Снятию тормозных колодок предшествует индикация на панели приборов о достижении ими минимальной толщины и контроль величины накладки (см. рис. 2.32), которая менее 3,0 мм. Технология проведения замены тормозных колодок на передней и задней оси аналогичны.
Снятие колодок тормозных механизмов идентично для всей системы и их необходимо проводить в следующем порядке.
Подготовить приспособления «34.1.050» и «34.1.080». Затянуть стояночный тормоз и слегка отпустить болты крепления колес, передних или задних, в зависимости от тормозного механизма заменяемых колодок. Пометить (краской или маркером) взаимное расположение колес, тормозных дисков и ступиц колес.
Используя шприц, откачать часть тормозной жидкости из питательного бачка. Поднять переднюю (или заднюю) часть автомобиля, поставить его на подставки и снять колеса.
Пометить (краской или маркером) взаимное расположение тормозных колодок по отношению к суппортам, если эти колодки будут использованы в дальнейшем.
Внимание! Тормозные колодки всегда заменять попарно (в комплекте 4 шт.), даже если износилась накладка только одной колодки, и одновременно на обоих тормозных механизмах передних (или задних) колес. Переставлять местами колодки запрещено.
Снять удерживающую пружину (1, рис. 11.6).
Отстыковать ШС кабеля датчика толщины тормозной накладки на левом суппорте (стрелка, рис. 9.5) отжав стопор. Тянуть за провод категорически запрещено. Извлечь защитные колпачки (5) направляющих пальцев, применяя отвертку. Вынуть тормозной шланг из держателя.
Отвернуть нижний и верхний направляющие пальцы (6) суппорта приспособлением «34.1.080» или торцовым шестигранным ключом на «7 мм». Снять суппорт, переместив его назад. Закрепить суппорт проволочной скобой на кузове автомобиля. Тормозной шланг не отсоединять, проследить, чтобы он не был натянут.
Используя приспособление «34.1.050» (рис. 11.7), переместить поршень как можно дальше в глуби цилиндра.
Внимание! Категорически запрещается при снятых тормозных колодках нажимать педаль тормоза, т.к. это приведет к выпадению поршня из суппорта, пропаданию тормозной жидкости и разгерметизации системы.
Следить за уровнем тормозной жидкости.
Замаркировать снимаемые колодки.
Проверить толщину тормозных дисков и остаточную толщину тормозной накладки.
На заднюю пластину колодки смазка не наноситься.
Пылезащитный колпак не должен соприкасаться с пастой для предотвращения визга тормозного механизма.
Снять наружную и внешнюю тормозные колодки (рис. 11.8).
При этом учесть, что внутренняя тормозная колодка прикреплена к поршню лепестковой пружиной.
Установку колодок тормозного механизма следует проводить в обратной последовательности, при этом необходимо очистить тормозные колодки, работать следует в респираторе. Очистить направляющие поверхности и места установки колодок в проеме корпуса мягкой металлической щеткой и протереть ветошью смоченной в спирте.
Проверить пальцами чистоту рабочих поверхностей тормозных дисков. Коробление, риски и выработки не допустимы. Для их удаления прошлифовать диск одновременно с двух сторон так, чтобы его толщина удовлетворяла требованиям таблицы Технических характеристик.
Перед установкой измерить реальную толщину тормозных дисков и накладок тормозных колодок. Тормозные диски с серым или синим налетом перед установкой новых колодок необходимо очистить.
Проверить датчик износа. Если протерта изоляция контактной пластины, повреждена изоляция кабеля или стерт пластмассовый элемент, заменить датчик.
Проверить, нет ли трещин на пылезащитной манжете (1, рис. 11.9) поршня тормозного цилиндра. Поврежденная манжета должна быть срочно заменена, т.к. проникающая пыль ведет к возникновению утечек. Замену манжеты следует проводить со снятием и разборкой суппорта на СТОА. Очистить контактную поверхность (2) поршня тормозного цилиндра и смазать ее тонким слоем пасты типа Plastilube, для предотвращения визга тормозного механизма .
Очистить контактные поверхности (1 и 2, рис. 11.10) Т-образных завершений тормозных колодок и корпуса суппорта, вверху и внизу, и смазать их тонким слоем пасты для предотвращения визга тормозного механизма.
Очистить контактную поверхность (3, рис. 11.11) суппорта дискового колесного тормозного механизма и смазать ее тонким слоем пасты для предотвращения визга тормозного механизма.
Очистить кронштейн суппорта в местах с Т-образными направляющими (стрелки, рис. 11.12) и смазать их тонким слоем пасты для предотвращения визга тормозного механизма.
Поршень в суппорт устанавливать с помощью специального приспособления или деревянной, пластиковой оправки, без перекосов. При этом необходимо следить, чтобы не повредить поверхность поршня и пылезащитную манжету, а также за уровнем тормозной жидкости в компенсационном бачке и вовремя удалять ее сифоном-грушей. После смены тормозных колодок отметка «МАХ» на бачке тормозной жидкости не должна быть превышена.
Проверить (вдвоем) легкость хода поршня. В суппорт установить деревянную колодку, медленно нажать и отпустить педаль тормоза – поршень тормозного цилиндра должен легко выходить и входить обратно. При этом остальные тормозные механизмы должны быть в рабочем состоянии. Ремонт тормозного суппорта проводить на СТОА.
Внимание! Тормозные колодки со стороны поршня привязаны по направлению движения. Тормозная колодка с маркировкой «L» устанавливается на левой, внутренней стороне автомобиля (рис. 11.13). Тормозная колодка с маркировкой «R» устанавливается на правой, внутренней стороне автомобиля (рис. 11.14).
Установить скобами-пружинами внутреннюю колодку в поршень суппорта. Установить внешнюю тормозную колодку в суппорт, накладкой к тормозному диску. Колодки должны быть чистыми и точно войти в направляющие.
Очистить и проверить состояние резьбы в суппорте и скобе. Резьбу, при необходимости, очистить, пройдя ее метчиком. Установить суппорт в рабочее положение, ввести исправные и чистые (без смазки) направляющие пальцы и затянуть их моментом – передние 30,5 Н·м (3,05 кгс·м), задние 28,0 Н·м (2,8 кгс·м).
Установить в отверстия направляющих пальцев защитные колпачки. Состыковать датчик износа тормозной накладки колеса с кабельным жгутом. Провод должен проходить в петле колпака штуцера удаления воздуха. Установить на суппорт пружину тормозных колодок .
Внимание! Многократно сильно выжать педаль тормоза, пока не почувствуете сильное противодействие. При этом тормозные колодки займут рабочее положение.
Прокачать тормозную систему. Установить и временно закрепить (завернуть от руки) болты крепления колес. После опускания автомобиля затянуть болты колес крест-накрест моментом 140 Н·м (14,0 кгс·м).
Проверить затяжку штуцеров прокачки тормозной системы, соединения на герметичность, подтекание жидкости не допускается. Проверить уровень тормозной жидкости и восстановить его до отметки»Мах».
Проверить герметичность тормозной системы на работающем двигателе. Для чего, нажать несколько раз на педаль с усилием 20–30 кгс и удерживать ее в течение 10 сек, педаль не должна просаживаться.
Установить ключ в замке зажигания в положение «1» и выдержать 30 секундную паузу, не запуская двигатель. При этом из ОЗУ ЭБУ КСУД стирается информация об износе тормозных накладок. При движении с новыми тормозными колодками соблюдать выше приведенные рекомендации по их приработке.
При замене тормозных колодок на заднем колесе следует учитывать положение удерживающей пружины (рис. 11.15).