Основная тормозная система включает в себя тормозные механизмы передних и задних колес и приводы к ним, работающие от одной ножной педали независимо друг от друга. Независимый раздельный привод максимально повышает безопасность движения. При отказе одного из приводов другой обеспечивает достаточное замедление и остановку автомобиля в нужный момент.
Привод тормозов
Привод рабочих тормозов гидравлический, ножной. Главный тормозной цилиндр двухполостной, имеет два соосных поршня.
В гидропривод задних колес включен последовательно регулятор давления, снижающий давление в гидроприводе при уменьшении нагрузки на задний мост, что предотвращает «юз» задних колес и тем самым повышает устойчивость движения автомобиля. Привод тормозов автомобиля ВАЗ-2103 дополнительно снабжен вакуумным усилителем и сигнализацией о недостаточном уровне тормозной жидкости в бачке главного цилиндра.
Открыть большую картинку в новой вкладке →
1. Тормоз переднего колеса. 2. Трубопровод переднего контура. 3. Главный тормозной цилиндр. 4. Бачок для тормозной жидкости 5. Вакуумный усилитель (2103). 6. Трубопровод заднего контура. 7. Рычаг привода регулятора. 8. Тормоз заднего колеса. 9. Регулятор давления. 10. Штуцер контура задних тормозов. 11. Штуцер (два) контура передних тормозов. 12. Штуцер вакуумного шланга. 13. Наконечник. 14. Клапан наконечника. 15. Пружина клапана. 16. Упорная чашка пружины. 17. Питательный бачок. 18. Отражатель пробки. 19. Подвижный контакт. 20. Шланг. 21. Толкатель. 22. Клеммная крышка. 23. Неподвижные контакты (два). 24. Пробка питательного бачка. 25. Поплавок. 26. Диафрагма. 27. Корпус клапана 28. Крышка корпуса усилителя. 29. Поршень. 30. Опорная втулка клапана. 31. Передняя опорная чашка. 32. Задняя опорная чашка. 33. Воздушный фильтр. 34. Толкатель клапана. 35. Оттяжная пружина. 36. Выключатель стоп-сигнала. 37. Педаль тормоза. 38. Возвратная пружина. 39. Защитный колпак. 40. Пружина клапана. 41. Клапан. 47. Самоподжимной сальник. 43. Нажимное и стопорное кольца. 44. Упорная пластина. 45. Буфер основания штока 46. Втулка оси. 47. Кронштейн педалей. 48. Ось педалей. 49. Втулка педали. 50. Возвратная пружина. 51. Корпус усилителя. 52. Шток привода поршня. 53. Самоподжимной сальник. 54. Обойма. 55. Дистанционная чашка. 56. Уплотнительное кольцо. 57. Поршень передних тормозов. 58. Стопорный винт. 59. Упорная шайба. 60. Уплотнитель. 61. Поршень задних тормозов. 62. Распорное кольцо. 63. Поджимная пружина. 64. Корпус главного цилиндра. 65. Возвратная пружина. 66. Пробка. а — сообщающий канал; б — кольцевая щель; в — впускное воздушное окно; г — кольцевая щель; д — канал; е — отверстие; А — вакуумная полость; В — атмосферная полость.
Основными узлами гидравлического привода тормозов являются: педаль тормоза, вакуумный усилитель 5 (только для ВАЗ-2103), главный тормозной цилиндр 3, питательный бачок 4 для тормозной жидкости, трубопроводы, регулятор 9 давления и колесные цилиндры передних и задних тормозов.
Педаль тормоза устанавливается на одной оси 48 с педалью привода сцепления. Ось 48 закреплена в отверстиях щек кронштейна 47 и вращается в двух полиамидных втулках 49. Педаль тормоза постоянно оттягивается в исходное положение пружиной 35 и в свободном состоянии упирается в наконечник выключателя 36 стоп-сигнала.
Свободный ход педали тормоза регулируется только на ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 изменением положения выключателя стоп-сигнала.
Свободный ход педали тормоза на ВАЗ-2103 в процессе эксплуатации не регулируется, а обеспечивается при сборке.
К педали тормоза подсоединен толкатель поршня главного тормозного цилиндра (для ВАЗ-2101 и 2102) или толкатель 34 клапана вакуумного усилителя тормозов (для ВАЗ-2103).
К вертикальной полке кронштейна 47 крепится главный тормозной цилиндр (ВАЗ-2101 и 2102) или вакуумный усилитель тормозов вместе с главным тормозным цилиндром (ВАЗ-2103). При креплении между крышкой корпуса и привалочной плоскостью щитка передка устанавливается резиновая прокладка.
Вакуумный усилитель тормозов состоит из трех основных узлов: корпуса 51 усилителя, крышки 28 и корпуса 27 клапана с диафрагмой 26, разделяющей усилитель на две полости — вакуумную А и атмосферную В. Корпус 27 клапана выполняет роль поршня, передвигающегося в корпусе 51 усилителя. Уплотнителем между корпусом клапана и корпусом усилителя служит диафрагма 26.
В отверстии ступицы корпуса клапана размещены: основание штока, резиновый буфер 45, клапан 41 и поролоновый воздушный фильтр 33. Резиновый клапан 41 собран на толкателе 34. Неподвижный бурт клапана, постоянно поджимаемый возвратной пружиной 38 через опорную чашку 31, создает надежное уплотнение со стенкой корпуса. Подвижный бурт клапана 41, усиленный стальной шайбой, надет на втулку 30 с опорным венчиком и постоянно отжимается внутренней конической пружиной 40.
