Шатунно-поршневая группа Audi 100 C4

Audi 100 C4 Шатунно-поршневая группа, фото 1

Монтажная схема поршня и шатуна

1 Поршневое кольцо

2 Стопорное кольцо поршневого пальца

3 Поршневой палец

4 Поршень

5 Шатун

6 Болт шатуна

7 Блок цилиндров

8 Вкладыш шатунного подшипника

9 Крышка шатунного подшипника.

10 Гайка крышки шатунного подшипника

11 Масляный жиклер

12 Предохранительный клапан для сброса давления, открывается при давлении 2,5-3,2 Бар. Буквами указаны обозначения шатуна и крышки (А) и местонахождение литых выступов (В). Последние должны быть обращены к шкиву

Поршни и шатуны выбиваются с внутренней стороны блока цилиндров вверх при помощи рукоятки молотка после снятия крышек шатунных подшипников и вкладышей подшипников. При выполнении данной работы следует выполнять нижеприведенные указания относительно обозначений и положения установки деталей, а также особенностей различных двигателей. Указания относятся ко всем типам двигателей.

Снятие

Каждый поршень и относящийся к нему шатун следует пометить номером цилиндра, с которого он снят. Лучше всего этот номер нанести краской на донышке цилиндра. Кроме того, на донышке цилиндра нужно нарисовать стрелку, указывающую на переднюю сторону двигателя.

Audi 100 C4 Шатунно-поршневая группа, фото 2

При снятии поршней с шатунами следует помечать точное положение установки крышек шатунных подшипников и сразу после снятия шатуна и крышки подшипника наносить с одной стороны номер цилиндра. Это лучше всего сделать при помощи кернера (для цилиндра №1 — один удар кернером и т.д.).

Audi 100 C4 Шатунно-поршневая группа, фото 3

Шатун и крышка шатунного подшипника должны быть собраны таким образом, чтобы литые выступы находились друг против друга. Оба литых выступа после установки шатуна должны быть обращены к шкиву коленчатого вала.

На некоторых бензиновых, а также дизельных двигателях для охлаждения поршней имеются масляные жиклеры. Они расположены в нижней части отверстий цилиндров.

Пометить положение вкладышей подшипников соответственно номерам шатунов и их положение относительно крышек подшипников. Также пометить верхний и нижний вкладыши краской с задней стороны.

При заказе новых поршней следует обязательно указать модель и год ее выпуска. Поршни изготавливаются соответствующими степени сжатия и имеют различную глубину выемки.

При снятии поршней и отсоединении их от шатунов следует поступать следующим образом:

Снять крышки подшипников и вкладыши, выбив детали указанным способом. При необходимости счистить кольцо от нагара масла в верхней части отверстия цилиндра при помощи скребка.

Выдавить палец поршня после снятия стопорного кольца. Вырез в отверстии для поршневого пальца позволяет применять для снятия заостренный инструмент. гак чтобы можно было поддеть стопорное кольцо, как изображено на рисунке. Палец следует выдавить при помощи подходящего пробойника (оправки).

Audi 100 C4 Шатунно-поршневая группа, фото 4

Снять по порядку поршневые кольца с помощью съемника для поршневых колец. Если кольца будут устанавливаться повторно, их необходимо пометить соответствующим образом. Поршневые кольца очень хрупкие, а это значит, что при их снятии, даже с помощью съемника, нужно быть очень осторожным и не раскрывать их слишком сильно.

Audi 100 C4 Шатунно-поршневая группа, фото 5

Если нет в наличии съемника поршневых колец, можно задвинуть под кольцо равномерно, в различных местах поршня металлические полоски. Одна полоска должка быть обязательно под замком кольца, чтобы избежать появления царапин.

После снятия поршневого кольца его следует сразу же осмотреть. Оба верхних кольца помечены с одной стороны словом «ТОР» или словом «OBEN». Эта сторона после установки кольца должна быть сверху. Третье кольцо можно устанавливать любой стороной.

Audi 100 C4 Шатунно-поршневая группа, фото 6

Измерение отверстий цилиндров

Для проведения измерений отверстий цилиндров нужно воспользоваться специальным стрелочным измерителем, с помощью которого можно произвести измерения в верхней, средней и нижней части отверстия. Если стрелочного измерителя нет в наличии, эту операцию выполнить нельзя.

