Устройство автомобилей «Жигули» ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103 ВАЗ-2101 Жигули

ВАЗ-2101 Жигули Устройство автомобилей Жигули ВАЗ-2101 ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103

Открыть большую картинку в новой вкладке →


1. Бачок для жидкости гидропривода сцепления. 2. Передний тормоз. 3. Поворотная цапфа. 4. Ступица переднего колеса. 5. Пружина передней подвески. 6. Диск переднего тормоза. 7. Передний амортизатор. 8. Нижний рычаг передней подвески. 9. Верхний рычаг передней подвески. 10. Стабилизатор поперечной устойчивости. 11. Расширительный бачок системы охлаждения двигателя. 12. Поперечина передней подвески двигателя. 13. Боковой указатель поворота. 14. Подфарник. 15. Фара. 16. Бачок для омывающей жидкости ветрового стекла. 17. Масляный фильтр. 18. Топливный насос. 19. Бачок для жидкости гидроприводов тормозов. 20. Распределитель зажигания. 21. Провода высокого напряжения. 22. Аккумуляторная батарея. 23. Воздушный фильтр. 24. Двигатель. 25. Сцепление. 26. Рычаг переключения передач. 27. Рычаг ручного тормоза. 28. Рулевое колесо. 29. Дополнительный глушитель. 30. Пружина задней подвески. 31. Задний амортизатор. 32. Топливный бак. 33. Отражатель света (катафот). 34. Задний указатель поворота. 35. Стоп-сигнал и габаритный свет. 36. Основной глушитель. 37. Фонарь освещения номерного знака. 38. Задний тормоз. 39. Продольные штанги задней подвески. 40. Задний мост. 41. Тросовый привод ручного тормоза. 42. Задний вал карданной передачи. 43. Промежуточная опора карданной передачи. 44. Передний вал карданной передачи. 45. Выключатель зажигания. 46. Эластичная (упругая) муфта карданной передачи. 47. Коробка передач. 48. Педаль привода тормозов. 49. Педаль привода сцепления.

На автомобилях ВАЗ установлен четырехтактный карбюраторный двигатель с верхним расположением распределительного вала. Все узлы двигателя, требующие регулирования или ухода, установлены в легкодоступных местах.

Система смазки двигателя снабжена полнопоточным масляным фильтром 17 и рассчитана на применение специальных масел с комплексом присадок, обеспечивающих маслу высокие смазочные свойства, стойкость против окисления и позволяющих работать в широком диапазоне температур.

Система вентиляции картера двигателя — закрытого типа, обеспечивает отсос газов из картера во впускной трубопровод и приток свежего воздуха, отфильтрованного специальным фильтрующим элементом, повышает долговечность двигателя.

Охлаждение двигателя — жидкостное. Охлаждающая жидкость специальная с низкой температурой замерзания и высокой температурой кипения, не действует на металлы и резину. Жидкость заливается на заводе и не требует замены в течение двух лет.

Система охлаждения — закрытого типа с перепускным каналом и расширительным бачком 11, который компенсирует изменение объема и давления жидкости при нагреве двигателя.

Водяной насос приводится в действие клиновым резиновым ремнем. На валу насоса укреплен четырехлопастной пластмассовый вентилятор.

Термостат в системе охлаждения служит для ускорения прогрева двигателя, его впускной системы и для автоматического обеспечения теплового режима двигателя.

Трубчато-пластинчатый радиатор установлен на двух резиновых подушках и крепится к передку кузова двумя болтами через стальные распорки и резиновые втулки. В систему охлаждения двигателя включен отопитель кузова, в который жидкость поступает из головки цилиндров через кран и отводится к насосу.

Система выпуска отработавших газов снабжена двумя последовательно расположенными глушителями 29 и 36.

Система питания включает воздушный фильтр 23, топливный бак 32, топливный насос 18 и карбюратор. Карбюратор с падающим потоком имеет две последовательно включающиеся смесительные камеры. Карбюратор снабжен высокоэффективным воздушным фильтром сухого типа, который имеет бумажный фильтрующий элемент с дополнительным очистителем из нетканого синтетического волокна. Топливный бак 32 размещен в багажнике. Заливная горловина расположена на автомобилях ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103 с правой задней стороны кузова, а на ВАЗ-2102 — с левой.

