Система смазки двигателя ВАЗ-2101 Жигули

ВАЗ-2101 Жигули Система смазки двигателя

Открыть большую картинку в новой вкладке →


1. Масляный насос. 2. Маслозаборный патрубок. 3. Канал подачи масла от насоса к фильтру. 4. Горизонтальный канал в блоке цилиндров для подвода масла из фильтра в масляную магистраль. 5. Крышка коренного подшипника. 6. Вертикальный канал в блоке для подвода масла в главную масляную магистраль. 7. Канал подвода, масла к коренному подшипнику. 8. Канал подвода масла к валику привода масляного насоса. 9. Канал в валике привода масляного насоса. 10. Поршень. 11. Отверстие в звездочке для смазки цепи. 12. Канал в опорной шейке распределительного вала. 13. Канал распределительного вала. 14. Канал в кулачке распределительного вала. 15. Канал в корпусе подшипников распределительного вала. 16. Канал в головке цилиндров. 17. Канал подвода масла к механизму распределения. 18. Главная масляная магистраль в блоке цилиндров. 19. Датчик сигнальной лампы недостаточного давления масла. 20. Сигнальная лампа недостаточного давления масла. 21. Коленчатый вал. 22. Указатель давления масла. 23. Датчик указателя давления масла. 24. Канал подвода масла к шатунному подшипнику. 25. Канал подачи масла для фильтрации. 26. Корпус масляного фильтра. 27. Отверстие для выхода отфильтрованного масла. 28. Бумажный фильтрующий элемент. 29. Перфорированная центральная трубка фильтра. 30. Трубка приточной вентиляции картера. 31. Впускной трубопровод. 32. Золотник. 33. Дроссельная заслонка. 34. Карбюратор. 35. Патрубок забора свежего воздуха в картер. 36. Фильтрующий элемент системы вентиляции. 37. Фильтрующий элемент воздушного фильтра. 38. Вытяжной патрубок вентиляции картера. 39. Крышка воздушного фильтра. 40. Корпус воздушного фильтра. 41. Пламегаситель. 42. Шланг вытяжной системы вентиляции картера. 43. Трубка вентиляции картера. 44. Крышка маслоотделителя вытяжной системы вентиляции картера. 45. Маслоотделитель. 46. Корпус маслоотделителя в блоке цилиндров. 47. Отверстие для смазки зеркала цилиндров.

Система смазки двигателя обеспечивает:

  • уменьшение трения и повышение механического КПД двигателя;
  • уменьшение износа трущихся деталей;
  • охлаждение деталей двигателя и вынос продуктов износа из деталей двигателя.

Смазка трущихся деталей наряду с подбором материалов и вида обработки их поверхностей эффективно повышает долговечность двигателя. Система смазки обеспечивает также очистку циркулирующего масла от механических и других вредных примесей.

Необходимый для нормальной работы двигателя запас масла находится непосредственно в картере двигателя. Заправку масла в картер двигателя производят через маслоналивную горловину, герметически закрываемую крышкой. Уровень масла контролируется по меткам на указателе. Отработанное масло сливают из системы через отверстие, закрытое резьбовой пробкой. Емкость масляной системы 3,75 л. Давление масла на прогретом двигателе при средних оборотах 3,5—4,5 кгс/см2.

Система смазки двигателя комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.

Коренные и шатунные подшипники, опоры распределительного вала и вала привода масляного насоса, кулачки распределительного вала и втулка шестерни привода масляного насоса смазываются под давлением.

Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым движущимися деталями, смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода механизма газораспределения, опоры рычагов привода клапанов, а также стержни клапанов в их направляющих втулках.

В систему смазки входят: масляный насос, приемный патрубок с малой фильтрующей сеткой, прикрепленный к корпусу насоса, полнопоточный масляный фильтр, установленный на левой передней стороне двигателя, редукционный клапан давления масла, встроенный в приемный патрубок, электрический датчик недостаточного давления масла и у двигателя ВАЗ-2103 указатель давления масла.

Датчик давления масла 19 соединен с сигнальной лампой 20 на щитке приборов, которая загорается при падении давления масла до 0,4—0,8 кгс/см2. При работе двигателя с исправной системой смазки лампа должна гаснуть (если двигатель не перегрет). На автомобиле ВАЗ-2103 кроме контрольной лампы имеется указатель давления масла 22 с датчиком 23, установленным в задней части блока цилиндров, на переходнике, ввернутом в масляный канал 18.

Циркуляция масла при работе двигателя происходит следующим образом. Масляный насос 1, приводимый в движение парой шестерен со спиральными зубьями, засасывает масло из картера через фильтрующую сетку маслозаборного патрубка 2 и подает его по каналу 3 в полнопоточный фильтр. Отфильтрованное масло по каналу 4 и 6 попадает в продольный магистральный канал 18, проходящий вдоль блока, с левой стороны, а оттуда по каналам 7 и 8, просверленным в блоке цилиндров, проникает к коренным подшипникам коленчатого вала и переднему подшипнику валика привода масляного насоса. К центральной опоре распределительного вала масло подводится по каналам 17, просверленным в блоке цилиндров, 16 — в головке и 15 — в корпусе подшипников распределительного вала.

