Электронный блок управления в состоянии распознать примерно 30 неисправностей деталей систем зажигания и впрыска топлива. Сообщения об имевших место неисправностях сохраняются в накопителе. Электронный блок не только регистрирует неисправности, но и выполняет их анализ, различая при этом неисправности однократного, спорадического характера и постоянные. Неисправность однократного характера удаляется через 50 запусков двигателя.
Выполнить опрос и сделать распечатку зарегистрированных неисправностей можно только в мастерской с помощью прибора V.A.G 1551.
Внимание! Электронный блок управления системы впрыска MPFI (двигатель объемом 2,6 л) сохраняет активность на протяжении еще полутора часов после выключения зажигания. Это значит, что появившаяся в это время неисправность в системе впрыска регистрируется блоком. Вместе с тем нет необходимости дожидаться, пока истекут полтора часа, чтобы, например, проверить один из датчиков. Система, соответственно, зарегистрирует отсоединение штекера питания датчика, однако такая «неисправность» является однократной и, как указывалось выше, она будет автоматически удалена.
Из-за необходимости применения специальных контрольно-измерительных приборов большинство проверок системы впрыска топлива автолюбителю недоступны. Вместе с тем, некоторые проверки автовладелец может без особого труда выполнить самостоятельно.
Электронный блок управления невозможно проверить с помощью приборов, имеющихся в распоряжении автолюбителя. Но, как показывает практика, отказ блока управления происходит только в редких случаях. Куда чаще из строя выходят датчики, клапаны, штекеры. При возникновении дефекта в системе впрыска топлива мы рекомендуем следующий порядок действий:
1. Убедитесь, что все предохранители системы впрыска в норме (№№ 13, 21, 27, 28 и 32).
2. Убедитесь, что система зажигания в норме.
3. Проверьте систему подачи питания.
4. Проверьте визуально состояние компонентов системы впрыска топлива. Если причина неисправности после выполнения указанных действий установлена не была, то ознакомьтесь с перечнем возможных неисправностей системы впрыска топлива и способами их устранения, а также обратитесь в мастерскую для распечатки кодов неисправностей, зарегистрированных блоком управления.
Внимание! Считывание зарегистрированных неисправностей возможно лишь в случае, если до этого не отсоединялся аккумулятор. При отсоединении аккумулятора происходит удаление всех данных с накопителя.
6. Проверьте состояние шлангов, в которых происходит циркуляция воздуха. Проверьте абсолютно все воздушные шланги, начиная от толстого рукава воздухозаборника и заканчивая самым тонким, по которому подаётся пониженное давление к редукционному клапану.
7. Убедитесь, что прокладки пускового топливного клапана, форсунок, а также уплотнительные прокладки на фланцах крепления впускного коллектора в норме. Негерметичность впускного коллектора приводит к поступлению в систему «побочного» воздуха. Количество этого воздуха не заложено в параметрах, имеющихся в памяти электронного блока управления и ведет к расстройству функционирования системы. Излишек воздуха ведет к неконтролируемому обеднению воздушно-топливной смеси. Данный дефект особо ощутим при работе двигателя на холостом ходу по колебаниям числа оборотов.
8. Прогрейте двигатель и оставьте его работать на холостом ходу. Капот при этом откройте и отсоедините штекер лямбда-зонда.
9. Обрызгайте из аэрозольной упаковки так называемой пусковой жидкостью (например, «Startpilot») блок системы впрыска в области фланца со стороны впускного коллектора, а также иные места предполагаемых утечек.
Если при нанесении указанной жидкости на определенную деталь происходит увеличение числа оборотов двигателя, то это и есть место подсоса воздуха.
10. Убедитесь, что посадка соединительных штекеров в норме, а контакты не сломаны и не погнуты. В случае необходимости обрызгайте контакты аэрозольным средством для улучшения проводимости контактов. Сами контакты не подгибайте.
Компоненты системы впрыска — проверка
При предположении, что одна из форсунок не работает, её можно проверить, воспользовавшись тестером с диодной лампочкой и омметром.
11. Отсоедините штекеры всех форсунок.
12. Проверьте вначале подачу питания к форсункам. Для этого подсоедините тестер с контрольной диодной лампочкой к контактам штекера форсунки (см. иллюстрацию).
13. Запустите двигатель. Диодная лампочка должна мигать. В противном случае питание форсунки отсутствует или же плохая «масса» (-) блока управления.
14. Проверьте сопротивление форсунок, отсоединив все штекеры.
15. Подсоедините омметр к контактам форсунки. Если двигатель холодный, то сопротивление форсунки должно составлять 13,5-17 Ом. Если показания омметра находятся вне названных данных, то форсунка подлежит замене.
16. Проверьте плотность закрытия форсунки. Для этого снимите распределительный топливопровод вместе с форсунками.