Блок цилиндров двигателя, картер сцепления и картер коробки передач соединены между собой и образуют компактный силовой агрегат, который укреплен на автомобиле в трех точках на резиновых подушках.

Крутящий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим задним колесам автомобиля передается через механизмы и узлы, составляющие трансмиссию автомобиля. К трансмиссии относятся: сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и полуоси. На автомобилях установлено однодисковое сухое сцепление 25 с диафрагменной нажимной пружиной, с гасителем крутильных колебаний (демпфером) на ведомом диске.

Для управления сцеплением служит ножная педаль 49 с сервопружиной и гидравлический привод выключения с бачком для жидкости, установленным на щитке передка автомобиля.

Коробка передач 47 имеет четыре передачи для движения вперед. Все передачи переднего хода имеют синхронизаторы, которые до включения шестерен выравнивают скорости вращения соединяемых деталей. Подбор передаточных чисел обеспечивает автомобилю уверенное трогание с места, хороший разгон и высокую экономичность. Рычаг переключения передач 26 находится на полу кузова.

Карданная передача, состоящая из двух валов 42 и 44 с промежуточной опорой 43 и снабженная двумя карданными шарнирами на игольчатых подшипниках и резиновой муфтой 46, передает крутящий момент от коробки передач к главной передаче.

Главная передача, состоящая из пары конических шестерен со спиральными зубьями гипоидного зацепления, увеличивает подведенный крутящий момент и передает его под прямым углом на полуоси. Передача крутящего момента от ведомой шестерни на полуоси происходит через конический дифференциал с двумя сателлитами. Дифференциал обеспечивает ведущим колесам автомобиля (левому и правому) вращение с неодинаковой скоростью при движении на поворотах.

Ходовую часть автомобиля составляют узлы подвески передних и задних колес с амортизаторами и стабилизатором 10 поперечной устойчивости в передней подвеске, ступицы колес 4 и колеса с шинами.

Подвеска передних колес — независимая, рычажно-пружинная, с витыми цилиндрическими пружинами 5, с телескопическими гидравлическими амортизаторами 7 двустороннего действия для гашения колебаний кузова на упругих элементах подвески; снабжена стабилизатором 10 поперечной устойчивости для увеличения устойчивости автомобиля и двумя буферами сжатия, ограничивающими ход подвески.

Витые цилиндрические пружины 5 подвески помещены между нижними рычагами и опорами стоек брызговиков.

Торсионный стабилизатор 10 поперечной устойчивости, уменьшающий боковой наклон кузова на повороте и снижающий поперечные раскачивания кузова, соединен с кузовом и нижними рычагами с помощью кронштейнов, охватывающих резиновые подушки штанги стабилизатора.

Гидравлические амортизаторы 7, расположенные внутри пружины 5, в нижней части имеют проушину для крепления к нижнему рычагу, а в верхней — шток с резьбовым концом для крепления к кузову.

Ступица 4 переднего колеса вращается на двух роликовых конических подшипниках, установленных на цапфе 3.

Подвеска задних колес состоит из двух цилиндрических витых пружин 30 с телескопическими гидравлическими амортизаторами 31 двустороннего действия, четырех продольных 39 и одной поперечной штанг, двух буферов сжатия, расположенных по концам балки заднего моста ДО, и одного центрального, расположенного в середине. Витые пружины 30 с резиновыми изолирующими кольцами вверху и пластмассовыми внизу опираются верхним концом в кузов, а нижним — на чашки, приваренные к балке заднего моста.

Амортизаторы 31 задней подвески установлены вне пружин и крепятся сверху к кузову, снизу — к концам балки заднего моста через конические резиновые втулки. Прикрепленные к полу кузова над балкой моста 40 резиновые буфера предназначены для смягчения возможных ударов балки заднего моста, которые могут произойти при езде по неблагоустроенным дорогам. Буфер над передней горловиной картера главной передачи ограничивает ход картера вверх, предотвращая задевание карданного вала за пол кузова.

