Головку цилиндров снимают с двигателя на автомобиле, если для устранения неисправности не нужно снимать сам двигатель, или если необходимо только удалить нагар с поверхности камеры сгорания и клапанов. Снимать головку цилиндров с двигателя необходимо в следующем порядке:
- снимите запасное колесо;
- слейте охлаждающую жидкость из радиатора и блока цилиндров и снимите воздушный фильтр;
- отсоедините провода от аккумуляторной батареи, свечей зажигания и от датчика указателя температуры охлаждающей жидкости; отсоедините трос привода воздушной заслонки от карбюратора;
- ключом 67.7812.9514 выверните свечи зажигания и датчик температуры охлаждающей жидкости;
- отсоедините тяги привода дроссельной заслонки от промежуточного рычага да крышке головки цилиндров и снимите крышку;
- поверните коленчатый вал до совмещения метки на шкиве с длинной меткой на крышке привода распределительного вала (см. рис. 7-19), а метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников распределительного вала (см. рис. 2-19);
- отсоедините шланг от трубки подвода жидкости к отопителю, а от выпускного коллектора — кронштейн крепления трубки отвода жидкости из отопителя;
- отсоедините шланги от карбюратора, впускного трубопровода и от выпускного патрубка охлаждающей рубашки головки цилиндров;
- отсоедините от выпускного коллектора защитный щиток стартера и приемную трубу глушителей;
- отпустите колпачковую гайку натяжителя цепи, отожмите монтажной лопаткой шток натяжителя и зафиксируйте его колпачковой гайкой;
- снимите звездочку распределительного вала и корпус подшипников вместе с распределительным валом;
- отверните болты крепления головки цилиндров к блоку и снимите головку.
- Для того, чтобы снова установить и закрепить головку на блоке цилиндров, проведите описанные операции в обратной последовательности, при этом:
- не забудьте поставить прокладку головки цилиндров и прокладку крышки головки;
- затяните болты крепления головки в последовательности, указанной на рис. 2-16, а гайки шпилек корпуса подшипников распределительного вала — в последовательности, указанной на рис. 2-18.
Примечание. Выпускной коллектор и впускной трубопровод с карбюратором лучше оставить на головке. Их можно снять позже при разборке головки цилиндров.
Болты крепления головки цилиндров затягивайте в два приема:
- I-й прием — затяните болты 1-10 (рис. 2-16) моментом 33,32-41,16 Н·м (3,4-4,2 кгс·м);
- II-й прием — затяните болты 1-10 моментом 95,94-118,38 Н·м (9,79-12,1 кгс·м), а болт II — моментом 31,36-39,1 Н·м (3,2-3,99 кгс·м).
При установке крышки головки цилиндров с прокладкой, гайки крепления крышки затягивайте моментом не более 8 Н·м (0,8 кгс·м), чтобы не вызвать разрыв прокладки по крепежным отверстиям и коробление крышки. При ремонте двигателя прокладку крышки рекомендуется заменять новой. После установки головки цилиндров проверьте и отрегулируйте момент зажигания.