17. Отсоедините штекеры форсунок, а топливопроводы от форсунок не отсоединяйте.
18. Попросите помощника стартером провернуть двигатель несколько раз, чтобы сработал топливный насос и в системе поднялось давление.
19. Наблюдайте за форсунками. Из каждой форсунки в минуту должно вытечь не более 1-2 капель топлива. В противном случае соответствующую форсунку замените.
20. Проверьте форму струи впрыскиваемого форсункой топлива и объем этого топлива, если в этом есть необходимость.
21. Отсоедините для проверки потенциометра углового перемещения дроссельной заслонки его штекер.
22. Измерьте, воспользовавшись высокочувствительным омметром, сопротивление на контактах потенциометра. Измерения выполняются при нахождении дроссельной заслонки в положении «Холостой ход» и «Полная нагрузка». Двигатель при проведении измерений должен заглушен. Полученные данные должны находиться в рамках значений, данных в таблице.
23. Сдвиньте резиновую манжету штекера расходомера массы впускаемого воздуха (автомобили с системой впрыска топлива MPI). Сам штекер не отсоединяйте (см. иллюстрацию).
24. Подключите к контактным соединениям штекера на его тыльной стороне высокочувствительный вольтметр.
25. Выполните измерение №1. Подсоедините вольтметр к контактам 2 и 3 штекера расходомера массы воздуха.
26. Включите зажигание. Вольтметр должен зарегистрировать 12-14 В. Если полученные данные не совпадают с указанными, то на линии подачи питания обрыв.
27. Проверьте предохранитель № 27, а также провод, ведущий от предохранителя № 27 к контакту 3 штекера расходомера массы воздуха или же провод «массы» (-) и его соединение с контактом 2 штекера и блоком цилиндров.
28. Выполните измерение № 2. Подсоедините вольтметр к контактам 2 и 4 .
29. Включите зажигание. Вольтметр должен зарегистрировать напряжение 1,0-7,5 В. В противном случае расходомер массы воздуха подлежит замене.
30. Выполните измерение № 3. Подсоедините вольтметр к контактам 1 и 2.
31. Включите зажигание. Вольтметр должен показать 0,3-1,1 В.
32. Запустите двигатель. Вольтметр остаётся подсоединенным.
33. Выключите все потребители электроэнергии бортовой сети. Вентилятор обдува радиатора также не должен работать.
34. Поддерживайте число оборотов в пределах оборотов холостого хода и 4000 об/мин. В зависимости от текущего числа оборотов двигателя вольтметр должен регистрировать показания 1,5-3,4 В (максимум). В противном случае расходомер массы воздуха замените, так как он неисправен.
Клапан стабилизации холостого хода двигателя объемом 2,8 литра расположен на патрубке дроссельной заслонки с правой стороны. Проверить клапан можно следующим образом:
35. Отсоедините штекер клапана стабилизации холостого хода и подсоедините к обоим контактам клапана высокочувствительный омметр. Омметр должен показать 7-11 Ом. В противном случае клапан неисправен.
36. Отсоедините клапан стабилизации холостого хода для выполнения дальнейших проверок. Штекер клапана не отсоединяйте (см. иллюстрацию).
37. Установите вращающийся поршень впускного отверстия клапана в положение «Открыто» или «Закрыто». Не пользуйтесь для этого металлическим инструментом!
38. Включите зажигание и наблюдайте за вращающимся поршнем. Он должен сместиться и расположиться примерно по центру.
39. Проверьте легкость хода поршня. При резком вращении снятого клапана поршень должен перемещаться. Кроме того, он не должен иметь задиров и следов истирания.
Внимание! Клапан стабилизации холостого хода двигателей объемом 2.6 литра (система впрыска топлива MPFI) нельзя снимать самостоятельно. В противном случае, после установки клапана понадобится выполнить так называемую основную регулировку, что возможно лишь с помощью прибора V.A.G 1551, которым располагают только лишь мастерские по ремонту автомобилей AUDI. Кроме того, если штекер клапана стабилизации холостого хода будет отсоединен раньше, а не через полтора часа после последнего запуска двигателя, то система самодиагностики зарегистрирует неисправность клапана, что в самом деле может не соответствовать действительности.
По этой причине у автомобилей с системой впрыска топлива MPFI самостоятельно можно выполнить только проверку обмотки клапана стабилизации холостого хода.
40. Отсоедините штекер клапана стабилизации холостого хода (см. иллюстрацию).
41. Измерьте с помощью чувствительного омметра сопротивление клапана на контактах 1 и 4, а также 2 и 3. Если клапан исправен, то омметр должен показать 45-60 Ом.
Прочие проверки клапана самостоятельно выполнить нельзя.
