внимание: Целесообразно маркировать мелом клапаны, у которых зазоры уже отрегулированы.
После регулировки клапанов проверить надежность затяжки болтов крепления коромысел.
Установить крышку головки цилиндров.
Двигатели с цилиндрическим толкателями
Внимание: Здесь описывается проверка и регулировка зазоров у бензиновых двигателей с рабочим объемом 1,6 л (4А-РЕ). Особенности регулировки зазоров у других двигателей рабочим объемом 1,6 л с четырехклапанными головками цилиндров и у дизеля с рабочим объемом 1,8 л описываются отдельно.
Проверка
Снять крышку головки цилиндров.
Установить поршень первого цилиндра в ВМТ.
Для проворачивания двигателя включить передачу и сдвинуть автомобиль на ровной поверхности. Имеется другая возможность проворачивания двигателя. Необходимо поднять одно из пяти колес, включить пятую передачу и провернуть колесо рукой.
В этом положении должны быть свободны цилиндрические толкатели первого цилиндра и прижаты кулачками толкатели четвертого цилиндра. Если это условие не выполняется, то коленчатый вал необходимо провернуть на один оборот.
Проверить зазоры клапанов у указанных на рис. клапанов между толкателями и распределительным валом и при необходимости отрегулировать. Заданные значения зазоров приведены в таблице.
Дизель рабочим объемом 1,8 л
Проверить зазоры клапанного механизма у указанных на рис. G-1073 клапанов между толкателями и распределительным валом и при необходимости отрегулировать. Заданные значения зазоров приведены в таблице.
Щуп при проверке зазоров должен слегка закусываться.
Провернуть двигатель на один оборот до совпадения маркировки на шкиве с маркировкой на крышке привода механизма газораспределения.
Проверить зазор у указанных на Рис. клапанов между толкателями и распределительным валом и при необходимости отрегулировать. Заданные значения зазоров приведены в таблице.
Дизель рабочим объемом 1,8 л
Проверить зазор у указанных на рис. G-1075 клапанов между толкателями и распределительным валом и при необходимости отрегулировать. Заданные значения зазоров приведены в таблице.
Щуп при проверке зазоров должен слегка закусываться.
При проверке зазоров необходимо подобрать толщину щупа до тех пор пока не будет определено действительное значение зазора. Измеренное значение зазора записать.
Регулировка
Зазор в клапанном механизме регулируется путем подбора регуровочных шайб. Для этого цилиндрические толкатели прижимаются вниз.
Внимание: Для этой цели могут быть применены специальные прижимы, в частности, SST09248-64010 (для дизеля) и SST 09248-55010 (для двигателей 4A-GE, 4AGEL, 4A-F, 4A-FE).
Прижать цилиндрический толкатель, вынуть регулировочную шайбу магнитом и вставить вместо нее другую.
Определение толщины регулировочной шайбы
Измерить микрометром толщину вынутой регулировочной шайбы. Результат записать.
Для определения толщины вновь устанавливаемой регулировочной шайбы применяется формула
N = Т + (А — S), где
N = толщина новой шайбы
Т = толщина снятой шайбы
А = измеренный зазор в клапанном механизме
S = зазор, смотри таблицу
Толщина регулировочной шайбы выгравирована на ее нижней стороне.
Вставить новую регулировочную шайбу. Толщины шайб лежат в диапазоне 2,5-3,3 мм с интервалом 0,05 мм (у дизеля в диапазоне 2,2-3,4 мм).
Таким образом провести регулировку всех клапанов.
Установить на место и закрепить болтами крышку головки цилиндров.
Зазоры клапанов
1) установочное значение; контрольное значение 0,15-0,25 мм.
2) установочное значение; контрольное значение 0,20-0,30 мм.
3) установочное значение; контрольное значение 0,20-0,30 мм.
4) установочное значение; контрольное значение 0,25-0,35 мм.