Колеса автомобиля — дисковые, штампованные, со съемными декоративными колпаками. На колеса монтируются шины диагонального или радиального типа с камерами. Передние колеса крепят пятью болтами к фланцам ступицы 4, задние — к фланцам полуосей Колеса с шинами в сборе балансируют статически и динамически при помощи грузиков, укрепляемых на ободе.

Механизмы управления, к которым относятся рулевое управление и тормоза, служат для изменения направления движения, торможения автомобиля и удержания его в неподвижном состоянии.

Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода, передающего усилие от водителя к управляемым колесам.

Рулевое колесо 28 через рулевой механизм и привод поворачивает передние колеса, изменяя тем самым направление движения автомобиля.

Картер червячного редуктора рулевого механизма прикреплен с внутренней стороны отсека двигателя к левому лонжерону кузова. С противоположной стороны к правому лонжерону прикреплен кронштейн маятникового рычага.

Рулевой привод состоит из двух рычагов рулевой трапеции, сошки, маятникового рычага и трех тяг: одной средней и двух крайних. Средняя тяга цельная, имеет на концах шаровые шарниры для соединения с маятниковым рычагом и рулевой сошкой. Каждая крайняя тяга состоит из двух наконечников с резьбой, соединенных между собой разрезными регулировочными муфтами. Вращая их, изменяют длину боковых тяг и регулируют схождение колес. Регулировочные муфты фиксируются на тягах стяжными хомутами. Каждая из крайних тяг имеет на концах шаровые шарниры для соединения с рычагами поворотных цапф, маятниковым рычагом или рулевой сошкой.

Тормозная система автомобиля служит для уменьшения скорости движения, остановки и удержания автомобиля в неподвижном состоянии и имеет два независимо действующих привода.

Рабочая тормозная система имеет гидравлический привод к колесным тормозным механизмам, управляется педалью 48 подвесного типа и действует на все колеса.

Система стояночного и запасного (аварийного) торможения — ручной тормоз управляется рычагом 27, установленным на полу между передними сиденьями; тормоз действует только на задние колеса.

Ручной тормоз имеет механический тросовый привод 41.

Передние тормоза — дисковые, состоят из диска 6 и суппорта. Диск 6 прикреплен к ступице 4 колеса, а суппорт, охватывающий диск тормоза, прикреплен к кронштейну, установленному на поворотной цапфе. Внутри суппорта находятся колесные гидравлические цилиндры с поршнями, передающими усилие на колодки с фрикционными накладками.

Задние тормоза 38 — барабанные, с самоустанавливающимися колодками, с приводом от одного цилиндра с двумя поршнями или от рычага механического привода. Алюминиевый барабан заднего тормоза имеет чугунное рабочее кольцо.

Гидравлический привод тормозов состоит из двух независимых контуров (систем) торможения передних и задних колес, поэтому имеются два бачка 19 для тормозной жидкости или бачок с двумя емкостями для тормозной жидкости, а в главном цилиндре — две независимые полости с двумя поршнями. Две независимые системы введены для безопасности: в случае повреждения одной.

из них (утечка жидкости и повреждение трубопровода) вторая остается в действии.

В гидроприводе к тормозным механизмам задних колес установлен регулятор давления, корректирующий давление торможения задних колес в зависимости от нагрузки на них. Регулятор управляется торсионным рычагом, который одним концом прикреплен через серьгу к заднему мосту, а другим — связан с поршнем регулятора.

Электрооборудование автомобилей выполнено по однопроводной схеме, в которой отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с массой, выполняющей функцию второго провода.

Источниками тока в системе являются генератор переменного тока с встроенным полупроводниковым выпрямителем и свинцовая аккумуляторная батарея типа 6СТ-55.

Система зажигания включает в себя катушку зажигания, распределитель зажигания с прерывателем, провода высокого и низкого напряжения, свечи зажигания и выключатель зажигания.

