Устройство коробки передач ВАЗ-2101 Жигули

ВАЗ-2101 Жигули Устройство коробки передач

Открыть большую картинку в новой вкладке →


1. Нижняя крышка коробки передач. 2. Пробка маслозаливного отверстия. 3. Шестерня второй передачи промежуточного вала. 4. Шестерня третьей передачи промежуточного вала. 5. Промежуточный вал. 6. Подшипник промежуточного вала. 7. Болт. 8. Зажимная шайба переднего подшипника промежуточного вала. 9. Ведомая шестерня промежуточного вала. 10. Упорная шайба пружины синхронизатора четвертой передачи. 11. Ведущий вал. 12. Передняя крышка коробки передач с направляющей втулкой муфты подшипника выключения сцепления. 13. Сальник. 14. Стопорное кольцо. 15. Пружинная шайба. 16. Уплотнительное кольцо. 17. Пружинная шайба. 18. Задний подшипник ведущего вала. 19. Картер сцепления. 20. Картер коробки передач. 21. Сапун коробки передач. 22. Ведущий вал-шестерня. 23. Подшипник переднего конца ведомого вала. 24. Зубчатый венец синхронизатора четвертой передачи. 25. Стопорное кольцо ступицы синхронизатора третьей и четвертой передач. 26. Пружинная шайба ступицы синхронизатора. 27. Ступица скользящей муфты синхронизатора. 28. Скользящая муфта синхронизатора. 29. Стопорное кольцо блокирующего кольца синхронизатора. 30. Блокирующее кольцо синхронизатора. 31. Пружина синхронизатора. 32. Шайба упорная. 33. Ведомая шестерня третьей передачи. 34. Ведомая шестерня второй передачи. 35. Ведомый вал. 36. Ведомая шестерня первой передачи. 37. Втулка. 38. Промежуточный подшипник ведомого вала. 39. Стопорная пластина. 40. Ведомая шестерня заднего хода. 41. Пружинная шайба. 42. Фиксирующий шарик. 43. Ведущая шестерня привода спидометра. 44. Задний подшипник ведомого вала. 45. Сальник ведомого вала. 46. Грязеотражетель. 47. Фланец эластичной муфты. 48. Гайка заднего конца ведомого вала. 49. Уплотнительное кольцо. 50. Центрирующее кольцо карданной передачи. 51. Стопорное кольцо. 52. Стопорная шайба. 53. Привод спидометра. 54. Задняя крышка коробки передач 55. Вилка включения заднего хода. 56. Промежуточная шестерня заднего хода. 57. Ведущая шестерня заднего хода. 58. Задний подшипник промежуточного вала. 59. Ось промежуточной шестерни заднего хода. 60. Шестерня первой передачи промежуточного вала. 61. Магнит пробки. 62. Маслосливная пробка.

Коробка передач позволяет изменять величину крутящего момента, передаваемого к ведущим колесам автомобиля, двигаться автомобилю задним ходом, разобщать работающий двигатель от трансмиссии во время стоянки автомобиля и создавать возможность двигаться автомобилю по инерции (накатом) без работающего двигателя.

Четырехступенчатая коробка передач обеспечивает автомобилю интенсивный разгон с хорошим использованием мощности двигателя и высокую среднюю скорость движения автомобиля. Применяемые в коробке передач косозубые шестерни постоянного зацепления всех передач имеют повышенную бесшумность и долговечность. Безударное, а следовательно, и бесшумное включение всех передач переднего хода обеспечивается синхронизаторами, которые уравнивают скорости вращения включаемых в зацепление шестерен.

Коробка передач состоит из картера, ведущего вала с шестерней, промежуточного вала, выполненного в виде блока шестерен, ведомого вала с шестернями и синхронизаторами, оси с промежуточной шестерней заднего хода и механизма переключения передач.

