Разборка и сборка коробки передач облегчится, если в распоряжении есть обыкновенный сборочный стенд. В противном случае, чтобы коробка передач, не смогла опрокинуться, её следует установить на козлы.
Необходим ряд специальных инструментов, без которых крайне затруднительно проводить работу.
Перед разборкой слейте трансмиссионное масло. Для этого воспользуйтесь ключом с внутренним шестигранником (17 мм), чтобы удалить пробку сливного отверстия. Удалите всю грязь с наружной стороны коробки передач.
Крышка картера коробки передач и шестерня пятой передачи
1 — винт М8 х 62, 25 Нм
2 — винт М8 х 65, 25 Нм
3 — крышка картера коробки передач
4 — синхронизатор пятой передачи с упорной шестерней
5 — стопорное кольцо (только для двигателя объемом 1.8 л)
6 — упорная шайба (только для двигателей объемом 1.8 л)
7 — стопорная пластина (только для двигателя объемом 2 л и мощностью 85 кВт)
8 — шестерня пятой передачи
9 — стопорная шайба, подлежит обязательной замене
10 — вилка включения пятой передачи
11 — винт М7 с шайбой, 150 Нм
12 — уплотнение, подлежит обязательной замене
Картер коробки передач и вал переключения
Содержание
1 — винт, 25 Нм
2 — винт, 25 Нм
3 — крышка картера коробки передач
4 — уплотнение
5 — винт, 150 Нм
6 — вилка включения пятой передачи
7 — распорная втулка
8 — стопорная пластина
9 — переключатель пятой передачи
10 — синхронизирующее кольцо пятой передачи
11 — пружинное стопорное кольцо
12 — упорная шайба
13, 14 — шестерни пятой передачи
15 — игольчатый роликоподшипник
16 — упорная шайба
17 — чехол, подлежит обязательной замене
18 — пружинное стопорное кольцо
19 — фасонная шайба
20 — винт, 15 Нм
21 — винт, 30 Нм
22 — винт, 25 Нм
23 — картер коробки передач
24 — фланец со стороны привода
25 — вал переключателя
26 — пружина
27 — чехол
28 — переключатель заднего хода
29 — запирающий винт пятой передачи
30 — запирающий винт вала переключения
31 — винт, 25 Нм
32 — компенсационная шайба
Разборка картера коробки передач
Отсоедините винты крышки картера коробки передач и снимите крышку вместе с уплотнением.
Выверните с боковой стороны картера коробки передач блокирующую заглушку для вала переключения.
Вывинтите переключатель света заднего хода.
С помощью торцевого патронного ключа вывинтите колпачок вала переключения. Снимите пружину, переведите вилку включения в положение холостого хода и вытащите вал переключения. Вилки нужно обязательно перевести в положение холостого хода, так как в противном случае нельзя будет вытащить вал. Вывинтите привод тахометра непосредственно над блокирующей заглушкой вала переключения.
Выверните винт «Torx», используемый для крепления ваза заднего хода.
Удалите фланец со стороны привода, расположенный в зоне выключающего механизма сцепления. Для этого выдавите среднюю заглушку из фланца и удалите пружинное кольцо, которое удерживает фланец возле приводного вала.
Отсоедините многозубчатым (многоугольным) ключом (12 мм) винт с внутренней стороны переключающей втулки. Так как винт хорошо затянут, подобный насаживаемый наконечник должен быть отторцован, чтобы можно было вставить его в головку (справа).
Для упора вала вставьте пятую передачу (отожмите скользящую втулку вниз) и вставьте также передачу заднего хода (вилку включения протолкните через отверстие слева вниз).
Стопорную пластину для фиксирования переключающей трубки отожмите отверткой вниз.
С помощью специального ключа 3059 отвинтите переключающую трубку. Ключ поверните влево. Переключающую планку не нужно извлекать из трубки.
Вытащите переключающую втулку вместе с шестерней пятой передачи и вилкой включения. Для этого подложите под узел рычага, чтобы отжать его. прежде чем можно будет поднять его прямо вверх. При этом следите за тем, чтобы не повредить картер коробки передач. Под переключающей втулкой находится упорная шайба.
Удалите пружинное стопорное кольцо и упорную шайбу шестерни пятой передачи. В случае разборки картера двигателя объемом 2 л придержите шестерню стопорным приспособлением.
Шестерню пятой передачи снимите с вала с помощью двуплечего съемного приспособления.
С помощью ключа с внутренним шестигранником (6 мм) вывинтите зажимную плиту подшипника первичного вала. Должны быть отсоединены четыре винта.
Отсоедините крепежные винты картера коробки передач и снимите картер. Если картер не удается снять постучав по не нему пластмассовым молотком, нужно воспользоваться съемным приспособлением, которое устанавливается. Теперь картер коробки передач разобран на две половины и можно проводить дальнейшие операции по ремонту или наладке, как описывается в соответствующих разделах.
В случае замены картера коробки передач, корпуса подшипника и приводного вала нужно заново определить толщину компенсационной шайбы на рабочем кольце подшипника.
Демонтаж первичного вала
При демонтированном картере коробки передач первичный вал снимают следующим образом.
Демонтируйте переключающую планку. Она удерживается двумя пружинами в плавающем положении (одна в картере коробки передач, а вторая в щитке подшипника).
Извлеките переключающую планку из щитка подшипника и сбоку достаньте полный комплект вилок включения.
Отсоедините пружинное стопорное кольцо шестерни четвертой передачи на верхней стороне двигателя.
Извлеките передний вал вместе с шестерней четвертой передачи (это шестерня вторичного вала). При этом учтите, что шестерня заднего хода не находится в зацеплении с зубьями других валов. В случае необходимости сдвиньте шестерню заднего хода.