Система освещения и световой сигнализации автомобилей обеспечивает ближнее и дальнее освещение дороги, обозначение габарита автомобиля сигнальными огнями на стоянке, освещение контрольно-измерительных приборов и внутреннее освещение кузова, а также световую сигнализацию о повороте автомобиля и о работе отдельных систем двигателя и автомобиля.

Основными приборами наружного освещения являются фары, подфарники, боковые указатели поворотов, задние фонари, катафоты и фонарь освещения номерного знака.

Салон освещают два плафона и, кроме того, имеются лампы для освещения приборов, вещевого ящика и прикуривателя.

Для освещения отсека двигателя имеется подкапотная лампа с кнопочным выключателем, встроенным в патрон. Подкапотная лампа включается при открывании капота. Багажник освещается лампой, соединенной проводом с габаритными фонарями.

Автомобили ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 оборудованы комбинацией приборов, состоящей из объединенных в одном корпусе спидометра со счетчиком пройденного пути, указателя уровня топлива в баке с лампой резерва топлива и указателя температуры жидкости в системе охлаждения двигателя. Кроме того, комбинация приборов имеет еще шесть контрольных ламп.

На автомобили ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 могут быть установлены радиоприемники мод. А-370 или RA-3602 с антенной АР-108 для обоих радиоприемников.

Кузов автомобиля ВАЗ-2101 несущей конструкции — четырехдверный, цельнометаллический.

Передние двери с передней навеской имеют два безопасных стекла: переднее — поворотное с рукояткой и фиксатором, заднее — опускное с приводом от ручки стеклоподъемника. Передние двери запираются ключом снаружи и кнопкой изнутри; запертая дверь может быть открыта внутренней ручкой.

Задние двери с передней навеской имеют два безопасных стекла: переднее — опускное с приводом от ручки, заднее—неподвижное. Замок задней двери имеет блокировку: дверь запирается изнутри кнопкой; запертая дверь не может быть открыта внутренней ручкой. Запирание дверей осуществляется замками роторного типа.

Капот, открывающийся в сторону движения автомобиля, навешен на кузов по переднему краю и закреплен сзади в одной точке замком; рукоятка замка капота расположена внутри кузова под панелью приборов с левой стороны.

Багажник размещен в задней части кузова. Замок крышки багажника запирается и отпирается ключом. В багажнике размещены запасное колесо, домкрат, сумка и коробка с набором шоферского инструмента и принадлежностей.

Ветровое и заднее окна имеют безопасные панорамные стекла. Ветровое — полированное, трехслойное, заднее — закаленное. Стекла уплотнены резиновыми уплотнителями с декоративной металлизированной пластмассовой окантовкой.

Передние и задние бамперы цельноштампованные, стальные, хромированные, оснащены двумя металлическими клыками, на которых укреплены пластмассовые накладки.

Панель приборов имеет мягкое энергопоглощающее покрытие и декоративные накладки.

Передние сиденья с откидными спинками для получения наиболее удобной посадки передвигаются на салазках вдоль пола кузова и имеют регулируемый наклон спинки. Продольное перемещение сиденья фиксируется защелкой, которая выводится из зацепления при нажатии на рукоятку, расположенную у переднего внутреннего края сидений.

Механизм, установленный с наружной стороны сиденья, обеспечивает грубую и тонкую регулировку наклона спинки сиденья. Для возврата спинки сиденья в первоначальное положение достаточно оттянуть вверх рукоятку.

Заднее сиденье — неподвижное.

Подлокотники на всех дверях — пластмассовые; в подлокотники задних сидений встроены пепельницы.

Передняя и задняя части пола покрыты резиновыми ковриками, а пол багажного отделения — пластмассовым ковриком. Внутренняя обивка кузова, включая обивку сидений, выполнена из полихлорвинилового кожзаменителя на трикотажной и тканевой основе и поливинилхлоридной пленки различного цвета и рисунка Обивка потолка — с мягкой подкладкой из стекловаты по всей поверхности, а обивка средних стоек боковины и стоек ветрового окна выполнена из полужесткой пластмассы.

Для тепло- и шумоизоляции кузова, устранения вибрации его металлических панелей, а также для защиты от коррозии применены различные мастики, текстильно-битумные и войлочные материалы и резиновые коврики.

