Передние сиденья автомобиля ВАЗ-2109

Передние сиденья «анатомические», раздельные, типа кресел, с подголовниками, с бесступенчатой регулировкой наклона спинок. Каждое сиденье устанавливается на двух салазках и качающейся стойке 19 (рис. 153). Стойка устанавливается шарнирно в передних кронштейнах 20, которые шпильками 21 крепятся к полу кузова. Для облегчения перемещения сиденья вперед стойки имеют два торсиона 22, нижние концы которых вставляются в отверстия кронштейнов 20, верхние концы заводятся в упоры, приваренные к стойке 19. Сиденье может передвигаться вперед и назад на 119 мм.

ВАЗ-2109 Передние сиденья автомобиля, фото 1

Рис. 153. Переднее сиденье:

1 — основание подушки; 2 — подушка; 3 — спинка; 4 — подголовник; 5 — каркас подголовника; 6 — направляющая подголовника; 7 — шплинт; 8 — облицовка рычага откидывания спинки; 9 — ручка механизма откидывания спинки; 10 — основание спинки; 11 — облицовка механизма регулирования наклона спинки; 12 — прокладка; 13 — держатель ручки механизма регулирования наклона спинки; 14 — болт крепления держателя; 15 — ручка механизма регулирования наклона спинки; 16 — болт крепления салазок; 17 — направляющая салазок; 18 — ручка механизма передвижения; 19 — стойка основания; 20 — передний кронштейн; 21 — шпилька крепления кронштейна; 22 — торсионы.

Основание 1 подушки 2 сиденья состоит из прочных стальных рамок и поддона подушки, штампованного из листовой стали. К поддону приварен усилитель. Основание 10 спинки делается из прочных стальных рамок, к которым крепятся проволочные пружины. Для избежания скрипа концы пружин покрываются слоем полиамидной смолы. Основание спинки нижними звеньями механизма регулирования наклона шарнирно соединяется с основанием 1 подушки.

К основанию 10 спинки привариваются направляющие 6 подголовника 4. Каркас 5 подголовника штампуется из листовой стали и крепится двумя стопорами в виде хомутов на круглой стойке подголовника. Концы стоек имеют по три выштампо-ванных углубления для фиксации подголовника шплинтами 7, каждый из которых через прорезь в направляющей прижимается в одно из углублений. Подголовник регулируется вручную как по высоте, так и по углу наклона поворотом на стойке вокруг горизонтальной оси. Снизу подголовник закрывается пластмассовой облицовкой, крепящейся двумя винтами.

Подушка 2, спинка 3 и подголовник 4 автомобилей ВАЗ-2108 и 21081 имеют набивки из пенополиуретана, подложки и обивку. Обивка изготавливается составной из трикотажного материала «Гработина» или капровелюра. Цвет ее подбирается в зависимости, от цвета кузова.

На автомобилях ВАЗ-21083, а также на ВАЗ-2109 и 21093 передние сиденья отличаются в основном отдельными элементами обивок подушки и спинки.

Каждое из передних сидений рассматриваемых автомобилей и их модификаций имеет механизмы: передвижения сиденья вперед и назад, регулирования наклона спинки, откидывания спинки вперед.

Механизм передвижения сиденья имеет салазки (рис. 154), состоящие из направляющих 12 и ползунов 2 и 10, которые штампуются из листовой стали. Направляющие крепятся болтами к задним кронштейнам кузова. Ползуны могут перемещаться по направляющим, каждый на двух роликах 11. Для предохранения роликов от выпадания и ограничения их сближения предусмотрены выштамповки на нижней плоскости в средней ее части и по концам. Ползуны имеют выштамповки на задних концах. В кольцевые выточки роликов устанавливаются резиновые кольца. Смещение ползунов вверх и в стороны ограничивается закраинами ползунов и направляющих. Ползуны шарнирно соединяются с основанием подушки.

ВАЗ-2109 Передние сиденья автомобиля, фото 2

Рис. 154. Салазки переднего сиденья:

1 — фиксатор механизма передвижении внутренних салазок; 2, 10 — ползуны; 3 — ось защелки внутренних салазок; 4 — пружина защелки; 5 — защелка; 6 — рычаг защелки; 7 — скобы; 8 — тяга защелки; 9 — кронштейны защелки; 11 — ролик; 12 — направляющая наружных салазок; 13 — стержень ручки механизма передвижения; 14 — ручка механизма передвижения.