Разборка вторичного вала
Схема монтажа вторичного вала
1 — пружинное стопорное кольцо
2 — шестерня четвертой передачи
3 — дополнительное пружинное стопорное кольцо
4 — пружинное стопорное кольцо
5 — шестерня третьей передачи
6 — шестерня второй передачи
7 — игольчатый роликоподшипник
8 — синхронизатор, первая-вторая передачи
9 — синхронизирующие кольца
10 — шестерня, первая передача
11 — игольчатый роликоподшипник
12 — упорная шайба
13 — шестерня заднего хода
14 — упорная втулка
15 — вал заднего хода
16 — вторичный вал
Нужно демонтировать весь комплект шестерен, прежде чем можно будет вынимать из щитка подшипника вторичный вал.
Демонтируйте пружинное стопорное кольцо четвертой передачи вторичного вала и снимите шестерню. Сразу проследите за тем. что шестерню надо положить буртиком вверх. В коробке передач двигателя объемом 2 л диаметр первичного вала больше, поэтому и внутренний диаметр шестерен больше. Кроме того, для крепления используется второе пружинное стопорное кольцо 3. В этом случае детали нужно демонтировать следующим образом:
Удалите пружинное стопорное кольцо 1, прежде чем демонтировать шестерню третьей передачи.
Удалите пружинное стопорное кольцо 2 с шестерни третьей передачи.
Удалите с вала шестерни третьей и второй передач синхронизирующее кольцо и игольчатый роликоподшипник 3.
Демонтируйте шестерню заднего хода 4 вместе с валом. В случае необходимости используйте резиновый молоток, причем шестерня заднего хода должна находиться в положении, показанном на рисунке, т. е. она должна прилегать к упору.
В других коробках передач в случае необходимости шестерню можно снять с помощью двухзубчатого съемного приспособления.
Под шестерней находится второе пружинное стопорное кольцо, которое также следует удалить. Его толщина может разниться. Кольцо служит для регулировки осевого зазора шестерни третьей передачи, который должен соблюдаться. В этой коробке передач кольцо имеет больший диаметр.
Снимите шестерню третьей передачи. Сразу же проследите за тем. чтобы буртик шестерни был направлен вниз, т.е. к шестерне второй передачи.
Демонтируйте шестерню второй передачи вместе с игольчатым роликоподшипником.
Демонтируйте вал заднего хода вместе с шестерней заднего хода. При этом выбейте вал из корпуса подшипника пластмассовым молотком.
С помощью двухзубцового съемного приспособления и подходящей нажимной бобышки, помещенной на конце вала (стрелка), снимите одновременно шестерню первой передачи и синхронизатор первой — второй передачи.
Удалите игольчатый подшипник первой передачи и упорную шайбу. Обратите внимание на положение упорной шайбы.
Отвинтите крышку подшипника коробки передач. Для крепления используйте четыре винта. Снимите крышку.
Извлеките вал из корпуса подшипника.
Демонтаж дифференциала
Фланец первичного вала дифференциала демонтируйте так же. как описывалось в случае демонтажа картера коробки передач. Поднимите дифференциал вместе с шестерней главной передачи. Предварительно должны быть демонтированы первичный и вторичный валы.
Вал конических сателлитов удерживается посредством двух удлиненных заклепок плоской конической шестерни.
1 — щиток подшипника
2 — компенсационная шайба S2
3 — рабочее кольцо подшипника
4 — приводной вал для фланца
5 — заклепка (только при изготовлении)
6 — плоская коническая шестерня
7 — коробка дифференциала
8 — картер коробки передач
9 — жестяная гильза
10 — конический роликоподшипник
11 — винт и гайка, 70 Нм
12 — конический роликоподшипник
13 — рабочее кольцо подшипника
14 — компенсационная шайба S1
15 — маслоуплотнительное кольцо
16 — коническое кольцо
17 — упорное кольцо
18 — пружина сжатия
19 — фланец со стороны привода
20 — фасонная шайба
21 — пружинное стопорное кольцо
Обе заклепки отпилите на одинаковую длину по отношению к оси дифференциала и выбейте ось из картера. Проследите за тем, чтобы опилки не попали в подшипник дифференциала.
Удалите пружинное стопорные кольца с внутренней стороны дифференциала.
Снимите шестерни дифференциала и удалите пластмассовое водило.
С помощью двуплечего съемного приспособления можно снять подшипники дифференциала.
Разборка первичного вала
1 — компенсационная шайба
2 — пружинное стопорное кольцо
3 — шарикоподшипник
4 — упорная шайба
5 — шестерня четвертой передачи
6 — игольчатый роликоподшипник
7 — синхронизирующее кольцо четвертой передачи
8 — пружинное стопорное кольцо
9 — синхронизатор третьей-четвертой передачи
10 — синхронизирующее кольцо третьей передачи
11 — шестерня третьей передачи
12 — игольчатый роликоподшипник
13 — первичный вал
14 — втулка
Первичный вал коробки передач имеет утолщение в зонах мелкошлицевого профиля ведущего диска, маслоуплотнительного кольца и переднего игольчатого роликоподшипника.
Выпрессуйте шарикоподшипник 3 под прессом. Для этого вставьте осаживающие плиты пресса между подшипником и шестерней четвертой передачи.
С помощью пресса отожмите шестерню четвертой передачи 5, но на этот раз поместите осаживающие плиты под шестерней.
Снимите игольчатый роликоподшипник 6.
Удалите пружинное стопорное кольцо 8, используемое для крепления синхронизатора третьей-четвертой передач. Выпрессуйте синхронизатор 9. Осаживающие плиты вставляются под шестерню третьей передачи.
Снимите игольчатый роликоподшипник 12.