В следующих разделах описываются проверки элементов системы впрыска, которые возможны с помощью любительских средств.
Проверка давления топлива
Содержание
Давление топлива можно точно измерить только измерительным оборудованием в мастерской.
- При подозрении на неправильное давление топлива, разберите регулятор давления.
- Для этого отвинтите четыре болта с отверстиями под звездообразный ключ.
- Проверьте, не повреждена ли диафрагма или не отложилась ли грязь.
- При монтаже обратите внимание на то, чтобы диафрагма была правильно расположена в пазе корпуса дроссельной заслонки.
- Затяните болты на 2,5 Нм.
Проверка клапана впрыска
- Проверка при работающем двигателе: температура его масла должна быть минимум 60 °С, это соответствует десятиминутной поездке после запуска холодного двигателя.
- Демонтируйте воздухозаборный патрубок на модуле впрыска.
- Запустите двигатель, и пусть он работает на холостом ходу.
- Понаблюдайте за струей клапана впрыска. Впрыскиваемая им струя должна быть ровной и направлена на дроссельную заслонку.
- Выключите двигатель для того, чтобы проверить герметичность клапана.
- При неработающем двигателе не должно выступать более 2 капель в минуту.
- Проверки, описываемые ниже, проводят только в том случае, если двигатель не заводится.
- Демонтируйте воздухозаборный патрубок на модуле впрыска.
- Пусть помощник провернет двигатель стартером.
- Клапан впрыска должен впрыснуть топливо.
- Если нет, отсоедините разъем на клапане впрыска.
- Подключите к обоим соединительным контактам омметр (к модулю впрыска).
- При температуре воздуха около 20 °С прибор должен показать 1,4-1,6 W.
- При горячем двигателе величина сопротивления поднимается примерно до 1,6-2,1 W.
- Если эти величины не получены, клапан впрыска неисправен.
- При демонтаже отвинтите болт с отверстием под звездообразный ключ и снимите кронштейн.
- Отверткой отожмите из корпуса клапан впрыска.
- При монтаже используйте новые уплотнительные кольца. Смажьте крепежный болт предохранительной массой и затяните на 3 Нм.
- Проверка подачи напряжения на клапан впрыска осуществляется в том случае, если клапан, несмотря на правильные величины, не впрыскивает топливо.
В нашей Vectra диагностический разъем (стрелка) расположен в средней консоли. Диагностический разъем виден после снятия крышки под рукояткой ручного тормоза.
На фотографии показан обнаженный блок управления зажиганием/впрыском справа в двигательном отсеке под водоотталкивателем.
- Подключите светодиодный индикатор—- ничего другого не использовать — к обоим средним контактам в отсоединенном разъеме.
- Приведите в действие стартер: светодиоды должны загореться, в ином случае нарушена проводимость в проводах или неисправен блок управления.
Проверка потенциометра дроссельной заслонки
Изготовлением потенциометров дроссельной заслонки занимаются два разных предприятия-поставщика. Внешний вид и функция у них одинаковые, но при проверке потенциометра они дают разные показания сопротивления. У потенциометра изготовителя CTS в закруглении слева вверху имеется надпись CTS, у потенциометра NEI такой надписи нет.
- Зажигание выключено.
- Отсоедините разъем на потенциометре.
- Подключите омметр к клеммам «А» и «В» на потенциометре.
- Прочтите показатель омметра при закрытой дроссельной заслонке. Потенциометр NEI -4,0-6,0 kW; потенциометр CTS — 4,0-9,0 kW.
- Подключите омметр между клеммами «В» и «С». Результат измерения с потенциометром NEI: 3,0-4,0 kW и с потенциометром CTS: 1,0-3,0 kW.
- Теперь медленно откройте дроссельную заслонку и считайте показания омметра при полностью открытой заслонке — потенциометр NEI 6,0-7,0 kW; потенциометр CTS 5,0-10,0 kW.
- Если названные величины не получены, то потенциометр дроссельной заслонки неисправен
- Потенциометр крепится двумя болтами с отверстиями под звездообразный ключ к корпусу модуля впрыска дроссельной заслонки.
- При монтаже нового потенциометра затяните болты на 2 Нм.
Проверка шагового двигателя, управляющего подачей рабочей смеси на холостом ходу
- Отсоедините разъем на шаговом двигателе.
- Установите зарядное устройство аккумулятора на 6 В и подключите его попеременно к клеммам «А» и «В», затем «С» и «D». Слышно, как толкатель выходит и входит.
- Если это так, то шаговый двигатель, управляющий подачей рабочей смеси на холостом ходу, в порядке. Если нет, замените его.
- Тот, кто не верит полученным результатам, может проверить сопротивление обмотки между клеммами «А» и «В», «С» и «D». Оно должно быть равно 50-65 W.
- Если устанавливается новый шаговый двигатель, то нужно проследить за тем, чтобы расстояние между концом толкателя и фланцем корпуса не превышало 28 мм. Если нужно, осторожно вдавите толкатель.
- Вставьте болты с предохранительной массой и затяните на 3 Нм.
Слева: Проверка шагового двигателя (2), управляющего подачей горючей смеси на холостом ходу: отсоедините разъем (1), переключите зарядное устройство аккумулятора на 6 В и поочередно подключите к клеммам «А» и «В» или «С» и «D».