Сиденье фиксируется в нужном положении защелками 5, каждая из которых прижимается пружиной 4 в один из пазов гребенчатого фиксатора 1 механизма передвижения. Фиксаторы привариваются к направляющим. Рычаги 6 защелок внутренних и наружных салазок соединяются между собой тягой 8. Защелка наружных салазок укреплена на стержне 13 с ручкой 14 механизма передвижения сиденья. Нажатием на ручку выводят защелки из зацепления с гребенчатыми фиксаторами и передвигают сиденье в нужное положение. При отпускании ручки сиденье фиксируется защелками под действием пружин. Согласованность действия защелок внутренних и наружных салазок достигается подгибанием тяги 8.

Механизм регулирования наклона спинки позволяет поворотом ручки 15 (см. рис. 153) механизма изменять положение спинки. Для отдыха водителя или пассажира спинка переднего сиденья может устанавливаться в наиболее удобное положение. Максимальный угол наклона спинки назад составляет 80° С от вертикали. Механизм состоит из двух пар верхних 4 (рис. 155) и нижних 3 звеньев. Верхние звенья приварены к основанию спинки. Между собой звенья соединены шарнирно с помощью двух эксцентриков и двух зубчатых пар внутреннего зацепления (на рис. 155 не показаны), выштампованных на верхних и нижних звеньях. Верхние звенья имеют по 30 зубьев, нижние — по 29. Зубчатые пары в сборе с эксцентриками — неразборные, техническому обслуживанию и ремонту не подлежат. Звенья прижимаются друг к другу пружинной шайбой. Оба эксцентрика механизма, имеющие квадратные отверстия, соединяются между собой синхронизатором 9 трубчатого сечения с отштампованными квадратами на концах. На две лыски наружных эксцентриков устанавливается держатель 13 (см. рис. 153), изготовленный из поликарбоната, и крепится болтом 14 к торцу эксцентрика через прокладку. На держатель ставится пластмассовая ручка 15 механизма регулирования наклона спинки. Сбоку механизм закрывается пластмассовыми облицовками 11.

ВАЗ-2109 Передние сиденья автомобиля, фото 3

Рис. 155. Механизмы регулирования наклона спинки и откидывания спинки переднего сиденья:

1 — крючок; 2 — пружина крючка; 3 — нижнее звено механизма регулирования наклона спинки; 4 — верхнее звено механизма регулирования наклона спинки; 5 — тяга механизма откидывания снимки; 6 — оболочки тяг; 7 — ручка рычага механизма откидывания спинки; 8 — кронштейн; 9 — синхронизатор.

При повороте ручки 15 оба эксцентрика поворачиваются, обеспечивая отклонение верхних звеньев и в целом спинки переднего сиденья.

Механизм откидывания спинки переднего сиденья автомобилей ВАЗ-2108, 21081 и 21083 обеспечивает удобство посадки пассажиров на заднее сиденье. При этом спинка откидывается вперед, для чего нижние звенья 3 (см. рис. 155) устанавливаются шарнирно на основании подушки. В нормальном положении нижние звенья фиксируются за пальцы основания подушки крючками 1 под действием пружин 2. Крючки тягами 5 соединяются с рычагом ручки 7 механизма откидывания. Тяги помещены в полиамидные оболочки 6, направляющие которых устанавливаются в кронштейнах, приваренных к основанию спинки. Рычаг ручки закрывается облицовкой 8 (см. рис. 153).

На автомобилях ВАЗ-2109 и 21093 нет необходимости откидывать спинки. Поэтому на них нет рычагов с ручками 7 (см. рис. 155) и тяг с оболочками 6. Остальные детали механизма стоят на месте и при необходимости спинку можно откинуть, отжав вручную крючки 1.

На автомобилях ВАЗ-2108 и его модификациях при перемещении ручки 7 механизма откидывания вверх тяги 5 отводят крючки 1 назад и освобождают нижние звенья 3, после чего имеется возможность отвести спинку сиденья вперед для прохода пассажиров. При возвращении спинки сиденья в нормальное положение крючки стопорят нижние звенья и спинку в целом за пальцы основания подушки. Нормальная работа механизма откидывания спинки обеспечивается изменением длин тяг 5 и надежным креплением их с помощью загибки концов тяг на рычаге и крючках механизма.

Fuse2Relay.ru - предохранители и реле