Бензиновый двигатель рабочим объемом 1,3 л до 7/84 г. выпуска, бензиновый двигатель рабочим объемом 1,6 л, имеющий обозначение 4A-L, 4A-F, 4A-FE
Содержание
Внимание: Снятие зубчатого ремня дизеля, смотри здесь.
Снятие
Снять крышку в правом колесном кожухе.
Вывернуть свечи зажигания.
Снять клиновой ремень.
Провернуть коленчатый вал до совпадения маркировки на колесе распределительного вала с маркировкой «0» на крышке газораспределительного механизма, смотри рис. G-1018.
Для проворачивания коленчатого вала включить пятую передачу и сдвинуть автомобиль на ровной поверхности. Провернуть коленчатый вал можно также иначе. Для этого приподнять одно из передних колес, включить пятую передачу и провернуть колесо рукой.
Вывернуть болты крепления крышки головки цилиндров и снять крышку.
Проверить,не прижаты ли коромысла клапанов первого цилиндра кулачками распределительного вала. Если прижаты, то коленчатый вал необходимо провернуть на полный оборот.
Ослабить винты шкива коленчатого вала. Для исключения проворачивания коленчатого вала используют инструменты SST 09213-14010 и SST 09330-00020. Если этих инструментов в наличии нет, включить первую передачу и с помощью ассистента нажать на педаль тормоза, блокировав таким образом двигатель.
Снять шкив коленчатого вала. Для этого можно использовать специальный инструмент SST 09213-31021. Если указанного инструмента нет, то шкив можно снять универсальным съемником, например, HAZET 787N-16.
Внимание: Перед снятием шкива коробку передач поставить в нейтральное положение и проверить еще раз, совпадают ли маркировки на шкиве коленчатого вала и крышке. Если маркировки совпадают, положение коленчатого вала больше не менять.
Снять верхнюю, среднюю и нижнюю крышки зубчатого ремня.
Снять направляющую зубчатого колеса коленчатого вала.
Если будет использоваться старый ремень, то его необходимо замаркировать, как показано на рисунке. Для этого на ремне, например фломастером, наносится стрелка, указывающая направление вращения ремня. Двигатель вращается по направлению часовой стрелки. Маркировки наносятся также на зубчатых колесах коленчатого и распределительного валов и в соответствующих им точках зубчатого ремня, как показано на рисунке.
Отвернуть болт крепления натяжного ролика. Нажать на натяжной ролик 1 до упора в направлении стрелки и опять затянуть болт.
Снять зубчатый ремень, после чего положение зубчатых колес не менять.
Установка
Внимание: Зубчатый ремень не перегибать и не скручивать. Загрязненный и поврежденный ремень лучше заменить. Проверить натяжной ролик на легкость и равномерность хода.
Внимание: Если распределительный вал проворачивается при снятом зубчатом ремне, следить за тем, чтобы поршни не находились в UMT. В противном случае это может вызвать повреждение поршней и клапанов.
Если возникает необходимость в проворачивании распределительного вала, предварительно установить поршни в среднее по высоте положение. Для этого нанести мелом маркировку сверху на колесе коленчатого вала (поршень первого цилиндра должен быть установлен в ВМТ). Затем провернуть колесо коленчатого вала вправо или влево на 1/2 оборота. При этом маркировка будет указывать вправо или влево.
Надеть зубчатый ремень. Если устанавливается старый ремень, то необходимо учесть направление его вращения.
Внимание: При установке зубчатого ремня нельзя менять положение коленчатого и распределительного валов. Иначе это может привести к серьезным повреждениям двигателя или к потере его мощности.
Проверить,находится ли распределительный вал в положении,соответствующем ВМТ поршня первого цилиндра. Для этого отверстие в колесо распределительного вала должно совпасть с маркировкой на крышке подшипника.
Одновременно маркировка на зубчатом колесе коленчатого вала должна совпасть с маркировкой на корпусе масляного насоса. При этом поршень первого цилиндра находится в ВМТ.
Вывернуть болт крепления натяжного ролика 1 и прижать к зубчатому ремню.
Провернуть дважды коленчатый вал в направлении вращения двигателя и еще раз проверить совпадение маркировок.
Затянуть болт крепления натяжного ролика с усилием 37 Нм.
Провернуть дважды коленчатый вал в направлении вращения двигателя и еще раз проверить регулировку.
Если натяжение зубчатого ремня отрегулировано правильно, то ремень должен прогибаться на 5-6 мм между зубчатыми колесами распределительного и коленчатого валов при усилии 20 Н (около 2 кг), что соответствует легкому нажатию большого пальца руки.
Установить на место направляющую колеса коленчатого вала.
Установить на место крышку привода газораспределительного механизма и закрепить ее болтами.
Установить шпонку на коленчатый вал. Для облегчения монтажа шкива шпонку установить так, чтобы спереди она была утоплена несколько больше, чем сзади.
Смазать тонким слоем моторного масла головку и резьбу болта крепления шкива.
Установить на место шкив коленчатого вала, воспользовавшись при необходимости для его насадки трубой. Зажать шкив инструментом SST 09213-14010 и затянуть болт с усилием 120 Нм. Если указанных инструментов нет, включить первую передачу и с помощью ассистента нажать на педаль тормоза, блокировав таким образом двигатель.
Установить крышку головки цилиндров.
Надеть клиновой ремень и натянуть его.
Установить на место свечи зажигания.
Закрепить болтами крышку в правом колесном кожухе.