Литой алюминиевый картер 20 коробки передач передним торцом прикреплен к картеру сцепления 19. Спереди картер закрыт штампованной крышкой 12, в которой установлен самоподжимной резиновый сальник 13 ведущего вала. Снизу картер закрыт штампованной крышкой 1 с маслосливной пробкой 62. К задней стенке картера коробки передач крепится литая алюминиевая крышка 54, в которой размещается механизм управления переключением передач, привод спидометра, шестерни ‘ заднего хода и задний подшипник ведомого вала. Выход ведомого вала из коробки уплотнен самоподжимным резиновым сальником 45.

Точность расположения коробки передач относительно картера сцепления и коленчатого вала двигателя обеспечивается заходом наружного кольца заднего подшипника 18 ведущего вала в отверстие картера сцепления, центрированием картера сцепления относительно блока цилиндров двигателя на штифтах и установкой переднего подшипника ведущего вала коробки передач в гнезде коленчатого вала двигателя. Задний конец ведущего вала 11 вращается в шарикоподшипнике 18, запрессованном в переднюю стенку картера коробки передач. Установочное кольцо подшипника удерживает его в картере вместе с валом от осевого перемещения. Подшипник 18 на валу стопорится кольцом 14. Для предотвращения осевого перемещения ведущего вала в подшипнике 18 между внутренним кольцом подшипника и стопорным кольцом 14 размещена тарельчатая пружинная шайба 15, дающая осевое усилие 120—280 кгс в зависимости от сочетания размеров деталей.

Фланец передней крышки 12 зажат между наружным кольцом подшипника 18 и картером сцепления тарельчатой пружинной шайбой 17 с осевым усилием 235—475 кгс в зависимости от упругости шайбы и сочетания размеров деталей.

На переднем конце ведущего вала имеются шлицы для соединения его с ведомым диском сцепления. На задней части ведущего вала имеется два зубчатых венца: один с косыми зубьями нарезан на валу и находится в постоянном зацеплении с зубьями шестерни 9 промежуточного вала 5, второй с прямыми зубьями является венцом синхронизатора и входит в зацепление с муфтой при включении четвертой (прямой) передачи.

Зубчатый венец 24 синхронизатора четвертой передачи медью припаян к ведущему валу. Между шестерней ведущего вала и венцом 24 размещена упорная шайба 10 пружины синхронизатора четвертой передачи, выполненная из жаропрочной хромоникелевой стали.

Промежуточный вал 5, выполненный в виде блока четырех косозубых шестерен, вращается в двухрядном шариковом 6 и роликовом 58 подшипниках. Первая шестерня 9 находится в постоянном зацеплении с шестерней ведущего вала. Остальные три шестерни 4, 3 и 60 являются ведущими шестернями третьей, второй и первой передач.

На заднем конце промежуточного вала на шлицы установлена и зафиксирована стопорным кольцом ведущая шестерня 57 заднего хода. Между торцом шестерни и внутренним кольцом роликового подшипника промежуточного вала установлена пружинная шайба тарельчатого типа с осевым усилием 29,5—48,5 кгс.

Направление и углы наклона зубьев косозубых шестерен в коробке передач подобраны так, чтобы при включении любой передачи возникающие осевые усилия были направлены в противоположные стороны и частично уравновешивали друг друга.

Ведомый вал 35 установлен на трех подшипниках. Роликоподшипник 23 переднего конца расположен в гнезде ведущего вала. Для смазки подшипника 23 в шестерне первичного вала в двух противоположных впадинах между зубьями просверлены отверстия, через которые масло из картера попадает в подшипник.

Промежуточный шарикоподшипник 38 ведомого вала расположен в задней стенке картера коробки передач и от осевого перемещения стопорится установочным кольцом, размещенным в канавке наружного кольца подшипника, и пластиной 39, закрепленной тремя винтами. Внутреннее кольцо подшипника 38 закреплено на ведомом валу вместе с ведомой шестерней 40 заднего хода, втулкой 37 ведомой шестерни первой передачи и ступицей скользящей муфты синхронизатора первой и второй передач с помощью стопорного кольца и тарельчатой пружинной шайбы 41. Осевое усилие пружинной шайбы 41 равно 250—550 кгс.