Audi 100 C4 Шатунно-поршневая группа, фото 7

Измерения отверстия цилиндра следует произвести в направлениях «А» и «В». Кроме того, измерения следует произвести на расстоянии 10 мм от верхнего края, 10 мм от нижнего края и в средней части, т.е. на уровнях 1, 2 и 3. В обшей сложности, нужно произвести по шесть измерений на каждое отверстие цилиндра. Все измеренные величины нужно записать и сравнить с приведенными в таблицах размеров и регулировочных параметров.

Audi 100 C4 Шатунно-поршневая группа, фото 8

Следует иметь в виду, что придется растачивать все цилиндры, даже если размеры одного из цилиндров не находятся в норме. Допустимо отклонение на 0,08 мм от номинальной величины. Ремонтные размеры поршней указаны в таблицах размеров и регулировочных параметров.

Окончательный размер отверстия цилиндра определяется после измерения диаметра поршня, которое проводится в 10 мм от нижнего края юбки поршня и в правом углу отверстия поршневого пальца.

Audi 100 C4 Шатунно-поршневая группа, фото 9

К этому размеру следует добавить величину зазора поршня 0,03 мм. Кроме того, следует учесть добавку 0,02 мм для хонингования цилиндра. Для проверки зазора поршня в отверстии цилиндра следует измерить поршень и отверстие цилиндра описанным выше способом и вычислить разницу между этими величинами. Если результат превышает 0,08 мм, нужно растачивать цилиндры, поскольку зазор достиг предельной величины износа.

Проверка поршней и шатунов

Все детали следует хорошо проверить. Если на деталях видны следы борозд, выемок или износа, их необходимо заменить. Следует произвести следующую проверку поршней:

Измерить зазоры поршневых колец в канавках по высоте, устанавливая кольца по очереди в соответствующие канавки. Зазор между поверхностью кольца и поверхностью канавки поршня определяется с помощью плоского щупа. Если зазор кольца превышает величину 0,12 мм, значит изношены или кольца или поршни. Номинальная величина составляет 0,02-0,07 мм.

Audi 100 C4 Шатунно-поршневая группа, фото 10

Вставить по порядку все поршневые кольца с нижней стороны блока цилиндров в отверстия цилиндров. С помощью перевернутого поршня кольца следует надавить примерно на 15 мм вниз. При этом оба кран кольца следует сдвинуть, чтобы измерить зазор в замке кольца.

Audi 100 C4 Шатунно-поршневая группа, фото 11

Номинальные значения указаны в таблицах размеров и регулировочных параметров. Граница износа различна для различных поршневых колец.

При слишком малом зазоре (например, если кольцо новое), края кольца следует сточить. Для этого нужно зажать напильник в тиски. При слишком большом зазоре в замке кольца соответствующее кольцо следует заменить.

Audi 100 C4 Шатунно-поршневая группа, фото 12

Поршневые пальцы и втулки шатунов следует проверить на износ и наличие стертых мест. Если хотя бы один шатун непригоден, следует заменить весь комплект.

Гайки шатунных подшипников должны каждый раз заменяться.

Шатуны следует проверить на изгиб и скручивание в специальном приспособлении.

Проверить болты шатунов на наличие повреждений и при необходимости заменить. В данном случае применяются растяжные болты л их следует заменять только на такие же.

Сборка поршней и шатунов

Если снимался жиклер для охлаждения поршня, его следует закрутить вместе с предохранительным клапаном (27 Нм). Жиклеры расположены в нижней части отверстий цилиндров.

Если заменяются поршни, следует проверить, чтобы все поршни были одного типа.

Нагреть поршни до температуры 60°С (положить в горячую воду). Следует позаботится о наличии подходящего инструмента, который можно приставить к внутренней стороне поршневого пальца.

Audi 100 C4 Шатунно-поршневая группа, фото 13

Вдавить пальцы рукой в нагретые поршни и в шатуны.

При сборке поршней и шатунов следует выполнять следующие указания:

Стрелка на донышке поршня (или нарисованная или выбитая на новом поршне) должна быть обращена к передней стороне двигателя.

