Коренные и шатунные подшипники при капитальном ремонте двигателя подлежат обязательной замене, однако бывшие в эксплуатации подшипники следует тщательно проверить, чтобы восстановить общее состояние двигателя на момент ремонта.
Причинами разрушения подшипников коленчатого вала являются недостаточная смазка из-за неправильной сборки, загрязнение и проникновение посторонних частиц, частые перегрузки двигателя, коррозия и др. Независимо от причины, вызвавшей разрушение подшипников, ее следует устранить.
Виды износа коренных и шатунных подшипников
Содержание
Подбор коренных подшипников
Диаграмма для подбора шатунных подшипников на двигателях 3F-E
Маркировка А | 1,484 – 1,488 мм |
Маркировка В | 1,488 – 1,492 мм |
Маркировка С | 1,492 – 1,496 мм |
Диаграмма для подбора шатунных подшипников коленвала на двигателях 3F-E
1. Коленвал; 2. Центральный противовес; 3. Подшипник N3; 4. Размерная группа подшипника
Маркировка на подшипнике |
|||||||||
Номер на коленвале |
3 |
4 |
5 |
||||||
Номер на блоке цилиндров |
6 |
7 |
8 |
6 |
7 |
8 |
6 |
7 |
8 |
Размерная группа подшипника* |
Т3 |
Т4 |
Т5 |
Т2 |
Т3 |
Т4 |
Т1 |
Т2 |
Т3 |
* Пример: Номер на коленвале 5, номер на блоке цилиндров 7 = размерная группа Т2.
Диаметр коренных подшипников и внутренний диаметр отверстия под коренные подшипники на двигателях 3F-E
Диаметр шейки коленвала |
№ |
мм |
Маркировка-3 |
N1 |
66.972 – 66.980 |
N2 |
68.472 – 68.480 |
|
N3 |
69.972 – 69.980 |
|
N4 |
71.472 – 71.480 |
|
Маркировка-4
|
N1 |
66.980 – 66.988 |
N2 |
68.480 – 68.488 |
|
N3 |
69.980 – 69.988 |
|
N4 |
71.480 – 71.488 |
|
Маркировка-5
|
N1 |
66.988 – 66.996 |
N2 |
68.488 – 68.496 |
|
N3 |
69.988 – 69.996 |
|
N4 |
71.488 – 71.496 |
|
Диаметр отверстия под коренные подшипники |
N |
мм |
Маркировка-6
|
N1 |
72.010 – 72.018 |
N2 |
73.510 – 73.518 |
|
N3 |
75.010 – 72.018 |
|
N4 |
76.510 – 76.518 |
|
Маркировка-7
|
N1 |
72.018 – 72.026 |
N2 |
73.518 – 73.546 |
|
N3 |
75.018 – 75.026 |
|
N4 |
76.518 – 76.526 |
|
Маркировка-8
|
N1 |
72.026 – 72.034 |
N2 |
73.526 – 73.534 |
|
N3 |
75.026 – 75.034 |
|
N4 |
76.526 – 76.524 |
Диаграмма для подбора стандартных шатунных подшипников на двигателях 1FZ-FE
Нанесенный номер |
|||||||||
Маркировка на шатуне |
1 |
2 |
3 |
||||||
Номер на коленвале |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
Маркировка размерной группы подшипника* |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
6 |
* Пример: Номер на шатуне 3 + номер на коленвале 1 = Размерная группа подшипника 4.
Диаграмма для подбора стандартных коренных подшипников коленвала на двигателях 1FZ-FE
Нанесенный номер | |||||||||
Маркировка на блоке цилиндров |
1 |
2 |
3 |
||||||
Номер на коленвале | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
Маркировка размерной группы подшипника* | 2 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 6 |
* Пример: Номер на блоке цилиндров 2 + номер на коленвале 1 = Размерная группа подшипника 3.
Диаметр коренных подшипников и внутренний диаметр отверстия под коренные подшипники на двигателях 1FZ-FE
Диаметр отверстия под коренные подшипники: | |
– маркировка 1 |
74.026 – 74.032 мм |
– маркировка 2 |
74.032 – 74.038 мм |
– маркировка 3 |
74.03 – 74.044 мм |
Диаметр шейки коленвала: | |
– маркировка 1 |
68.994 – 69.000 мм |
– маркировка 2 |
68.988 – 68.994 мм |
– маркировка 3 |
68.982 – 68.988 мм |
Толщина стандартных подшипников: | |
– маркировка 2 |
2.489 – 2.492 мм |
– маркировка 3 |
2.49 – 2.495 мм |
– маркировка 4 |
2.495 – 2.498 мм |
– маркировка 5 |
2.498 – 2.501 мм |
– маркировка 6 |
2.501 – 2.504 мм |
1. Если устанавливаются подшипники стандартных размерных групп, то новый подшипник подбирается по номерам, нанесенным на заменяемый, а также по номерам на блоке цилиндров и коленвале с использованием таблиц.
2. Если коленвал шлифовался, то подшипники следует подбирать в автосервисе, в котором выполнялась шлифовка.
3. После подбора подшипников измерьте зазор в шейках (см. подраздел 3.3.8.2).
4. В заводских условиях при сборке двигателя устанавливаются подшипники с разной цветовой маркировкой, которая наносится на кромке вкладыша подшипника.
5. Маркировка размерной группы подшипников обычно наносится со стороны вкладыша, обращенной к задней части коленвала, за исключением заднего коренного вкладыша, который маркируется со стороны обращенной к передней части коленвала.
6. Допускается устанавливать верхний и нижний вкладыши из различных размерных групп. Например, чтобы скорректировать зазор на 0,0125 мм стандартный вкладыш иногда используется со вкладышем из группы с уменьшенным диаметром на 0,025 мм.
Внимание! Запрещается устанавливать пару вкладышей если различие их диаметров превышает 0,025 мм. Отличающиеся по размеру вкладыши следует устанавливать либо все сверху, либо все снизу.