Замену вкладышей коренных подшипников коленчатого вала необходимо проводить в следующем порядке. Приготовить приспособления «00.2.590» и «00.9.120». Снять и разобрать двигатель. Выполнить работы по подразделу «Замена коленчатого вала». Обратить внимание на маркировку коленчатого вала, где буква (1, рис. 5.77) имеет обозначение:
- S, серийный;
- В, 1-й ремонтный размер;
- С, 2-й ремонтный размер.
Изображенные на рисунке цифры (2) обозначают классификацию вкладышей для соответствующих постелей 1–5 подшипников (крышек коренных подшипников), где 1 – желтый, 2 – зеленый, 3 – фиолетовый.
Примечание. При замене вкладышей коренных подшипников или коленчатого вала сохраняется классификация для вкладышей коренных подшипников в блоке цилиндров.
В соответствии с диаметром коренных шеек коленчатый вал имеет желтую («Y»), зеленую («G») или фиолетовую («V») маркировку.
Цветовая маркировка вкладышей в крышках коренных подшипников должна соответствовать маркировке коленчатого вала.
Крышки коренных подшипников (1–3) имеют маркировку в виде выбитых цифр. Крышки 4 и 5 подшипников маркировку не имеют.
Крышку коренного подшипника №5 можно отличить по поверхности для полукольца упорного подшипника.
Изображенные на рисунке буквы (1, рис. 5.78) обозначают классификацию вкладышей подшипников для постелей подшипников 1–5 в блок-картаре и находятся на стороне КПП в пространстве между рядами цилиндров.
Первая буква слева обозначает первую постель подшипника спереди – желтую («Y»), зеленую («G») или фиолетовую («V») маркировку.
Снять старые вкладыши коренных подшипников из пастелей картера блока цилиндров. Установить в картер блока цилиндров вкладыши коренных подшипников с канавками для подвода масла. Вывернуть опорные резьбовые штифты (стрелки, рис. 5.79) из крышек коренных подшипников.
Вложить в крышки коренных подшипников вкладыши без канавки для подвода масла. Ввернуть установочные втулки с внутренним шестигранником в приливы крышки коренного подшипника. Полукольца упорного вкладыша устанавливается в картер блока цилиндров и в крышку коренного подшипника . Полукольца имеют проточки для подвода масла.
Внимание! Строго следить за тем, чтобы проточки упорных полуколец были обращены в сторону коленчатого вала.
Установить полукольца упорного подшипника так, чтобы проточки подвода масла были обращены в сторону щек коленчатого вала. Выровнять упорные полукольца со стороны крышки коренного подшипника. Крышка упорного подшипник №5 коленчатого вала имеет проточку. Вкладыши с упорным буртиком (выступами) установить в пазы крышки коренного подшипника №5. Уложить коленчатый вал в постели картера блока цилиндров.
При затяжке крышек, в процессе проверки зазора, использовать старые (снятые) болты. Величину угла доворота болта определять с использованием приспособления «00.9.120».
Снять крышки коренных подшипников и измерить величину радиального зазора в коренных подшипниках непосредственно на шейке вала (стрелка, см. рис. 5.80) по ширине сплющенной калиброванной проволоки. При этом использовать измерительную шкалу упаковки проволоки. Величина радиального зазора подшипников коленчатого вала должна находиться в пределах 0,024–0,052 мм.
При необходимости, для корректировки зазора в подшипнике, следует использовать новые вкладыши с другой цветовой маркировкой. Удалить калибровочную проволоку с шейки коленчатого вала, используя спирт.
Смазать шейки коленчатого вала и вкладыши коренных подшипников маслом для двигателя. Установить крышки коренных подшипников (1 – 5) таким образом, чтобы направляющие выступы вкладышей находились с одной стороны. Выровнять крышки подшипников с постелью по боковой плоскости.
Продуть глухие отверстия сжатым воздухом, наличие влаги и загрязнения не допустимо. Использовать новые болты крепления крышек коренных подшипников, не смывать их покрытие. Установить и наживить от руки болты крепления коренных подшипников. Установленные новые болты крепления крышек коренных подшипников, затянуть их моментом 20 Н·м (2,0 кгс·м).
Ослабить крепления крышки упорного коренного подшипника №5. Постучать сзади и спереди по торцу коленчатого вала киянкой или пластиковым молотком, чтобы отцентрировать упорный подшипник. Затянуть болты крепления крышки упорного коренного подшипника (№5) моментом 20 Н·м (2,0 кгс·м). Довернуть все болты (М11) крепления крышек коренных подшипников на заданный угол – 100°, с помощью приспособления «00.9.120».
Проверить величину осевого зазора коленчатого вала (см. рис. 5.80), которая должна быть в пределах 0,080 – 0,246 мм. В случае превышения допустимого осевого зазора, проверить и, при необходимости, заменить вкладыш упорного подшипника, коленчатый вал и блок-картер двигателя.
Затянуть резьбовые втулки (М8) моментом 6,0 Н·м (0,6 кгс·м). Довернуть все болты (М10) крепления крышек коренных подшипников на угол 100°. Заменить болты (1, см. рис. 5.75) с фланцевой головкой и затянуть их моментом 34 Н·м (3,4 кгс·м).