В прокладке головки блока имеется окантованное медью отверстие, по которому масло проходит из канала 17 блока в канал 16 головки.

Во вкладышах коренных подшипников имеются отверстия, через которые масло попадает в кольцевые канавки вкладышей. Из канавок часть масла идет на смазку коренных подшипников, а другая по каналам 24, просверленным в шейках и щеках коленчатого вала, к шатунным подшипникам, и от них через отверстия 47 в нижних головках шатунов струя масла попадает на зеркало цилиндра в момент совпадения отверстия подшипника с каналом в шатунной шейке.

Масло, подошедшее к центральной опоре распределительного вала через канавку в опорной шейке, попадает в центральный канал 13 распределительного вала, а из канала через отверстия в кулачках и в опорных шейках — к кулачкам, рычагам и опорам вала. Масло от первого подшипника валика привода масляного насоса поступает ко второму по каналам 9, просверленным в самом валике. К втулке шестерни привода масляного насоса масло подводится по отдельному каналу из полости блока перед масляным фильтром. Остальные детали смазываются разбрызгиванием и самотеком.

Цепь механизма газораспределения смазывается маслом, которое выходит из передней опоры распределительного вала и передней втулки вала привода масляного насоса, и затем разбрызгивается центробежной силой через радиальные отверстия 11 на звездочках указанных валов.

Для того чтобы при работе двигателя на любом режиме обеспечить необходимое давление масла в магистрали, а также чтобы компенсировать увеличивающийся при износе двигателя расход масла, масляный насос имеет избыточную производительность.

Для предотвращения повышения давления масла сверх допустимого в системе установлен редукционный клапан, перепускающий избыточное масло в маслоприемник.

Масляный насос 1 (см. поперечный разрез двигателя) — шестеренного типа, установлен внутри поддона картера и крепитгся к блоку цилиндров двумя болтами. Ведущая шестерня насоса неподвижно закреплена на валике, а ведомая шестерня свободно вращается на оси, запрессованной в корпусе. Масло поступает в насос по маслоприемному патрубку, пройдя через фильтрующую сетку.

Масляный фильтр навернут на штуцер и прижат к кольцевому буртику на блоке. Герметичность соединения обеспечивается резиновой прокладкой, установленной между крышкой фильтра и буртиком блока. Масло поступает в фильтр через отверстие 25 и, пройдя фильтрующий элемент, выходит в главную магистраль блока через центральное отверстие 27 и штуцер крепления.

Фильтр имеет противодренажный клапан, предотвращающий стекание масла из системы при остановке двигателя, и перепускной клапан, срабатывающий при засорении фильтрующего элемента.

Фильтрация масла производится бумажным элементом 28 и вкладышем из нетканого материала. Фильтрующий вкладыш осуществляет очистку масла более грубую, чем бумажный элемент, и очищает масло при пуске холодного двигателя, когда загустевшее масло не проходит через бумажный элемент.

Чтобы обеспечить эффективную фильтрацию масла, через каждые 10 000 км пробега, т. е. при смене масла в двигателе, фильтр необходимо заменять.

Во время работы двигателя в картер проникает некоторое количество отработавших газов. При пуске двигателя в цилиндрах также конденсируются пары бензина, которые, попадая в картер, разжижают масло и ухудшают его смазывающие свойства. Имеющиеся в составе отработавших газов пары воды, конденсируясь в картере, вспенивают масло и приводят к образованию густых и липких эмульсий, а в соединении с сернистым газом образуют кислоты, которые разъедают рабочие поверхности деталей двигателя и ускоряют их износ.

Для удаления из картера газов и паров бензина, что увеличивает срок службы масла и повышает долговечность двигателя, служит принудительная вентиляция картера. Она же обеспечивает приток свежего воздуха в картер двигателя. Свежий воздух, засасываемый через патрубок 35, проходит фильтрующий элемент 36 системы вентиляций картера и по трубке 30 поступает в картер двигателя. Отработавшие газы и пары бензина отсасываются из картера по шлангу 42.

Чтобы пламя не попадало в картер двигателя при «выстреле» в карбюратор, в штанге установлен пламегаситель 41. В вытяжной шланг картерные газы проходят через маслоотделитель 45; отделившееся от газов масло по трубке стекает в масляный картер.

Корпус маслоотделителя 46 в приливе блока цилиндров закрыт крышкой 44.

Чтобы защитить детали карбюратора от отложений смол, картерные газы по трубке 43 отводятся в задроссельное пространство карбюратора.

Уход за системой вентиляции заключается в периодической промывке ее устройств и смене фильтра 37.

Fuse2Relay.ru - предохранители и реле