Задний подшипник 44 ведомого в.ала расположен в задней крышке коробки передач, а на валу закреплен между Еедущей шестерней 43 привода спидометра и фланцем 47 эластичной муфты и затянут гайкой 48, которая законтривается стопорной шайбой 52.

В передней части ведомого вала по обе стороны от кольцевого буртика нарезаны мелкие продольные канавки для подачи смазки к трущимся поверхностям ведомых шестерен второй и третьей передач и по три равнорасположенных глубоких паза, в которые входят своими выступами ступицы скользящих муфт синхронизаторов.

Ступицы синхронизатора третьей и четвертой передач запираются на валу стопорным кольцом 25 с пружинной шайбой 26. Осевое усилие пружинной шайбы 260—470 кгс.

За ступицей на валу установлена ведомая шестерня 33 третьей передачи. На шестерне выполнен также прямозубый венец, на котором стопорным кольцом зафиксированы блокирующее кольцо синхронизатора, его пружина и упорная шайба пружины.

Шестерня 33 свободно вращается на термообработанной шейке вала и находится в постоянном зацеплении с ведущей шестерней третьей передачи промежуточного вала. Для подачи смазки к трущимся поверхностям в шестерне 33 имеются радиальное сверление в проточке между двумя венцами, прорезь на одном торце и две канавки на другом торце.

Ведомая шестерня 34 второй передачи установлена за кольцевым буртиком вала и свободно вращается на термообработанной шейке вала. Она находится в постоянном зацеплении с ведущей шестерней второй передачи промежуточного вала.

Ведомая шестерня 36 первой передачи также свободно вращается на термообработанной стальной втулке 37.

Ведомая шестерня 40 заднего хода установлена на сегментной шпонке в средней части ведомого вала за промежуточным подшипником.

На заднем конце ведомого вала установлена ведущая шестерня 43 привода спидометра. От проворота шестерня 43 удерживается шариком 42, установленным в углублении вала.

Промежуточная шестерня 56 заднего хода, имеющая на внутренней поверхности втулку, свободно вращается на неподвижной оси 59, установленной в отверстии задней стенки картера 20 и отверстии прилива задней крышки 54. Шестерня имеет кольцевую канавку, в которую входит вилка 55 включения заднего хода. При перемещении промежуточной шестерни 56 вперед она входит одновременно в зацепление с шестерней 57 промежуточного вала и шестерней 40 ведомого вала, включая задний ход.

Синхронизаторы инерционного типа, установленные в коробке передач, позволяют включить первую, вторую или третью передачу только после того, как выравниваются скорости вращения шестерни включаемой передачи ведомого вала и промежуточного вала. Четвертая передача включается после того, как выравняются скорости вращения ведомого и ведущего валов.

Синхронизатор для двух передач состоит из ступицы 27, скользящей муфты 28, двух бронзовых блокирующих колец 30, двух кольцевых пружин 31, их опорных чашек и двух стопоров 29 блокирующих колец.

По обе стороны от ступиц 27 расположены венцы синхронизаторов с прямыми эвольвентного профиля зубьями, вращающиеся независимо от ступиц при нейтральном положении рычага переключения. При включении какой-либо передачи перед-1 него хода скользящая муфта, перемещаясь по шлицам ступицы, заходит в зацепление с венцом одной из ведомых шестерен или венцом ведущего вала и соединяет их. Так ведомый вал начинает вращаться со скоростью одной из ведомых шестерен, постоянно находящихся в зацеплении с шестернями промежуточного вала, или со скоростью ведущего вала — при включении четвертой передачи.

На зубчатые венцы синхронизаторов надеты блокирующие кольца 30. Наружная коническая поверхность блокирующих колец соответствует конусам скользящей муфты. Для создания повышенного сухого трения при работе синхронизатора на этой поверхности нарезана мелкая резьба, которая в момент соприкосновения кольца с муфтой разрывает масляную пленку. Внутренние зубья блокирующих колец, равно как и зубья венцов, на которые они надеты, заострены. Аналогичные скосы имеют и зубья муфты синхронизатора.

Fuse2Relay.ru - предохранители и реле