Пыле- и водонепроницаемость кузова обеспечиеаются применением герметизирующих мастик в местах соединения деталей и резиновых уплотнителей в проемах дверей, багажника и окон.

Стандартное оборудование автомобиля составляют:

  • система отопления и вентиляции кузова, которая включает в себя отопитель с вентилятором и кожухи, направляющие поток воздуха на обдув ветрового стекла и отопление кузова;
  • двухскоростной стеклоочиститель;
  • омыватель ветрового стекла с насосом диафрагменного типа и ручным приводом;
  • внутреннее зеркало заднего вида с рукояткой для переключения зеркала в положение, при котором свет фар идущего сзади транспорта не ослепляет водителя;
  • наружное зеркало, расположенное на переднем крыле со стороны водителя;
  • противосолнечные козырьки с мягкой обивкой, которые установлены на шарнирных кронштейнах, позволяющих размещать козырьки впереди у верхней части ветрового окна или сбоку у окна двери;
  • прикуриватель — электрический, с автоматическим выключением;
  • пепельницы в подлокотниках задних сидений и на панели приборов;
  • поручни, установленные над проемами дверей;
  • крючки для одежды на задних поручнях.

Каждый выпускаемый с завода автомобиль укомплектован домкратом, ручным насосом для накачивания шин и манометром, переносной лампой, заводной рукояткой и комплектом инструмента. Инструмент и принадлежности размещаются в сумке и пластмассовой коробке.

Особенности устройства автомобиля ВАЗ-2102

ВАЗ-2101 Жигули Устройство автомобилей Жигули ВАЗ-2101 ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103

Открыть большую картинку в новой вкладке →


1. Задний фонарь. 2. Ручка двери задка с замком. 3. Фонарь освещения номерного знака. 4. Дверь задка. 5. Подлокотник заднего сиденья. 6. Плафон освещения салона. 7. Панель приборов. 8. Комбинация приборов. 9. Дефлекторы, направляющие воздушный поток на ветровое стекло. 10. Решетка воздухозаборника системы вентиляции и отопления кузова. 11. Опускное стекло передней двери. 12. Переднее сиденье. 13. Наружная ручка передней двери. 14. Опускное стекло задней двери. 15. Подушка заднего сиденья. 16. Упор спинки. 17. Спинка заднего сиденья. 18. Наружная ручка задней двери. 19. Фиксатор спинки заднею сиденья. 20. Окно боковины. 21. Боковой указатель поворота. 22. Подфарник. 23. Фара дальнего и ближнего света. 24. Шара дальнего света. 25. Рычаги стеклоочистителя со щетками. 26. Решетка вытяжной вентиляции. 27. Средний подлокотник заднего сиденья. 28. Наружное зеркало заднего вида.

В отличие от описанного выше устройства автомобиля ВАЗ-2101 автомобиль ВАЗ-2102 имеет кузов типа «универсал» с четырьмя боковыми дверьми и одной задней.

Дверь задка 4 одностворчатого типа с верхним расположением петель и с неподвижным стеклом служит для доступа в багажное помещение. В открытом поднятом положении дверь удерживается специальным торсионом. Наружная ручка 2 двери задка имеет замок с ключом для запирания двери снаружи. Задние боковые двери имеют рамку и стекла измененной формы, а в боковине за задней дверью расположено дополнительное неподвижное стекло 20.

Объем багажного отделения может быть дополнительно увеличен откидыванием подушки 15 и спинки 17 заднего сиденья. Подушка 15 в откинутом состоянии защищает передние сиденья и ограничивает багажное отделение, а спинка 17, установленная в горизонтальное положение, увеличивает площадь пола.

Для освещения багажного отделения установлен плафон со встроенным выключателем.

Запасное колесо и инструмент водителя размещены в специальном отсеке под грузовой площадкой багажного отделения.

Топливный бак расположен под задним полом кузова, а крышка люка заливной горловины — с левой стороны автомобиля.