Справа: Для проверки потенциометра дроссельной заслонки, к его клеммам «А» и «В» подключается омметр.
Узлы системы центрального впрыска Multec:
1 — прокладка воздушного фильтра;
2 — клапан впрыска;
3 — кронштейн клапана впрыска;
4, 5 — кольцо круглого сечения клапана впрыска вверху или внизу;
6, 1 — верхняя часть корпуса впрыска дроссельной заслонки с прокладкой;
8, 9 — патрубок подачи топлива с прокладкой;
10 — обратный патрубок топлива;
11-14 — диафрагма, пружина, гнездо пружины и крышка регулятора давления топлива;
15 — резиновый наконечник соединительного провода;
16 — деталь дроссельной заслонки;
17 — потенциометр дроссельной заслонки;
18 — шаговый двигатель холостого хода;
19 — кольцо круглого сечения;
20-22 — установочный винт холостого хода с пружиной и крышкой (пломба);
23, 24 — фланец вакуумных соединений с прокладкой;
25 — прокладка корпуса модуля впрыска/впускного коллектора.
Проверка измерителя давления во впускном коллекторе
Для точной проверки измерителя давления во впускном коллекторе мастерская использует вакуумный насос. Любитель может провести временную проверку также и без вакуумного насоса.
- Подключите вольтметр к датчику давления во впускном коллекторе. Для этого вставьте иглу в зеленый провод (клемма В). Проследите за тем, чтобы игла не задела неизолированный металл (масса).
- Подключите положительную клемму вольтметра к игле. Отрицательную клемму приложите к массе.
- Включите зажигание. Вольтметр должен показать 4.2-5.3 В.
- Запустите двигатель и оставьте его работать на холостом ходу. Теперь вольтметр показывает 0,52-1,7 В.
- Повысьте обороты двигателя. Величина напряжения поочередно поднимается и снижается.
- Если показатели правильные, то измеритель давления во впускном коллекторе в порядке.
Проверка отключения тяги
- Демонтируйте верхнюю часть воздушного фильтра.
- Запустите двигатель, поднимите обороты до 3000 об/мин и резко закройте дроссельную заслонку.
- Хорошо видимая струя из клапана впрыска в этот момент на мгновение прервется. В этом случае отключение тяги в порядке.
- Если нет, то проверьте потенциометр дроссель ной заслонки, датчик давления во впускном кол лекторе и блок управления (в мастерской).
Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости
Со встроенным термометром вы можете проверить правильность работы датчика температуры. Датчик располагается под системой впрыска во впускном коллекторе.
- Отсоедините разъем провода на датчике температуры и отвинтите датчик от впускного коллектора. Соберите в емкость вытекающую охлаждающую жидкость.
- Подвесьте датчик в кастрюле с водой, нагрейте воду и подключите к контактам разъема омметр.
На фотографии показан датчик давления во впускном трубопроводе справа, рядом с тормозным усилителем. О его назначении прочтите на стр. 77.
Проверьте при указанных выше температурах соответствующие величины сопротивления.
Если величины совпадают, то датчик температуры в порядке.
Проверка лямбда-регулировки
Для этой цели используется вольтметр с подходящим нижним измерительным диапазоном, какими владеют любители-электронщики.
- Проверка подачи напряжения на лямбда-зонд: отсоедините разъем провода лямбда-зонда. Разъем находится в креплении на коробке передач.
- Подключите вольтметр между сигнальным проводом (коричневый/синий провод) и массой.
- Включите зажигание. Измерительный прибор должен показать 430-470 мВ. Если прибор ничего не показывает, проверьте провод по всей длине к блоку управления.
- Проверка лямбда-зонда: подключите разъем провода.
- Прогрейте двигатель.
- Воткните в сигнальный провод зонда иглу. Подключите вольтметр между иглой и массой. Обратите внимание на то, чтобы игла не прикоснулась к массе (опасность короткого замыкания).
- Пусть двигатель работает примерно на 1500 об/мин.
- Измерительный прибор должен показать короткие, ритмичные колебания напряжения от 50 до 950 мВ.
- Нет колебаний напряжения: неисправен лямбда-зонд (замените), горючая смесь постоянно обеднена или обогащена (проверьте в мастерской впрыск) или неисправен блок управления (проверьте в мастерской).
Совет: Главным условием функционирующей лямбда-регулировки является правильная базовая установкой оборотов холостого хода, т.е. содержание СО должно быть правильным, иначе регулировка будет всегда находиться в конце диапазона регулирования. То же самое относится и к тому случаю, если топливовоздушная смесь сильно обедняется за счет побочного воздуха.
Замена лямбда-зонда
Резьба зонда смазана специальной смазкой против заедания Она состоит из жидкого графита, который при работе сгорает, и стеклянных бусинок. Новый зонд снабжен этой смазкой, резьба старого зонда должна смазываться этой смазкой (Opel № 19 48 602).
- Прогрейте двигатель. Лямбда-зонд должен демонтироваться только при прогретом двигателе.
- Отсоедините разъем лямбда-зонда в двигательном отсеке. Разъем находится в креплении на коробке передач.
- Отвинтите лямбда-зонд от выпускного коллектора.
- Защитите руки от ожогов (рабочие рукавицы, тряпка).
- При монтаже затяните зонд на 30 Нм.