При разборке коробки передач (КП) в случае возникновения затруднения разрешается пользоваться деревянным (пластиковым, алюминиевым) молотком, производя легкие постукивания.
Разборка на основные узлы
Содержание
1. Очистите снаружи КП керосином и просушите.
2. Снимите элементы сцепления (рычаг, выжимной подшипник, кожух сцепления).
3. Слейте масло через отверстие сливной пробки и установите ее назад.
4. Снимите рычаг включения заднего хода и V передачи, предварительно отметив его положение относительно вала.
5. Удалите стопорное кольцо и шайбу с вала.
6. Отверните болты крепления и снимите крышку крепления механизма переключения передач, предварительно сняв поводки.
7. Выверните болты крепления передней крышки к картеру КП, отметив положение прокладок регулировки осевого люфта подшипника.
8. Заблокируйте фланец выходного вала и отверните специальную гайку корончатым ключом.
9. Используя съемник, снимите фланец привода.
10. Отсоедините болты крепления задней крышки и снимите ее.
11. Снимите червячную шестерню привода спидометра с ведомого вала.
Извлечение первичного вала из картера коробки передач
1 — первичный вал
2 — гайка с продольным прорезом
3 — подшипник
4 — маслоотражатель
Четырехступенчатая КП
1. Снимите с промежуточного вала шестерню заднего хода.
2. Выньте промежуточный вал заднего хода и отсоедините промежуточную шестерню от вилки выбора передач.
3. Отверните гайку с заднего конца промежуточного вала и снимите шестерню заднего хода.
Примечание. Для облегчения разборки временно установите на место фланец ведомого вала, установите фиксирующий стержень и включите высшую передачу (IV или V).
4. При нахождении в нейтральном положении выньте вилки переключения передач из скользящих муфт синхронизаторов.
5. Используя бородок, удалите цилиндрический штифт из фиксатора вилки включения передачи заднего хода, выньте ось переключателя.
6. Отогните стопорные шайбы, отверните болты крепления стопорных пластин и отверните гайку с переднего конца вторичного вала.
7. Используя съемник, снимите крепежные пластины опорных подшипников и выньте подшипники промежуточного вала.
8. Аналогично снимите передний и задний подшипники ведомого вала.
9. Установите металлическую трубку на задний конец промежуточного вала для обеспечения стопорения шестерни I передачи в игольчатом подшипнике.
10. Приподнимите задний конец вторичного вала и выньте первичный вал через переднюю часть картера.
11. Снимите первичный вал, кольцо синхронизатора IV передачи и игольчатый подшипник.
12. Сдвиньте муфту синхронизатора III и IV передач в положение III передачи.
13. Сдвиньте промежуточный вал назад и извлеките его через боковое окно картера.
14. Сдвиньте вторичный вал назад и извлеките его через боковое окно картера.
Пятиступенчатая КП
1. Выньте вилки переключения передач из пазов синхронизаторов.
2. Отверните гайку с заднего конца ведомого вала. Для удержания ведомого вала от вращения временно переместите муфты синхронизаторов на одновременное включение сразу двух передач.
3. Отверните болты крепления промежуточного картера и снимите его вместе с подшипниками. В случае тугой посадки можно оставить подшипник на промежуточном валу.
4. Снимите съемником шестерню V передачи с промежуточного вала.
5. Выверните болты крепления промежуточного картера к главному и снимите прокладку.
6. Выбейте выколоткой цилиндрический штифт из фиксатора переключения передач, задний ход/V передача и сдвиньте собачку в крайнее переднее положение.
7. Вытащите через боковое окно оправку стопора заднего хода/V передача с пружиной и шариком фиксатора.
8. Разъедините промежуточный вал с шестерней заднего хода, освободив последнюю от вилки включения.
9. Снимите промежуточный вал вместе с шестерней V передачи, игольчатым подшипником и кольцом синхронизатора.
10. Снимите съемником шестерню заднего хода, синхронизатор V передачи и кольцо игольчатого подшипника шестерни V передачи.
11. Извлеките из картера вилку включения передач задний ход/V передача.
12. Выньте призматическую шпонку из промежуточного вала и снимите прокладку и шестерню заднего хода со шлицов.
13. Осмотрите прокладку, установленную между синхронизатором и шестерней заднего хода, на предмет дефектации.
14. Снимите обе сегментные шпонки вторичного вала.
15. Отверните гайку подшипника переднего конца вторичного вала, используя для фиксации вала одновременное включение двух передач.
16. Снимите крышку подшипников с задней части картера и выньте прокладки регулировки осевого смещения.
17. Выньте внутреннее стопорное кольцо и подшипник ведущего вала. Снимите подшипник картера и маслоразбрызгиватель.
18. Снимите задний подшипник вторичного вала.
19. Зафиксируйте металлической оправкой шестерню I передачи от смещения из игольчатого подшипника.
20. Извлеките шариковый подшипник (если он остался) из картера или снимите с передней части вторичного вала. Если установлен роликовый подшипник, то вам необходимо, используя молоток с мягким бойком, загнать назад вторичный вал вместе с роликовым подшипником и коническим вкладышем (если такой имеется). Одновременно помощник приподнимает первичный и промежуточный валы.
21. Снимите первичный вал и подшипник, кольцо синхронизатора IV передачи и игольчатый подшипник. При этом промежуточный вал находится на дне картера.
22. Переместите муфту синхронизатора III и IV передач в положение III передачи и, сместив промежуточный вал назад, извлеките его через боковое окно картера.
23. Сместите вторичный вал назад и извлеките его через боковое окно картера.