Устройство фар автомобиля ВАЗ-2101 Жигули

ВАЗ-2101 Жигули Устройство фар автомобиля

Открыть большую картинку в новой вкладке →


1. Экран нити ближнего света. 2. Нить ближнего света. 3. Нить дальнего света. 4. Установочные выступы. 5. Фланец лампы. 6. Цоколь лампы. 7. Штекер нити ближнего света. 8. Штекер нити дальнего света. 9. Пылеотражатель. 10. Штепсельная колодка. 11. Наружный ободок. 12. Рефлектор. 13. Гнезда для установочных скоб оптического элемента. 14. Рассеиватель. 15. Винт горизонтальной регулировки света фары. 16. Отверстие крепления фары. 17. Держатель гайки. 18. Винт вертикальной регулировки света фары. 19. Гайка. 20. Корпус фары. 21. Экран. 22. Лампа А12-45+40. 23. Уплотнитель проводов. 24. Пружина. 25. Внутренний ободок. 26. Винты крепления наружного ободка к внутреннему. 27. Фары. 28. Аккумуляторная батарея. 29. Генератор. 30. Блок предохранителей. 31. Переключатель указателей поворота и света фар. 32. Выключатель зажигания. 33. Блок выключателей. 34. Комбинация приборов. 35. Контрольная лампа включения дальнего света фар. 36. Выключатель наружного освещения. 37. Спидометр. 38. Реле включения дальнего света фар.

Фары предназначены для освещения дороги перед автомобилем в ночное время.

На автомобили ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 устанавливаются по две одинаковые фары типа ФГ-140. На автомобиль ВАЗ-2103 устанавливаются четыре фары: две наружные типа ФГ-145 и две внутренние — ФГ-146. Оптические элементы и лампы’ фар обеспечивают асимметричный пучок ближнего света и соответствуют требованиям международных норм. Каждая фара ФГ-140 крепится к передку кузова четырьмя винтами, причем три винта ввертываются в специальные стальные пружинные скобы, а четвертый, соединяющий черный провод фары с массой,— непосредственно в передок кузова. Под фару устанавливается амортизирующая пластмассовая прокладка.

Фары ФГ-145 и ФГ-146 крепятся каждая тремя винтами. Два винта ввертываются в пластмассовые пластинки, а третий — непосредственно в передок кузова. Роль амортизирующего элемента выполняют пластмассовые пластинки. Поэтому под эти фары прокладки не ставятся. Скобы и пластинки надеваются на кромки отверстия для фары. Снаружи фары закрыты стальными хромированными облицовочными ободками.

На автомобилях ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 ближний и дальний свет фар включается переключателем 31, расположенным на рулевой колонке, при включенном выключателе наружного освещения в блоке 33. Кроме того, оттягивая на себя длинный рычаг переключателя 31, можно получить кратковременное включение дальнего света фар (у автомобилей выпуска до января 1973 г. включается ближний свет) как при включенном, так и при выключенном выключателе наружного освещения. Это обеспечивается тем, что напряжение на контакты световой сигнализации переключателя 31 подается непосредственно от штекера «INT» выключателя 32 зажигания, минуя выключатель наружного освещения в блоке 33.

На автомобиле ВАЗ-2103 свет фар также включается с помощью выключателя 36 наружного освещения и переключателя 31. При включении дальнего света горят все четыре фары, обеспечивая хорошую и равномерную освещенность дороги перед автомобилем, а при включении ближнего света — горят только две наружные фары. При включении дальнего света четыре фары потребляют ток силой 15—16 А. Такой ток может повредить контакты переключателя 31, рассчитанные на силу тока 8 А. Поэтому дальний свет фар включается через дополнительное реле 38 типа РС-527, контакты которого способны выдержать силу тока 20 А, а через контакты переключателя 31 протекает только ток питания обмотки реле, не превышающий 0,3 А.

Фары выпускаются несколькими предприятиями и поэтому имеют небольшие различия в конструкции некоторых элементов. Эти различия касаются в основном способа крепления лампы к оптическому элементу. Кроме того, фары могут быть с экраном 21 или без него.

Фара ФГ-140 имеет стальной окрашенный корпус 20, в котором с помощью пружины 24 и двух винтов 15 и 18 закреплен внутренний ободок 25. В этом ободке имеется три гнезда 13, в которые входят установочные скобы оптического элемента. Гнезда в ободке и соответствующие им скобы оптического элемента расположены несимметрично относительно оси фары. Поэтому оптический элемент можно вставить в ободок 25 только в одном определенном положении. Оптический элемент прижимается к внутреннему ободку 25 наружным стальным хромированным ободком 11, который крепится к внутреннему ободку тремя винтами 26.