В автомобиле ВАЗ-2102 в отличие от автомобиля ВАЗ-2101 изменены форма и расположение фонаря 3 освещения номерного знака, задних фонарей 1, стоп-сигнала и указателя поворота.

Пружины задней подвески автомобиля устанавливаются иные, выдерживающие большие нагрузки. Колеса имеют уширенный обод, шины большего размера.

Особенности устройства автомобиля ВАЗ-2103

Ходовая часть. Установлены колеса с более широким ободом и применены радиальные шины размером 165—13Р.

Рулевое управление. Установлено рулевое колесо нового оформления.

Тормоза. В систему привода тормозов введен вакуумный усилитель, в задних тормозах добавлено устройство для автоматической установки зазора между колодками и барабаном, а в бачках имеется устройство для сигнализации о низком уровне тормозной жидкости. Вакуумный усилитель установлен на измененном кронштейне педалей сцепления и тормоза.

У ручного тормоза изменено оформление рычага привода.

Электрооборудование. Изменено размещение аккумуляторной батареи в переднем отсеке и добавлен чехол для защиты пробок батареи. Введена четырехфарная система наружного освещения с реле включения фар. Подфарник 22 с двумя лампами в корпусе, разделенном перегородкой, имеет двухцветный рассеиватель; белый— в зоне лампы габаритных огней и оранжевый — в зоне лампы указателя поворота. Изменено оформление боковых указателей поворота 21. Задние фонари нового оформления совмещены с катафотами, которые приклеены на красной части рассеивателя.

В систему наружного освещения добавлен фонарь заднего хода, установленный под задним бампером; имеет пластмассовый рассеиватель белого цвета и загорается при включении заднего хода (если включено наружное освещение).

В нижней части передних дверей на торце установлены фонари сигнализации открытой двери с красным рассеивателем, которые загораются при открытии дверей, указывая габарит стоящего автомобиля с открытой дверью.

На автомобиле установлены два звуковых сигнала измененного тона, рожкового типа с реле включения звуковых сигналов.

По-новому оформлена панель приборов, добавлены манометр масла, тахометр двигателя, электрические часы, сигнализация закрытия воздушной заслонки карбюратора и недостаточного уровня тормозной жидкости в бачках. В спидометре добавлен суточный счетчик пути.

Кузов. В автомобиле передок кузова, наружная облицовка, внутренняя обивка и сиденья оформлены по-новому, передние и задние крылья, капот, крышка багажника, бамперы, наружное и внутреннее зеркала заднего вида изменены конструктивно. На заднем сиденье установлен откидной средний подлокотник 27, а на дверях полужесткие подлокотники с энергопоглощающим слоем пластмассы на металлическом каркасе.

Капот имеет тепло- и шумоизоляциомную прокладку, прикрепленную специальными кнопками. Решетки для забора воздуха выполнены из металлизированной пластмассы.

Багажник облицован изнутри формованным пластмассовым листом. Запасное колесо закрыто специальным чехлом.

Панель приборов имеет измененную пепельницу и облицовку с пластиковым покрытием. Внизу панели приборов размещена панель радиоприемника, в которой могут быть установлены радиоприемник и громкоговоритель.

Центральная часть подушки и спинок сидений обтянута сукном.

Переднюю и заднюю части пола покрывают формованные синтетические ковры, пол багажного отделения покрыт пластмассовым ковриком.

Отличия оборудования кузова следующие:

  • система вентиляции кузова имеет отсос через задние стойки крыши;
  • снаружи отверстия вытяжной вентиляции закрыты специальными решетками 26;
  • стеклоочиститель имеет измененные рычаги 25 и щетки, удлиненные на 30 мм по сравнению с ВАЗ-2101;
  • омыватель ветрового окна имеет насос с ножным приводом и бачок увеличенной емкости;
  • внутреннее зеркало, увеличенное в размерах, закреплено на шаровом шарнире и в целях безопасности от удара срывается с кронштейна при ударе о зеркало;
  • наружное зеркало 28, расположенное на левой передней двери, имеет шарнирный кронштейн крепления;
  • боковые пепельницы установлены в панелях задних дверей.
Fuse2Relay.ru - предохранители и реле