Передние двери (рис. 138) рассматриваемых автомобилей навешиваются на две петли. Неподвижные звенья петель крепятся к передней стойке болтами, подвижные звенья привариваются к усилителям двери. Передние двери автомобилей ВАЗ-2109, 21093 в связи с наличием задних дверей имеют меньшую ширину, чем двери ВАЗ-2108 и его модификаций.
Рис. 138. Вид передней двери с внутренней стороны:
Содержание
1 — кнопка выключения замка; 2 — обивка двери; 3 — облицовка внутренней ручки; 4 — внутренняя ручка двери; 5 — винты крепления ручки подлокотника; 5 — наружное зеркало заднего вида; 7 винты крепления зеркала заднего вида; 8 — ограничитель открывания двери; 9 — ручка стеклоподъемника; 10 — карман обивки двери; 11 — катафот; 12 — наружный замок двери.
Двери состоят из стальных штампованных наружных и внутренних панелей, профилированных рамок окон дверей и усилителей, которые соединяются между собой путем загибки фланцев наружных панелей и контактной сваркой.
Двери оборудуются тросовыми стеклоподъемниками, замками с выключателями замков, ограничителями 8 открывания дверей. Обивка 2 дверей изготавливается из негорючего пенополиуретана, обтянутого поливинилхлоридной пленкой (ПВХ), и крепится пластмассовыми держателями, входящими в отверстия внутренней панели двери. Левая дверь оборудована зеркалом 6 заднего вида.
Ограничитель открывания двери не допускает при открывании упора в стойку кузова. Плоский стержень ограничителя 8 одним концом крепится посредством пальца к стойке, второй конец имеет штифт, который ограничивает максимальное открытие двери. Стержень с двух сторон имеет выштамповки. К нему с обеих сторон прижимаются стальные ролики, которые вставляются в сухарь, изготовленный из полиамида. Ролики фиксируют за выштамповки стержня открытое положение двери.
Стеклоподъемник (рис. 139) двери — тросовый, крепится на внутренней панели двери гайками к приварным болтам. Трос 3 охватывает два ролика 4, установленные на верхнем и нижнем кронштейнах направляющей трубы стеклоподъемника. В корпусе 11 (рис. 140) трос наматывается на барабан 10, ведомая шестерня которого находится в зацеплении с ведущей шестерней 9. На ведущем валике 2 располагается пружинный тормоз, препятствующий самопроизвольному опусканию стекла. Барабан с ведомой шестерней устанавливается в корпусе 11 и крышке 4 своей ступицей в двух пластмассовых втулках 8.
Рис. 139. Стеклоподъемник:
1 — пластина крепления опускного стекла; 2 — пружина выбора слабины троса при его вытяжке; 3 — трос; 4 — ролик; 5 — оболочка троса; 6 — механизм стеклоподъемника.
Рис. 140. Механизм стеклоподъемника:
1 — пружина тормоза; 2 — ведущий валик; 3 — стакан; 4 — крышка; 5 — розетка; 6 — облицовка ручки; 7 — ручка стеклоподъемника; 8 — опора барабана; 9 — ведущая шестерня; 10 — барабан с ведомой шестерней; 11 — корпус; 12 — наконечник оболочки троса.
По направляющей трубе стеклоподъемника может перемещаться пластина 1 (см. рис. 139) подъема стекла. В кронштейне пластины находятся пружины 2, обеспечивающие натяжение троса по мере его вытяжки. Средней частью трос крепится на барабане.
Рычаг 7 (см. рис. 140) стеклоподъемника устанавливается на шлицах ведущего валика 2 и крепится с помощью облицовки 6 ручки, которая при установке на ручку входит в кольцевую проточку ведущего валика. Под ручку ставится пластмассовая розетка 3, поджимаемая обивкой двери к ручке стеклоподъемника.
Обойма опускного стекла крепится двумя болтами к пластине подъема стекла. Направляющие стекла крепятся к внутренней панели двери.
Данная конструкция стеклоподъемника исключает его регулировки. При эксплуатации требуется только проверка крепления деталей.
Замок двери (рис. 141) — роторного типа, состоит из наружного и внутреннего замков и фиксатора на центральной стойке. Замки крепятся винтами к торцу двери.
Рис. 141. Замок передней правой двери:
1 — облицовка внутренней ручки; 2 — внутренняя ручка двери; 3 — кронштейн внутренней ручки; 4 — корпус внутреннего замка; 5 — рычаг наружного привода замка; 6 — промежуточный рычаг; 7, 25 — рычаги выключения; 8 — палец привода замка; 9 — собачка; 10 — храповик; 11 — крышка наружного замка; 12 — корпус наружного замка; 13 — выключатель замка; 14 — наружная ручка; 15 — тяга рычага наружного привода; 16 — поводок клавиши; 17 — поводок выключателя замка; 18 — тяга выключения; 19 — клавиша; 20 — кнопка выключения замка; 21 уплотнительная прокладка; 22 — корпус фиксатора; 23 — палец фиксатора; 24 — тяга кнопки выключения; 26 — рычаг внутреннего привода.