Литые выступы на шатуне и крышке подшипника должны быть обращены к шкиву. Обозначения номеров цилиндров на шатунах и крышках подшипников должны совпадать.

Проверить, чтобы после сборки поршень мог свободно качаться на шатуне, если перемещать его в направлении стрелки.

Audi 100 C4 Шатунно-поршневая группа, фото 14

С помощью плоскогубцев для поршневых колец установить кольца в канавки по очереди. Оба компрессионных кольца можно перепутать, а поэтому необходимо проверить их сечение перед установкой. Кроме того, оба компрессионных кольца помечены с одной стороны словом «ТОР» или «ОВЕN» и это обозначение после установки кольца должно читаться сверху.

Установить маслосъемное кольцо, состоящее из трех частей, распределив равномерно замки

Установка, поршней и шатунов

Хорошо смазать отверстия цилиндров.

Разложить все шатуны согласно номерам цилиндров. Литые выступы на шатунах и крышках подшипников должны быть обращены к шкиву коленчатого вала.

Стрелки на донышках поршней должны указывать на переднюю сторону двигателя.

Расположить замки поршневых колец на одинаковом расстоянии по окружности поршня т.е. через 120°. На монтажной схеме поршня с шатуном изображено, как должны располагаться замки по отношению к поршневому пальцу.

Расположить стяжную ленту для поршневых колец. как изображено на рисунке и вдавить поршневые кольца в канавки. Проверить, чтобы они были хорошо вдавлены.

Audi 100 C4 Шатунно-поршневая группа, фото 15

Надеть короткие отрезки резиновых или пластмассовых трубок на шпильки шатуна, чтобы не поцарапать отверстие цилиндра.

Провернуть коленчатый вал, чтобы две шейки вала находились в положении нижней мертвой точки.

Вдвинуть шатун в отверстие сверху. Двигатель для этого нужно положить набок, чтобы можно было подвести шатуны к шейкам подшипников и не поцарапать при этом отверстия цилиндров или шатунные шейки. Вкладыш шатунного подшипника должен при этом уже находиться в шатуне, выступом в выемке.

Вдвинуть поршень, пока кольца одно за другим не вдвинутся в отверстие цилиндра, а основание шатуна должно сесть на шейку коленчатого вала. При этом нужно не поцарапать шейку подшипника.

Положить вкладыш второго подшипника в крышку подшипника, хорошо смазать вкладыш, надавить крышку на шпильки шатуна и слегка забить. Отрезки резиновых трубок нужно предварительно снять. Обязательно следует обратить внимание на то, чтобы литые выступы на шатуне и крышке шатунного подшипника совпали, иначе в последний момент можно сделать ошибку

Смазать поверхности прилегания гаек на крышках шатунных подшипников маслом. Затянуть гайки крышек шатунных подшипников попеременно моментом 30 Нм и из этого положения дотянуть еще на 90°, т.е. на четверть оборота.

После прикручивания шатунных подшипников следует еще раз осмотреть каждый подшипник. Из опыта известно, что дефекты шатунных подшипников иногда проявляются после окончания ремонта, когда крышка подшипника и шатун не прикручены безупречно. Цифрой (1) на рисунке обозначены оба вышеупомянутых литых выступа, а цифрой (2) — обозначения крышки шатунного подшипника и шатуна, в данном случае для второго цилиндра. Указанные метки должны располагаться на всех шатунах друг напротив друга. Такую проверку следует обязательно произвести перед закрыванием картера двигателя.

Audi 100 C4 Шатунно-поршневая группа, фото 16

После установки шатунов коленчатый вал нужно несколько раз провернуть, чтобы определить, нет ли заеданий. Если есть, нужно еще раз проверить, находятся ли поршни в правильном положении, т.е. стрелки на донышках должны быть направлены вперед (в сторону шкива).

С помощью измерительного щупа проверить зазор между боковой поверхностью шатуна и поверхностью коленчатого вала.

Audi 100 C4 Шатунно-поршневая группа, фото 17

При этом следует надавить шатунный подшипник вправо, как видно на рисунке, чтобы появился зазор для вдвигания измерительного щупа. Это осевой зазор подшипника шатуна, и он не должен превышать величину 0,37 мм.

Установить масляный поддон.

Fuse2Relay.ru - предохранители и реле