Шаровидная головка толкателя 34 входит в гнездо поршня 29 и фиксируется там приштамповкой шейки поршня в трех точках.
Собранный клапан вставляется в корпус 27 и фиксируется в нем упорной пластиной 44. От выпадания пластина 44 удерживается во время работы усилителя диафрагмой 26.
Корпус клапана вместе с возвратной пружиной 50 вставлен в корпус 51 усилителя и закрыт крышкой 28, которая стопорится поворотом крышки до завода ее краев под стопорные выступы корпуса усилителя. Разъем корпуса и крышки уплотняет зажатый между ними бурт диафрагмы.
Выход ступицы корпуса клапана из отверстия крышки 28 уплотнен самоподжимным сальником 42. Выдвигающаяся во время работы часть ступицы корпуса клапана защищена резиновым гофрированным колпаком 39.
Выход штока 52 из корпуса усилителя уплотнен самоподжимным сальником 53, усиленным стальной обоймой 54. Сальник равномерно поджимается к стенке гнезда дистанционной чашкой 55, создавая необходимую герметичность корпуса усилителя.
До присоединения главного тормозного цилиндра к усилителю головка штока 52 регулируется на величину выступания за плоскость корпуса 51, равную 1,05—1,25 мм. Величина выступания определяет свободный ход педали тормоза
В переднюю стенку корпуса усилителя вварена втулка для крепления вакуумного шланга. В наконечник 13 вмонтирован резиновый клапан 14 с поджимной пружиной 15, который предотвращает попадание горючей смеси в вакуумную полость усилителя. Гибкий шланг соединяет вакуумный усилитель с впускной трубой двигателя.
Главный тормозной цилиндр имеет сквозное цилиндрическое отверстие, обработанное с большой точностью и высокой чистотой поверхности зеркала. Сверху в цилиндре выполнены пять отверстий для сообщения полости гидропривода передних тормозов с питательным бачком 17, колесными цилиндрами передних тормозов и регулятором давления задних тормозов.
Снизу в резьбовые отверстия корпуса ввернуты стопорные винты 58, ограничивающие перемещение поршней 57 и 61. Под головки стопорных винтов установлены медные уплотнительные прокладки.
В главном тормозном цилиндре размещены: поршень 57 гидропривода передних тормозов с уплотнительным кольцом 56, уплотнителем 60 головки поршня и распорным кольцом 62, поршень 61 гидропривода задних тормозов с уплотнителями 60, упорной шайбой 59 и распорным кольцом 62. Уплотнитель 60 головки поршня постоянно поджимается пружиной 63, передний конец которой упирается через чашку в возвратную пружину 65. В нижней части поршня 57 выполнен продольный паз для стопорного винта. Длина паза обусловливает максимальный ход поршня. В головке поршня имеется сквозное радиальное отверстие для прохода тормозной жидкости.
Центральное сверление хвостовика поршня, два противолежащих отверстия в шейке кольцевой канавки и лабиринт, образуемый поверхностями уплотнителя, распорного кольца 62 и поршня, предназначены для прохода тормозной жидкости при различных режимах торможения.
Уплотнитель 60 головки поршня 61 поджимается пружиной 63. Сам поршень постоянно отжимается в свободном состоянии в крайнее заднее положение возвратной пружиной 65.
Конструкция поршня 61 аналогична конструкции поршня 57 за исключением задней части, в которой вместо уплотнительного кольца 56 установлен уплотнитель 60 с поверхностью уплотнения тороидальной формы, благодаря чему уплотнитель выдерживает большие удельные давления тормозной жидкости.
Нижний паз поршня 61 короче аналогичного паза поршня 57, так как для приведения в действие задних тормозов требуется меньший объем тормозной жидкости.
Обе полости главного тормозного цилиндра соединены шлангами с полостями питательного бачка 17 (ВАЗ-2103) или двумя раздельными бачками (ВАЗ-2101 и 2102).
Питательный бачок автомобиля ВАЗ-2103 (и других моделей автомобилей) изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что облегчает визуальный контроль за уровнем тормозной жидкости. Объем бачка разделен перегородкой на две полости: правая полость (по ходу автомобиля) — для резервного питания гидропривода передних тормозов, левая полость — для резервного питания гидропривода задних тормозов.
Заливная горловина бачка закрывается пробкой 24, имеющей устройство для контроля уровня тормозной жидкости в бачке, которое включает в себя поплавок 25 и подвижный контакт 19, установленный на его штоке. Пенопропиленовый поплавок, плавая в тормозной жидкости, опускается при понижении ее уровня и в определенный момент замыкает подвижным контактом цепь контрольной лампы, которая загорается постоянным светом. Неподвижные контакты 23 приклепаны к донцу пластмассового корпуса. Электропитание к ним подводится через клеммы пластмассовой крышки 22.
В центральное отверстие клеммной крышки вставлен толкатель 21, который используется для проверки работы цепи контрольной лампы (при полном бачке, нажимая на толкатель, утопить шток с поплавком до замыкания цепи контрольной лампы подвижным контактом — лампа должна загореться). В собранном виде корпус двумя защелками удерживается в пробке 24.
У моделей ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 устройства для контроля уровня тормозной жидкости отсутствуют.