При закрывании двери на храповик 10 действует палец 23 фиксатора. Храповик поворачивается и собачка 9 под действием пружины запирает храповик за зуб одного или другого конца храповика. Зубья храповика обеспечивают предварительное и полное запирание двери. Предварительное запирание позволяет избежать самопроизвольного открывания двери при случайном неполном ее закрытии. Неполное закрытие двери легко определить по стуку пальца фиксатора в храповике или по возможности некоторого перемещения двери при ее подтягивании. Храповик 10 и собачка 9 устанавливаются на осях наружного замка. Палец 8 привода замка передним концом входит во внутренний замок.
К наружной панели двери через уплотнительную прокладку 21 крепится двумя гайками наружная ручка 14 двери с подпружиненной клавишей 19 и выключателем 13 замка. Поводки 16 и 17 клавиши и выключателя замка тягами соединяются соответственно с рычагами 5 наружного привода и промежуточным рычагом 7 выключения замка.
При нажатии на клавишу 19 наружной ручки ее поводок 16 давит на тягу 15 и воздействует на рычаг 5 наружного привода, который в свою очередь воздействует на палец промежуточного рычага 6. Промежуточный рычаг 6 нажимает на палец 8 привода замка, который отводит собачку 9 и освобождает храповик 10. Под давлением сжатого уплотнителя дверь открывается.
При оттягивании внутренней ручки 2 двери тяга внутреннего привода поворачивает рычаг 26 внутреннего привода, который вторым концом нажимает на промежуточный рычаг 6 и через палец 8 освобождает храповик 10. Дверь открывается.
Для предотвращения доступа в салон автомобиля снаружи предусматривается выключение замка, что блокирует действие наружной ручки. При нажатии на кнопку 20 выключения замка тяга 24 кнопки поворачивает двуплечий рычаг 25, который вторым плечом давит на рычаг 7. Рычаг 7 отводит промежуточный рычаг 6 в сторону, чем исключает возможность воздействия на собачку 9, а следовательно, и освобождения храповика замка.
Выключение и включение замка может быть осуществлено кнопкой выключения или выключателем замка двери. При повороте ключа замка поводок 17 выключателя через тягу 18 выключения воздействует непосредственно на рычаг 7 выключения замка.
При закрывании двери крышка 11 наружного замка заходит за кромки корпуса 22 фиксатора и не позволяет самопроизвольно открываться двери при столкновении или опрокидывании автомобиля, когда вследствие деформации двери или проема кузова храповик замка стремится выйти из зацепления с пальцем фиксатора в направлении продольной оси автомобиля.
Положение фиксатора может регулироваться за счет увеличенных размеров отверстий на стойке. Перед регулировкой рекомендуется очертить контуры фиксатора замка на стойке кузова. Если дверь закрывается слишком туго, ослабляют винты крепления фиксатора, смещают его наружу и затягивают винты. Если дверь закрывается слабо, фиксатор смещают внутрь. При этом не должно быть западания или выступания двери относительно кузова. Если дверь при закрывании опускается, фиксатор следует поднять. Если дверь при закрывании приподнимается (провисание в открытом положении), фиксатор опускают. Регулировка обеспечивает также соосность с замком и расположение двери заподлицо с поверхностью кузова .Чтобы не нарушалась регулировка фиксатора, под него устанавливается прокладка из шлифовальной водостойкой шкурки. Прокладками под фиксатором регулируется расстояние фиксатора от стойки так, чтобы палец фиксатора не задевал за крышку наружного замка.
Механизмы замков и фиксатора по своей конструкции и прочности соответствуют требованиям безопасности. Из соображений безопасности место расположения внутренних ручек на двери и их форма выбраны так, чтобы исключить возможность открывания двери при случайном прикосновении к ручке. Ось внутренней ручки 2 располагается в пластмассовом кронштейне 3, который крепится двумя винтами к внутренней панели двери и закрывается пластмассовой облицовкой 1, удерживающейся па выступающих из кронштейна концах оси ручки. Положение внутренней ручки регулируется перемещением ее кронштейна за счет овальных отверстий на внутренней панели двери под винты крепления. Если дверь плохо отпирается внутренней ручкой, то ослабляют винты крепления кронштейна и ручку вместе с кронштейном перемещают в нужное положение. Затем затягивают винты.
За счет овальных отверстий в петлях под болты крепления двери к передней стойке допускается на незначительную величину регулировка зазора между дверью и кузовом. Зазоры между дверью и кузовом вверху и внизу должны быть одинаковыми. При регулировке ослабляют болты крепления петель, устанавливают зазоры с учетом осадки двери после нагрузки на нее и затягивают болты. Величину смещения петель относительно начального положения легко определяют по предварительно очерченным контурам петель на передней стойке. Для осадки двери нагружают ее грузом 100 кг, приложенным в зоне замка. Нагрузку прикладывают на дверь, приоткрытую на угол 5°, с равномерным нарастанием нагрузки от 0 до 100 кг и с последующим равномерным уменьшением до 0. После осадки двери снова проверяют зазоры и при необходимости повторяют регулировку.