1. Даже если вы решили заменить подшипники на новые, старые подшипники должны быть подвергнуты серьезному анализу, поскольку могут дать много информации о состоянии двигателя.
Рис. 19.1 Типичные картинки повреждений подшипников
2. Повреждения подшипников наступают из-за недостатка смазочного масла, попадания грязи и других инородных частиц, перегрузки двигателя и коррозии. Несмотря на причину выхода из строя подшипников, она должна быть выявлена и устранена до сборки двигателя.
3. Для осмотра подшипников положите их на ровную и чистую поверхность в том же порядке, как они стоят на двигателе. Это нужно для того, чтобы правильно идентифицировать коренные или шатунные шейки, имеющие дефекты.
4. Грязь и другие инородные частицы могут попадать в двигатель различными путями: во время сборки, через фильтры или систему вентиляции картера. Твердые частицы повреждают поверхность подшипников. Большие инородные частицы не могут быть удалены маслом и проделывают борозды в подшипнике и на шейке вала. Лучшая защита от таких повреждений — чистая сборка и частая замена фильтров.
5. Недостаток расхода смазки через подшипники может быть вызван рядом взаимосвязанных причин, таких как перегрев двигателя (уменьшение вязкости масла), перегрузка (выдавливание масла из зазора), чрезмерные утечки через подшипник при большом зазоре в нем, износ масляного насоса и частая работа на высоких числах оборотов. Редко, но встречается механическая блокировка масляных каналов из-за несовпадения отверстий в блоке и в подшипнике.
Недостаток смазки приводит к истиранию или вытеснению антифрикционного покрытия вкладышей, а местный нагрев может привести к появлению цветов побежалости на стальной подложке вкладыша.
6. На долговечность подшипников влияет и стиль езды. Движение с малой скоростью при полном открытии дросселя (т.е. несвоевременное переключение на высшую передачу) приводит к перегрузке подшипников и наблюдается тенденция к утончению несущего слоя масла. Такие нагрузки сильно изгибающие подшипник, приводят к появлению сетки усталостных трещин. Одновременно антифрикционный слой может выкрашиваться. Частые поездки на короткие расстояния приводят к коррозии подшипников (конденсация влаги и коррозионно-активных газов на непрогретых массивных деталях) Продукты конденсации накапливаются в массе, формируя достаточно значительное количество кислот.
7. Грязная сборка, излишние усилия при сборке подшипника, неправильная ориентация вкладышей приводят к быстрой и уверенной поломке.
Отбраковка
Содержание
8. Если вкладыши, которые вы сняли, изношены или повреждены или зазор в подшипнике выходит за пределы допустимого (см. п 22 и 23) предлагаем ниже следующей порядок выбора новых подшипников Этот порядок не касается случая перешлифовки вала в ремонтный размер — здесь постановка ремонтных вкладышей просто обязательна.
Коренные подшипники
9. При установке номинального размера подшипника, убедитесь, что цветовой код старого и нового подшипника совпадают. Цветовой код нанесен на ребро вкладыша.
10. Если цветовой код подшипника утрачен, его можно восстановить по меткам, выбитым на блоке со стороны подсоединения картера сцепления или привалочной плоскости масляного поддона.
Рис. 19.10 Коды размеров диаметров постелей коленвала (буквы)
11. Расположение кодов диаметров коренных подшипников указано на рисунке 19.11.
Рис. 19.11 Коды размеров коренных шеек коленвала
12. Выбор подшипников проводите согласно таблице на рис. 19.12.
Рис. 19.12 Выбор цветового кода подшипника с помощью бую или римских цифр на блоке и арабских цифр на коленвале. Например: сочетание С3 дает коричневый.
Стрелка по горизонтали: уменьшение толщины вкладыша, увеличение диаметра постели вала.
Стрелка по вертикали: уменьшение шейки, уменьшение толщины вкладыша.
Шатунные подшипники
13. При установке вкладыша номинального размера обратите внимание на цветовой код.
14. Если цветовой код старого подшипника утерян, обращайтесь за справкой с боковой поверхности крышки шатунного подшипника.
Рис. 19.14 Код размера отверстия под шатунный подшипник. Не является порядковым номером шатуна
15. На рис. 19.15 вы найдете места простановки кода диаметра соответствующей шатунной шейки (имейте в виду, что это не номера шеек).
Рис. 19.15 Коды размеров шатунных шеек ( буквы)
16. По таблице на рис. 19.16 определите цветовой код вкладыша для каждой шатунной шейки.
Рис. 19.16 Поиск требуемого кода шатунного вкладыша по цифрам на шатуне и буквам на вале. Пример D4 — синий.
Стрелка по горизонтали: увеличение диаметра шатуна, утонченно вкладыша.
Стрелка по вертикали: уменьшение диаметра шейки, утончение вкладыша.
Все подшипники
17. Помните, что окончательно выбор размера подшипника определяется зазором в подшипнике.
18. Примечание после сборки двигателя с новыми подшипниками двигатель следует прогреть на холостом ходу до рабочей температуры и проработайте на этом режиме 15 минут.