Если при работе двигателя при достижении им определенной температуры наблюдаются сбои, то причиной этого может быть дефект датчика температуры охлаждающей жидкости.
Внимание! Если штекер датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя объемом 2,6 литра будет отсоединен раньше, а не через полтора часа после последнего запуска двигателя, то система самодиагностики зарегистрирует неисправность датчика, что в самом деле может не соответствовать действительности.
42. Отсоедините штекер датчика температуры охлаждающей жидкости (см. иллюстрацию).
43. Измерьте сопротивление на обоих контактах датчика с помощью высокочувствительного омметра. Сравните полученные данные с таблицей номинальных значений (см. иллюстрацию).
Полученные данные зависят от температуры двигателя. Если они выходят за значения внутри кривых на диаграмме, то датчик температуры охлаждающей жидкости подлежит замене. В качестве опорных значений можно воспользоваться следующими данными: при температуре охлаждающей жидкости 20°С омметр должен показать сопротивление примерно 2,5 кОм, а при температуре охлаждающей жидкости 80°С — примерно 330 Ом .
Датчик температуры впускаемого воздуха имеется только у автомобилей с двигателем объемом 2,6 л. Он расположен с правой стороны двигателя рядом с клапаном стабилизации холостого хода и редукционным клапаном.
Внимание! Если штекер датчика температуры впускаемого воздуха двигателя объемом 2,6 литра будет отсоединен раньше, а не через полтора часа после последнего запуска двигателя, то система самодиагностики зарегистрирует неисправность датчика, что в самом деле может не соответствовать действительности.
44. Отсоедините штекер датчика температуры впускаемого воздуха (см. иллюстрацию).
45. Измерьте сопротивление на обоих контактах датчика с помощью высокочувствительного омметра. Сравните полученные данные с таблицей номинальных значений (см. иллюстрацию).
Полученные данные зависят от температуры двигателя. Если они выходят за значения внутри кривых на диаграмме, то датчик температуры впускаемого воздуха подлежит замене. В качестве опорных значений можно воспользоваться следующими данными: при температуре охлаждающей жидкости 20°С (комнатная температура, двигатель холодный) омметр должен показать сопротивление примерно 6,3 кОм.
46. Отсоедините штекер на проводе питания лямбда-зонда для его проверки (см. иллюстрации 16.46 и 16.46а). Для измерений необходим высокочувствительный омметр
47. Проверьте обогрев лямбда-зонда.
48. Отсоедините штекер обогрева зонда и подсоедините омметр к обоим контактам зонда. Сопротивление исправного датчика составляет 3-15 Ом. Если это не так, то зонд замените.
49. Проверьте зонд. Для этого отсоедините штекер зонда и подсоедините один соединительный провод омметра к контакту зонда, а второй — к «массе» (-). При исправном зонде омметр должен показать бесконечное (Г) сопротивление. В противном случае лямбда-зонд замените.
50. Проверьте провод передачи сигнала зонда на блок управления. Для этого отсоедините штекер зонда и подсоедините один соединительный провод вольтметра к контакту зонда, а второй — к «массе» (-). При исправном зонде вольтметр должен показать 0,35-0,45 В. В противном случае проверьте провод. Если провод и его подсоединение в норме, то замените блок управления.
Для замены лямбда-зонда необходимо отсоединить штекеры и ослабить хомуты крепления проводов.
51. Смажьте резьбу нового лямбда-зонда пастой перед его установкой. Не допускайте попадания пасты в шлицы зонда. Момент затяжки зонда 50 Нм.
Порядок действий при снятии большинства деталей, относящихся к системе впрыска топлива, не требует детальных пояснений. Дополнительные пояснения необходимы только для снятия расходомера массы впускаемого воздуха и форсунок.
Для того, чтобы снять расходомер массы воздуха, необходимо ослабить хомут крепления рукава воздухозаборника, отсоединить штекер питания расходомера и снять верхнюю часть воздушного фильтра вместе с расходомером.
Топливные форсунки — снятие
52. Снимите воздушный шланг между воздушным фильтром (расходомером воздуха) и двигателем.
53. Отсоедините провода высокого напряжения и отложите их в сторону от места работ.
54. Отсоедините штекеры форсунок.
55. Отсоедините распределительный топливопровод от впускного коллектора.
56. Снимите шланг низкого давления воздуха с редукционного клапана давления топлива.
57. Извлеките распределительный топливопровод вместе с шестью форсунками, подав его вверх (см. иллюстрацию).
58. Отсоедините стопорные скобы крепления форсунок и снимите форсунки.
59. Замените все уплотнительные кольца круглого сечения на всех форсунках и смажьте их моторным маслом перед установкой.
60. Установите форсунки на место. При установке будьте внимательны, чтобы не произошло заворачивания уплотнительного кольца или его повреждения.