Оптический элемент — неразборный, состоит из рефлектора 12 и приклеенного к нему рассеивателя 14. Рефлектор — стальной, имеет форму параболоида, который концентрирует отраженные лучи света в пучок, направляя их вдоль своей оси, если нить лампы находится в его фокусе. Для создания зеркальной поверхности отражающая поверхность рефлектора покрыта лаком, а затем тонким слоем алюминия.

Наружная поверхность рассеивателя 14 гладкая, а на внутренней — имеется сложная система призм, которые сильнее рассеивают свет в горизонтальном направлении, чем в вертикальном. Поэтому, если направить пучок дальнего света на стенку, то пятно света будет иметь форму эллипса. Такое рассеивание света обеспечивает лучшее освещение дороги перед автомобилем и у обочины.

С тыльной стороны в оптический элемент вставляется лампа 22 типа А12-45+40. Лампа — пустотная, т. е. из ее колбы откачан воздух. Она имеет две вольфрамовые нити: одну (40 Вт) для ближнего света и другую (45 Вт) для дальнего. Нить 3 дальнего света находится в фокусе рефлектора, и поэтому лучи дальнего света концентрируются в узкий пучок, направленный почти параллельно дороге и хорошо освещающий ее на максимальном расстоянии от автомобиля. Нить 2 ближнего света выведена вперед из фокуса рефлектора и закрыта снизу специальным металлическим экраном 1. Это сделано с целью ограничить распространение света вверх. Если направить пучок ближнего света на стенку, то пятно света будет иметь форму эллипса со срезанной верхней половиной. Верхняя граница освещенного участка в левой части пятна будет проходить точно по горизонтальной оси эллипса, а в правой части — по линии, исходящей вверх из центра эллипса под углом 15° к его горизонтальной оси. Такая форма пучка света обеспечивает хорошее освещение дороги перед автомобилем (особенно ее правой стороны и обочины) и уменьшает возможность ослепления водителей встречного транспорта.

У части фар в оптическом элементе перед лампой устанавливается экран 21. Он задерживает прямой свет, исходящий от нитей лампы, и обеспечивает более четкую верхнюю границу пучка ближнего света.

Лампа имеет стальной ступенчатый фланец 5. Ступенькой большего диаметра он вставляется в рефлектор фары ФГ-140, а ступенькой меньшего диаметра — в рефлекторы фар автомобиля ВАЗ-2103, которые имеют меньшие размеры. На обеих ступеньках фланца предусмотрены выступы 4, которые входят в соответствующий паз рефлектора. Поэтому лампа устанавливается в оптическом элементе в строго определенном положении и не требуется регулирования положения лампы в фокусе рефлектора. Снаружи лампа закрывается пластмассовым пылеотражателем 9.

На цоколе лампы имеется три штекера для подвода напряжения: один—для нити ближнего света, другой — для дальнего света, а третий — общий—соединяется с массой. На штекеры надеваются пластмассовая колодка 10 с проводами. Два провода через резиновый уплотнитель 23 выводятся из корпуса фары, а наконечник третьего (черного) провода привальцован в корпусе к отверстию крепления фары и через винт крепления фары соединяется с массой автомобиля.

Винты 15 и 18 служат не только для крепления внутреннего ободка 25, но и для регулирования направления светового пучка фары. При ввертывании или вывертывании, например, винта 18 он притягивает или отодвигает от корпуса фары верхний край ободка 25 и прижатый к нему оптический элемент поворачивается относительно горизонтальной оси. При ввертывании или вывертывании винта 15 оптический элемент поворачивается относительно вертикальной оси. Винты ввертываются в пластмассовые гайки 19, препятствующие самоотвинчиванию винтов. Держатели 17 гаек прикреплены к корпусу фары.

Фары ФГ-145 и ФГ-146 автомобиля ВАЗ-2103 имеют такое же устройство, как и фары ФГ-140 автомобиля ВАЗ-2101, но отличаются меньшими размерами, формой корпуса и характеристиками оптических элементов. Лампы в этих фарах устанавливаются также типа А12-45+40, но у внутренних фар нить ближнего света ламп не используется.

Внутренние ФГ-146 и наружные ФГ-145 фары различаются системой призм рассеивателей, так как внутренние фары работают только при включении дальнего света, а наружные — как при включении дальнего, так и ближнего света. Кроме того, во внутренних фарах отсутствует экран 21. Гнезда 13 для установки оптического элемента у внутренних и наружных фар имеют разные координаты, чтобы оптический элемент внутренней фары нельзя было поставить в наружную фару и наоборот.

И внутренние, и наружные фары разделяются на правые и левые (к обозначению типа фары добавляется индекс «П» или «Л»).

Fuse2Relay.ru - предохранители и реле