Внимание! Эти детали можно снять без демонтажа головки цилиндров. Для этого клапан надо удерживать сжатым воздухом или специальным приспособлением.
Внимание! Сломанные пружины клапанов и поврежденные маслосъемные колпачки можно заменить без снятия головки цилиндров. Для этого понадобится сжатый воздух и шланг со штуцером, который вворачивается в отверстие под свечу. При отсутствии компрессора клапан можно удерживать отрезком толстого нейлонового шнура.
1. Снимите крышку головки цилиндров.
2. Выверните свечу зажигания из того цилиндра, на котором будут меняться детали клапанного механизма, или все свечи, если будут меняться все колпачки.
3. Установите поршень нужного цилиндра в ВМТ такта сжатия. Если будут меняться все маслосъемные колпачки, то начните замену с 1-го цилиндра и далее меняйте последовательно, устанавливая каждый цилиндр в ВМТ в соответствии с порядком работы двигателя.
4. Вверните в отверстие для свечи переходник GM N J-23590 или эквивалентный (смотрите фотографию).
5. Отверните гайку и снимите шаровую ось и коромысло нужного клапана, и достаньте штангу толкателя. Если меняются маслосъемные колпачки всех клапанов, то снимите все коромысла и толкатели.
6. Подайте в цилиндр сжатый воздух. Клапаны должны удерживаться давлением воздуха. В случае подгорания клапанов и седел герметичность камеры сгорания будет недостаточна, что указывает на необходимость ремонта клапанов и седел.
7. Если сжатого воздуха нет, то выставьте поршень прямо перед ВМТ такта сжатия, затем просуньте нейлоновый шнур через отверстие под свечу зажигания, пока шнур не заполнит камеру сгорания. Убедитесь, что конец шнура выходит из отверстия. Поверните коленвал в направлении нормального вращения до ощущения небольшого сопротивления (поскольку поршень начинает упираться в шнур в камере сгорания).
8. Закройте ветошью отверстия головки цилиндров вокруг клапанов, чтобы исключить попадание снятых деталей внутрь камер сгорания, сожмите пружину клапана с помощью приспособления и удалите сухари (смотрите фотографию).
9. Освободите пружину клапана, снимите тарелку пружины или вращатель клапана, пружину и маслоотражатель, снимите маслосъемный колпачок. На рассматриваемых двигателях применяются колпачки трех различных типов, в зависимости от года выпуска, литража и мощности. Как правило, устанавливаются кольцевые колпачки, которые одеваются на направляющую втулку. Также применяются плоские уплотнители, которые вставляются в канавку на стержне клапана прямо под канавкой для сухарей (смотрите фотографию). На части двигателей предусмотрены зонтичные колпачки (смотрите фотографию). Наиболее часто устанавливаются зонтичные колпачки вместе с плоскими уплотнителями. Плоские уплотнители, как правило, затвердевают и будут ломаться при снятии. При разборке их всегда следует менять.
10. Оберните верхнюю часть стержня клапана скотчем, чтобы исключить его падение в камеру сгорания, затем сбросьте давление, или удалите шнур из камеры сгорания.
11. Проверьте состояние клапана (погнутости и износа стержня), перемещая его во втулке вверх-вниз, поворачивая и покачивая. При ощущении заедания или повышенного люфта следует снять головку цилиндров и отремонтировать.
12. Осмотрите ось коромысла. Изношенные оси на двигателях 5,0 и 5,7 литра меняются только в автосервисе, так как глубина их запрессовывания должна быть выдержана с высокой точностью. На части двигателей 7,4 литра, а также на небольшой части двигателей 5,0 и 5,7 литра (последние на грузовики не устанавливаются) шаровые оси коромысел имеют резьбу и их можно заменить. Кроме того, в некоторых конструкциях предусмотрена направляющая втулка, которая устанавливается между осью коромысла и головкой цилиндров, чтобы облегчить центровку штанги толкателя относительно коромысла. При выворачивании шаровых осей эту втулку следует заменить. Оси заверните на герметике.
13. Снимите с клапана скотч и установите новые пружину, сухарь, колпачок и другие снятые детали в обратном порядке, подав сжатый воздух или введя в камеру сгорания набивку в виде шнура. При сборке рекомендуется смазать сухари консистентной смазкой для их фиксации (смотрите фотографию), стержни клапанов смажьте маслом для двигателя. По окончании сбросьте давление или удалите набивку.
14. Установите на место крышку головки цилиндров, заверните свечи и присоедините к ним провода. Присоедините все шланги и трубки. Запустите двигатель, убедитесь в отсутствии течи и ненормальных шумов, исходящих от клапанного механизма.