Главным элементом всех автоматических коробок передач являются так называемые планетарные ряды. Они состоят из зубчатой шестерни, приводящей во вращение три другие зубчатые шестерни. Поверх них надета кольцевая шестерня с внутренними зубцами. Эти узлы по два соединены в набор зубчатых колес и образуют свою собственную маленькую двухступенчатую коробку передач.
Гениальное в этих коробках передач заключается в способе их переключения. Для этого шестерни не разъединяются и не подключаются, а изменение передачи осуществляется посредством удерживания или отпуска деталей планетарного ряда. Т.е. переключение осуществляется без прерывания потока силы. Задерживание и отпускание обеспечиваются на практике тормозами или сцеплениями с гидравлическим приводом.
То, когда последует переключение, определяет электронное управление коробкой передач. Электронный блок управления находится справа в ногах пассажира рядом с водителем. Он получает от переключателей и датчиков информацию о температуре трансмиссионного масла, положении переключателей, числе оборотов коробки передач и от блока управления двигателем — сведения о состоянии нагрузки на двигатель.
Чтобы получить четырехступенчатую коробку передач с передачей заднего хода, были последовательно подключены три планетарных ряда. Координация наборов шестерен осуществляется управлением коробки передач.
При необходимости водитель может выбрать три разные программы:
Спортивный или экономичный режим движения, а также помощь в начале движения на дорогах, покрытых снегом или льдом. Если активизируется поддержка начала движения, то автомобиль начинает движение на третьей передаче. Эта программа автоматически отключается при скоростях, превышающих 80 км/час, если водитель забыл отключить ее вручную. Система впрыска и электронное управление коробкой передач взаимно корреспондируются: например, после переключения передач крутящий момент двигателя на короткое время снижается за счет автоматической перестановки момента зажигания. В результате этого переключение передачи происходит без рывков и комфортабельно. Кроме того, коробка передач располагает автоматическим переключением в нейтральное положение, которое активизируется, если в стоящем автомобиле в положении рыча га-селектора «D» приводится в действие ножной тормоз. Как только нажимается педаль газа или нога снимается с тормоза, автомобиль едет, как обычно.
Не забыты также аварийный режим и самодиагностика. При сбоях в электронике автомобиль сохраняет способность к движению. Система самодиагностики сохраняет в своей памяти информацию о дефектах, одновременно путем мигания контрольной лампочки на дисплее «Triple-Info» или индикатором «Automatik Getriebe» на информационном многофункциональном дисплее показывает водителю, что существует неисправность. Автомастерская располагает прибором для считывания, который подключается к разъему под средней консолью. Таким способом осуществляется индикация сбоев в работе системы.
Преобразователь крутящего момента
Содержание
Между двигателем и автоматической коробкой передач нет традиционной фрикционной муфты, которая нам известна по механической коробке передач. Более того, здесь был использован гидравлический преобразователь крутящего момента, в котором крутящий момент двигателя передается на лопастные колеса. При работающем двигателе соединенное с ним колесо насоса приводит во вращение жидкость (ATF) в преобразователе и отбрасывает ее к внешней стороне на корпус преобразователя. При этом жидкость сталкивается с так называемым направляющим колесом, которое направляет поток ATF в заданном направлении. При этом приводится во вращение также колесо турбины, соединенное, с коробкой передач. Т.к. шестерни планетарной передачи постоянно сцеплены и жидкость в преобразователе, приведенная во вращение работающим двигателем, непрерывно стремится привести в движение коробку передач и, следовательно, приводные шестерни, то Vectra ползет на холостом ходу и должна удерживаться ножным или ручным тормозом.
Во избежание проскальзывания (что означает потери), преобразователь крутящего момента передач снабжен сцеплением блокирования, которое начинает действовать на 3-й и 4-й передаче при более высоких скоростях. Возникает жесткое соединение между двигателем и коробкой передач
Совет: если Vectra с автоматической коробкой передач не заводится, то не поможет ни подталкивание, ни буксировка. Гидравлический преобразователь крутящего момента не может создать соединение между силовой установкой и коробкой передач при неработающем двигателе. Поможет только запуск с использованием вспомогательного провода.
Проверка автоматической коробки передач
Автоматическая коробка передач практически не оставляет любителю возможностей для его инициативы. Но целенаправленные проверки могут помочь локализировать неисправность, что не в последнюю очередь может представлять интерес при покупке подержанного автомобиля:
- При нарушениях в работе, прежде всего, нужно проверить уровень ATF в коробке передач (см. главу о системе смазки).
- Если ATF пахнет горелым, то налицо тяжелое повреждение коробки передач. В этом случае повреждены тормозные ленты и пластины сцепления
- Во время пробной поездки вы можете проверить моменты переключения передач.
- Сюда же относится оценка процесса переключения передач.